10.04.2013
Источник: agronews.ru
Регион: Россия
Cегодня мы предлагаем на суд читателей позицию Константина Бабкина, лидера объединения отечественных сельхозмашиностроителей Росагромаш. Этот материал в качестве Дорожной карты развития сельского хозяйства России будет подробно обсужден на Московском экономическом форуме в марте текущего года.

К сожалению, реализуемая последние 10 - 15 лет государством аграрная политика привела к тому, что отрасль пришла в упадок. Качество жизни почти 40 млн сельских жителей из года в год лишь ухудшаются. Заработная плата в аграрном секторе более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране, а безработица на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике. Около трети населенных пунктов Российской Федерации (в первую очередь сельских) относятся к разряду вымирающих и имеют население менее 10 человек.

Мы все больше зависим от продовольствия, завозимого из-за рубежа. Ежегодно импорт растет на 14 процентов. При этом в Госпрограмме развития сельского хозяйства России до 2020 года – важнейшем документе страны, отсутствуют конкретные меры по импортозамещению продукции. В программе заложены низкие плановые цели, которые не достигают даже уровня 90-х годов по объему производства целого ряда продуктов.

Объем средств, направляемых на развитие сельского хозяйства в России не сравним с поддержкой, которую получают основные наши конкуренты. Россия вступила в ВТО на условиях, полностью запрещающих поддержку экспорта, а объем поддержки на внутреннем рынке ограничен 4,4 млрд. долларов в год (начиная с 2018 года), что, например, ниже чем у Швейцарии, не говоря о США и Японии.

 
Такое состояние дел лишний раз говорит о том, что существующая аграрная политика не нацелена на развитие села, создание благоприятных экономических условий в отрасли.

Потенциал сельского хозяйства России

Если факт богатства России углеводородным сырьем не подвергается сомнению, то утверждение о богатстве России аграрными ресурсами для не специалиста не столь очевидно. Но это далеко не так. Есть четыре фактора, которые определяют потенциал развития сельского хозяйства России.

Первый фактор – земельные ресурсы. Все прекрасно знают, что наша страна располагает огромным резервом сельскохозяйственных земель (порядка 132 млн. га) – основной сельскохозяйственный ресурс. 55% мировых запасов чернозема находятся в России. Посевная площадь может быть быстро увеличена, ведь 41 млн. га сегодня заброшены с 90-х годов прошлого века. Для сравнения, это площадь всей пашни Канады или вдвое больше площади пахотных земель Франции.
Второй фактор – трудовые ресурсы. Численность занятых в сельском хозяйстве России почти втрое превышает аналогичный показатель США и составляет 6,3 млн. человек. Однако их востребованность в отечественном сельском хозяйстве пока не высока. Уровень безработицы на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ, а уровень заработной платы на 15 тысяч рублей (58%) ниже.

В тоже время количество специалистов с высшим аграрным образованием у нас составляет 1,6 млн. человек, что более чем в два раза выше, чем в США.
Третий фактор – технологии. Внедрение современных технологий является важным источником роста сельхозпроизводства в России. Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится парк сельхозтехники, как игнорируются технологии производства, насколько неадекватно низкой остается урожайность основных сельхозкультур и производительность труда в отрасли.

При этом для наших природно-климатических условий разработаны технологии, позволяющие удвоить и даже утроить урожайность. Потенциал роста огромен и ограничен лишь объемом инвестиций в аграрный сектор РФ.

И, наконец, четвертый фактор – это наличие рынков сбыта продукции. И здесь Россия обладает колоссальным потенциалом, как на внутреннем рынке, так и на внешних. Причем на внешних рынках Россия имеет хорошие возможности в силу своего географического положения и растущего дефицита продовольствия в ряде регионов мира.

Три кита Дорожной карты развития сельского хозяйства России

Охарактеризовав ситуацию в сельском хозяйстве и определив потенциал отрасли, возникает закономерный вопрос: что делать? Как всем этим грамотно распорядится и превратить сельское хозяйство России в стабильно доходную отрасль? Ответ очевиден – необходимо менять государственную политику, в том числе в области сельского хозяйства.

Наиболее точно и максимально доступным языком ответ изложен в Дорожной карте развития сельского хозяйства России. Это своего рода программа действий, реализация которой позволит России выйти на новый уровень – кардинально изменить уровень жизни селян, повысить их доходы в 2,8 раза.
Достигнуть таких показателей можно в том случае, если будут реализованы три основных блока Дорожной карты, каждый из которых включает ряд важных мер. Коротко охарактеризуем каждый из блоков.

Первый. Назовем его Развитие внутреннего рынка сбыта. Сегодня в этом направлении государством практически ничего не делается. Этот блок включает несколько ключевых предложений, к примеру, необходимость поддержки малоимущих граждан. Реализация этой меры влияет сразу на две цели: развитие производства (за счет повышения доходов крестьян) и развитие рынка (за счет обеспечения стабильного платежеспособного спроса на продукцию).
Следующая мера, подготовка механизмов, обеспечивающих стабильность цен на продукции сельхозпроизводства. Для крестьянина стабильность и предсказуемость цен по годам – залог успеха. К примеру, для обеспечения стабильности цен США использует механизм залогового кредитования, которым государство гарантирует минимальную цену продукции для феремеров.

 
Еще один механизм связан с введением ограничений на импорт (требования к продуктам питания, реализуемых в России) – это так называемые меры тарифной и нетерифной защиты рынка.

Второй блок связан с необходимостью введения мер с целью стимулирования производства. Кстати, такие меры были основой аграрной политики ЕС до 80-х годов прошлого века, а у нас до сих пор отстутсвуют. Этот блок включает такие действенные механизмы, как погектарное и поголовное субсидирование. Такой подход позволит значительно нарастить производство основных продуктов в предельно короткие сроки. А такая мера как страхование от неурожаев позволит снять ограничения с крестьян на привлечение заемного финансирования под залог урожая.

Для бурного развития производства сельхозпродукции в России необходимо обеспечить равные конкурентные условия с зарубежными компаниями-производителями. Речь идет о внешних факторах, для крестьян: ставки по кредитам, налоговая нагрузка, тарифы на услуги естественных монополий, стоимость топливных ресурсов и т.д. В рамках данной меры предлагается отменить все налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства, которые, по некоторым оценкам, составляют до 9% выручки хозяйств. Также в рамках реализации данной меры предлагается снижение цен на топливо для сельхозтоваропроизводителей.

Еще один важный элемент этого блока – проведение внятной технологической политиики. У нас до сих пор нет четкого понимания сколько и каких специалистов нужно готовить для отрасли, какая сегодня востребована сельхозтехника, какие агротехнологии применять. А ведь внедрение высокоэффективных, высокоточных, ресурсрсберегающих технологий на основе использования высокопроизводительной техники способно обеспечить повышение производительности труда в 4 - 5 раз, снизить затраты на производство единицы сельхозпродукции в 1,5 - 3,0 раза.

Наконец, последней, пятой мерой этого блока развития производства является решение земельного вопроса. 80% сельхозземель у нас переданы в частную собственность в виде земельных паев. Земля лишь формально считается собственностью, так как распоряжаться ею фактически нельзя, т.к. нет свидетельства о праве собственности, не определены границы участка. Бюрократические барьеры в виде сбора огромного количества документов на оформление, немалые затраты на кадастровые услуги привели к тому, что всего 3,3% владельцев паев смогли оформить свое право собственности на землю.

В результате земля превратилась в неликвидный актив, отсутствует возможность кредитования под залог участка. По экспертным оценкам, введение земельных паев в коммерческий оборот позволит создать залоговую базу в 5,3 трлн. руб. – внушительная сумма, способная существенно повлиять на инвестиционную привлекательность отрасли. Чтобы это произошло необходимо упростить процедуру оформления прав на землю для владельцев пая и субсидировать затраты на кадастровые работы из бюджета.

Третий блок связан с мерами развития экспорта. О том, что это направление необходимо развивать и поддерживать мы говорили неоднократно, готовили предложения, в том числе по поддержке сельхозмашиностроения России на внешних рынках. Но, к сожалению, до сих пор нет ни одного конкретного механизма в помощь российским экспортерам.

Мне также не известны случаи, когда российские чиновники, находясь в служебных командировках за рубежом, лоббировали бы интересы российских производителей сельхозтехники. А вот примеров, как это делают руководители зарубежных стран – предостаточно.

В стране наконец-то должна появиться политика государственного протекционизма. Сегодня это особенно важно, ведь Россия вступила в ВТО на дискриминационных для себя условиях и защищать российских производителей необходимо, в том числе на саммом высоком государсвтенном уровне.
Среди наиболее важных мер этого блока также выделю запрет введения эмбарго на экспорт сельхозпродукции. В качестве примера приведу 2010 год, когда у нас в стране был введен запрет на экспорт зерна, что привело к финансовым потерям фермеров на 100 млрд руб., а с учетом упущеной выгоды эта сумма превысила 183 млрд. рублей. Эти потери не были полностью компенсированы фермерам.

Чего добьемся?

Итак, определены основные направления и меры для развития сельского хозяйства. Осталось оценить какой эффект мы получим от реализации намеченнных мер.

Приведенный анализ сельхозпроизводства Российской Федерации и его потенциала доказывает, что отрасль к 2020 году может продемонстрировать многократный рост. С одной стороны, страна обладает всеми необходимыми ресурсами для динамичного развития практически всех подотраслей животноводства и растениеводства. С другой стороны, существует огромное количество мер и решений, опробованных в ведущих экономиках мира, которые позволяют эффективно и быстро использовать имеющиеся ресурсы.

Для оценки результатов Дорожной карты была применена теория равновесия предложения и спроса. Т.е. проведена оценка производственного потенциала по отдельным группам сельхозтоваров с учетом имеющихся ресурсов и построена модель емкости внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию.
С учетом имеющейся возможности в течение 4-5 лет вернуть в севооборот большую часть заброшенных из 41 млн. га земель, потенциал производства зерна достигнет 355 млн. тонн в год. Производство картофеля увеличится до 125 млн. тонн, овощей – до 52 млн. тонн.

Аналогичная ситуация будет складываться по мясу.Россия в течение 7 лет вернется по объему производства говядины к уровню 1990 года – 4,3 млн. тонн – рост составит 2,7 раза. По молоку потенциал производства составляет 98,7 млн тонн в год.

В результате реализации Дорожной карты качество жизни 40 млн. граждан России, проживающих на селе, кардинальным образом улучшится, Вырастут доходы в 2,8 раза – до 30 тыс. рублей в сегодняшних ценах.

Выиграют от этого и горожане – согласно международной практике мультипликативный эффект от развития сельского хозяйства оценивается на уровне 1,67 – 1,72. То есть на каждый дополнительный рубль продукции сельского хозяйства в смежных отраслях, таких как производство удобрений, сельскохозяйственной техники, стройматериалов, пищевой промышленности, генерируется дополнительно 1,7 рубля выручки.

Объем производства сельхозпродукции, выраженный в ценах 2011 года достигнет 11,6 трлн. рублей. Согласно произведенным расчетам, обеспечение такого роста производства потребует значительных инвестиций в основной капитал, которые достигнут в 2020 году 1,4 трлн. рублей и будут обеспечены за счет собственных и привлеченных средств.

И, наверное, самое главное. За счет реализации мер Дорожной карты нам удасться превратить сельское хозяйство во вторую крупнейшую отрасль в экономике России, практически сравнявшись с нефтегазовым сектором по доле в ВВП. Нам наконец удасться преодолеть сырьевую зависимость экономики от нефти и газа, подрывающую стабильность и хозяйственную деятельность страны.

Россия станет глобальным поставщиком сельхозпродукции и к 2020 году сможет прокормить 1 миллиард человек, что повысит авторитет страны и ее значимость в геополитической системе планеты.

vetkolhoznik
Россия станет глобальным поставщиком сельхозпродукции и к 2020 году сможет прокормить 1 миллиард человек, что повысит авторитет страны и ее значимость в геополитической системе планеты.

надо есть правильные грибы и курить правильную траву :o

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20