«Как мы в Минпромторг за оборудованием ходили»

Источник: chel.kp.ru
«Комсомолка» продолжает следить за подмосковным фермером, который в 2014 году, услышав о контрсанкциях, бросил карьеру программиста, переехал в деревню и подался в сыровары.
Начиная собственное дело, Олег обещал честно рассказывать обо всех своих взлетах и неудачах на пути к импортозамещению. «Комсомолка» публикует очередную часть его дневниковых записей, в которой Олег с коллегами идет в Министерство промышленности и торговли РФ, где обретает новую надежду.

«Где союз серпа и молота?»

«10 декабря. Так получилось, что новогоднее настроение я поймал раньше, чем большинство моих сограждан! У меня до сих пор - настоящий восторг и желание прыгать до потолка (супруга аж забеспокоилась). А дело вот в чем.

На съезде сыроваров мы написали письмо в Министерство промышленности и торговли РФ. Так, мол, странно получается: мы, понимаешь, тут спины гнем, пытаясь сыр импортозаместить, а котлы и прочее оборудование вынуждены закупать за бугром... То есть, свои кровно заработанные должны отдавать буржуинам иноземным, которые нам санкции и объявили... Что это за импортозамещение такое? А где наше оборудование-то? Где нерушимый союз серпа и молота — рабочих и крестьян? Чтобы и те, и другие работали на благо друг друга: первые делали бы для нас машины и прочую технику, которую мы у них купили бы, а мы взамен предложили бы молочко, да сыры ароматные.

…Месяца не прошло, как нам вдруг ответили: приезжайте, поговорим. Проведем спецсовещание с участием замминистра Александра Морозова. Мы аж присели, не ожидая такой реакции. И в эту пятницу выехали на встречу...

Наученный опытом, я ехал и уже представлял, как нас посадят за стол, придут какие-то чиновники в галстуках и со скучным видом будут слушать нас. Потом отчитаются для галочки: «заслушали... постановили»... Еще боялся, что нас ознакомят с неким бюджетом, который уже направлен в некий ФГУП, и поминай, как звали. И про наши истинные интересы никто и не вспомнит. Деньги — во ФГУП, бумаги — в пыльный ящик и все. Ехал на совещание и думал: если такое произойдет, встану и уйду — зачем нам все это, если и без нас все решили?

И сейчас мне очень приятно признаться, что я обманулся в этих своих «ожиданиях» - все было совсем не так! И очень рад этому!»

«Нас хотели послушать не для галочки!»

«Обманулся я капитально! Никаких скучных мужчин и в помине не было. Встретил нас сам Александр Морозов. Который еще с порога предупредил: никаких бюджетов и таинственных государственных организаций с растворением миллиардов не будет. И добавил, что он так и не считает себя чиновником и остается промышленником. Это ободряло.

И начался большой и серьезный разговор. Мы говорили о наших проблемах, что не можем найти российское оборудование. Они ничего не опровергали, внимательно слушали и делали пометки в блокнотиках. Порой жестко и справедливо нас осаживали, что тоже все понравилось. Например, четко сказали:

- Вы сформулируйте конкретно, что вам нужно и в каком количестве? Потому что мы не хотим делать оборудование, которое потом никому не будет нужно. Конкретные задания нам дайте, а мы будем прорабатывать, подключать инженерную мысль, чтобы было качественно и недорого!

Они реально бросили свои дела и собрались, чтобы нас послушать! И дружно согласились с нами, что спрос на оборудование для наших мини-сыроварен возник внезапно, за последние два года, а потому промышленность не успела за нашим спросом. И сейчас очень торопиться исправиться. И она, эта промышленность, хочет четко знать - что нам надо. И никакой проектной гигантомании - у людей из Минпрома было четкое понимание наших запросов и готовность работать с нами. Они пришли со списками российских промпредприятий, которые можно озадачить под эти цели. И ни им, ни нам не надо никаких странных НИИ, которые с циркулями будут разрабатывать планы по спасению России. То, что нам предложили — это и есть реальные планы возрождения Родины!

Дело дошло до конкретных примеров.

«Почему в Италии это работает, а у нас паранойя законодательная?»

С собой я привез так называемую «сырную лиру» - это такая штука, которой разрезается загустевшее после закваски молоко, чтобы получились сырные зернышки для будущего сыра, резалка такая сырная. Вопрос к читателям — как думаете, сколько она стоит? А 400 евро не хотите? За этот небольшой, но крайне необходимый инструмент?! Вот в таком же недоумении представители Минпрома были. Обидно же, что у нас такое не производится и деньги приходится отдавать не нашим промышленникам. А ведь даже мне понятно: наши взяли бы за такое куда меньше. И с хорошей прибылью для себя.

Показал примитивную в изготовлении пластиковую форму для сыров. Мне таких нужно 100 штук, и каждая идет по 100 евро!!! А аналогов-то российских нет... К форме полагается сеточка — по 6 евро штука, итого — еще 600 евро в месяц… И наши собеседники сходу высчитали, что российские аналоги в десятки раз дешевле будут. Если их изготовить, конечно.

Поведали и о еще одной проблеме: в Италии делают прекрасные сыроваренные котлы, работающие на сжиженном газе. А наши производители отказались их производить — не проходит по нормам противопожарной безопасности. Можно такой ата-та получить, что мама не горюй! И мы попросили замминистра Александра Морозова решить эту проблему. Ну, почему в Италии это работает, ничего не горит и даже в Россию почему-то можно поставлять, а у нас паранойя какая-то законодательная на эту тему? Тем более, у нас много регионов, где киловаттами проблему не решить, да, и свет постоянно отключают - нужны газовые баллоны.

Показал прайсы с картинками комплектов котлов для фермерских сыроварен, на 200-5000 литров, которые мне присылали купцы из Швейцарии, Германии, Италии, Франции, - так все они за добрую сотню тысяч евро стоят. Все согласились, что наши спокойно смогут произвести такие же, и цена вопроса будет другая. Вот вам и подъем импортозамещения, и снижение себестоимости сыра! А после насыщения рынка их и экспортировать спокойно можно будет. Благо самородков у нас хватает!»

Одна новая сыроварня в неделю!

«Мои коллеги рассказали о людях в Ярославской области, которые за год В ГАРАЖЕ, сделали на заказ 250 сыроваренных котлов - на 100, на 200 литров. И таких стартапов уже немало. Думаю, ну все — сейчас про подпольное производство начнут говорить. И снова ошибался.

- Давайте контакты этих кулибиных! - попросили нас. - Мы хотим их пригласить сюда в Минпромторг и спросить — чем помочь? Что конкретно нужно, чтобы вы и дальше этим занимались? Не гнобить их надо, а помогать! И узаконить все поможем!
Ну, как этому не порадоваться было?

Ведь все современные мировые промышленные гиганты в свое время стартовали из гаража, как и все наши новые российские сыроварни - вылезли из кастрюль.

Еще с удивлением узнал на совещании, что для маленьких сыроварен в прошедшем году было продано более 500 комплектов оборудования российского производства! Я-то оценивал число новых сыроварен в следующем году в 100-150, а дело, оказывается, еще лучше, чем я ожидал! Чуть, в пляс не пошел! И, похоже, в следующем году будет новый всплеск. Если раньше одна новая мини-сыроварня открывалась примерно раз в месяц, потом — раз в неделю. Я знаю много людей, которые сейчас работают над этим и уже в следующем году, как я посчитал, будет открываться один сырный стартап раз в три дня! И это только те, о которых мы знаем!

…Прощались, как добрые товарищи. Договорились, что в следующий раз встретимся в январе, где уже конкретно обсудим - что именно нам нужно и в каком количестве. И они определят, кто это будет производить. Велики шансы, что появятся специальные площадки для производства молочного оборудования для небольших фермеров, скорее всего, в Московской области и Алтайском крае. Пишу это все, а хорошее настроение все не исчезает. Жена снова кинула подозрительный взгляд...»
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью