22.10.2008
Источник: skuns.info
Регион: Украина

Многие из нас уже давно привыкли к тому, что значительная часть потребляемых нами пищевых продуктов, мягко говоря, далеки не только от идеала, но и от всех мыслимых стандартов. Поэтому почти каждый с удовольствием подхватывает возмущенные разговоры о том, что «эти мерзавцы» кладут в колбасу вместо мяса и льют в молоко вместо молока…

По этой же банальной причине у многих телезрителей вызвали теплые чувства два репортажа в воскресных выпусках вечерних новостей телеканала «Интера». Теплые – по отношению к каналу. Дескать, вот какие молодцы, сказали наконец-то, как у нас обманывают потребителя.

На самом деле оба репортажа были «удивительным» образом сработаны очень неоднозначно. И напоминали они классические примеры из учебников по маркетинговым атакам для зарубежных производителей, перед которыми стоит задача борьбы с национальными производителями.

Прежде, чем анализировать репортажи, следует объясниться. Дело в том, что автор этой статьи имеет некоторое соприкосновение с системой контроля качества продуктов питания (глупое сочетание, конечно, но, к сожалению, устоявшееся; хотя каждый раз возникает чувство, что пишешь о фекалиях). И поэтому относится как раз к тем, кто должен был бы радоваться актуализации этой темы на ведущем телеканале страны.

Однако при этом автор очень нервно относится к непрофессионализму и «заказам». Первое было очевидно в анализируемых репортажах, а второе волей-неволей приходится предположить. Потому что…

Вот почему. В первом репортаже журналист проникновенным тоном сообщил, что «практически все» украинские молочные продукты не содержат молока и молочных жиров. По ходу репортажа выяснилось, что проверены только несколько образцов (дальше выяснилось, что по одному образу каждого вида продукции – сгущенки, молока, сметаны и т.д.), причем фирмы-производители названы не были. Показали эксперта, который совершенно саркастически благодарил нерадивых производителей за «заботу» о потребителях – мол, они, производители, жалуются, что в Украине не хватает молока, и приходится его заменять растительными жирами.

Через неделю был продемонстрирован следующий сюжет, в котором «интеровцы» огласили результаты профессионального лабораторного анализа сгущенного молока, сливочного масла, обычного пастеризованного молока и сыра. В начале сюжета ведущий напомнил о репортаже недельной давности и дал понять, что им телеканал навлек на себя чей-то гнев. И в доказательство своей правоты (а, напомним, основной слоган первого, а, значит, и второго репортажей – «практически все украинские молочные продукты не содержат молока») журналисты купили «в любом столичном супермаркете» перечисленные молочные продукты и отдали на лабораторный анализ.

До объявления результатов все логически требовало финального аккорда – эмпирического подтверждения того, что действительно все отечественные молочные продукты не содержат или практически не содержат молока. Правда, уже было ясно, что не «все», а лишь совершенно непонятным образом отобранные единицы (даже не всех столичных фирм); правда, уже возникал вопрос, чем отличаются экспертизы, проведенные с разницей в неделю. Однако все равно зритель невольно ожидал результата лабораторного теста: «все очень плохо»!

И не дождался. Оказалось, что и в молоке, и в сыре использованы не какое-нибудь пальмовое масло (о котором было подробно рассказано в первом сюжете), а вполне привычные и достойные молочные жиры. Масло оказалось спрэдом (то есть растительной эмульсией, не подпадающей даже под определение маргарина), а в сгущенном молоке процент растительных масел превышал все остальные составные элементы.

То есть, как минимум, не «все» виды отечественных молокопродуктов не содержат молока. Думаете, кто-то на «Интере» признал, что они безосновательно тиражировали это утверждение две недели? Ведь и сыр, и пастеризованное молоко оказались «молочными». И даже «немолочные» масло и сгущенка не подтверждали громких заявлений. Потому что, во-первых, выборка из одного наименования масла, учитывая, что их в Украине – под сотню, - это бред и статистически, и логически. А, во-вторых, о сгущенке даже в советские времена и говорили, и знали – есть растительные добавки. И потом, сгущенку «интеровцы» умудрились взять фальшивую: внешнюю подделку под Купянский молочный комбинат, лишенную «фирменного» зайчика. Фирмы-производители так и не были названы, хотя даже антирекламой это нельзя было бы назвать…

В результате важную тему, что называется, запороли. И тут же возник вопрос: а только ли по неумению и непрофессионализму? Почему, например, не было сказано ни слова о зарубежных производителях, представленных на отечественном рынке? Ведь это вполне логичное сравнение, не так ли? Почему не произвели сравнительный анализ продукции отечественных фирм, работающих в региональном, в национальном и в экспортном масштабе? А ведь ситуация там очень разная, и для подобного анализа не нужны никакие особые исследования. Академии и институты общественного питания требуют наличия результатов подобных экспертиз в дипломных работах своих выпускников. Или то, что под силу пятикурснику «общепита», не по плечу тележурналисту?

Дело в том, что по внутренним исследованиям, доступным в том числе и широкой общественности (речь опять же о дипломных и диссертационных работах, последние и вовсе «защищаются» публично, хотите - приходите), с пищевыми продуктами, в том   числе и с молочными, положение очень неоднозначное. С одной стороны, есть ряд киевских, донецких и днепропетровских фирм, работающих на весь национальный рынок. В смысле состава своей продукции им обычно похвастаться нечем, зато у них хватает денег на блокирование национального рынка для фирм регионального масштаба. При этом даже их продукция вовсе не однозначно «немолочная». С другой стороны, региональные фирмы не так озабочены продлением срока хранения, и могут позволить себе использование меньшего количества консервантов, стабилизаторов и добавок. Но как бы там ни было, ситуация – разная.

В то же время импортная продукция такого рода оставляет желать лучшего. Во-первых, чаще подделывают; во-вторых, европейская продукция для внутреннего и внешнего рынка очень различается, но при этом даже внутренняя продукция содержит массу заменителей и добавок. Для самих европейцев, кстати, это не секрет. То же самое относится и к российской продукции – йогурты, кефиры, разного рода молочные десерты по своему составу не выдерживают никакой критики. Украинская же пищевая промышленность – пожалуй, единственная, более или менее державшаяся на плаву всю «независимость». Да, действительно, в последние три-четыре года ситуация резко ухудшилось. Это касается и украинского шоколада (действительно «шоколадную» продукцию выпускает три-четыре фабрики), и украинской водки (все без исключения украинские производители используют в производственном процессе дрожжи, что не соответствует никаким стандартам), и опять же украинского молока. Но эти ухудшения затронули далеко не все; а подобные интеровским обобщающие обвинения, не подтвержденные при этом фактами, могут быть на руку только зарубежным производителям, рассчитывающим под шумок вытолкнуть отечественные фирмы с украинского рынка. Все-таки для продуктов питания этот рынок очень выгоден в силу относительной многочисленности украинского народа…
 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

19.07.2017

Результат без поддержки

Господдержки либо не хватает, либо условия получения субсидий затруднены до полного отказа сельхозпредприятий от таковых.
21.07.2017 16:39:33

Состоялся V форум ANIMALPROFI

10 1942 Константин Яровой
Родина Агрофирма, ООО
Адрес:  Республика Татарстан, Тетюшский район, село Малое Шемякино, улица 40 лет Победы, 1
Семеновод, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Бийский район, с. Усятское, ул. Сростинская, д. 32
Кравченко Павел Сергеевич, ИП КФХ
Адрес:  Алтайский край, Баевский район, с Нижнечуманка
Агропрод, ООО
Адрес:  Белгородская обл, Красногвардейский район, г. Бирюч, ул. Красная, д. 15