Южноуральские фермеры «вышли в народ»

Источник: uralpolit.ru
Желтый автомобиль-молоковоз с надписью синими буквами «Молоко», довольно внушительные очереди и бидоны – вот, пожалуй, характерные черты постперестроечных времен, когда «молочная» цистерна регулярно заезжала едва ли не в каждый челябинский двор. Увидеть такую машину сегодня в центре города, да еще и с «живой» очередью примерно человек в тридцать, казалось бы, нереально. Однако торговля молоком «с колес» в настоящее время приобретает постоянный характер. Животноводческие хозяйства предпочитают именно так доносить до населения свою продукцию.
Южноуральские фермеры «вышли в народ»
Желтый автомобиль-молоковоз с надписью синими буквами «Молоко», довольно внушительные очереди и бидоны – вот, пожалуй, характерные черты постперестроечных времен, когда «молочная» цистерна регулярно заезжала едва ли не в каждый челябинский двор. Увидеть такую машину сегодня в центре города, да еще и с «живой» очередью примерно человек в тридцать, казалось бы, нереально. Однако торговля молоком «с колес» в настоящее время приобретает постоянный характер. Животноводческие хозяйства предпочитают именно так доносить до населения свою продукцию. Потому что с середины апреля производители молока вынуждены сдавать продукцию на перерабатывающие заводы по цене ниже себестоимости.

«По качеству это молоко гораздо лучше, чем пакетированное, которое, кстати, стоит примерно 26–27 рублей за литр. А это – всего 20! Беру сразу пять литров, только не в бидон, как раньше, а в пластмассовую бутыль. Очень удобно», – поделилась своими соображениями с корреспондентом «УралПолит.Ru» женщина, стоявшая в очереди за разливным молоком на одной из центральных улиц южноуральской столицы.

Как выяснилось, такие торговые точки в областном центре не единичны. Как рассказали «УралПолит.Ru» в пресс-службе министерства сельского хозяйства, в течение месяца количество таких временных торговых точек в Челябинске планируется довести до 50, а в области – до 120. В минсельхозе утверждают, что при условии соблюдения элементарных санитарных норм такая торговля молоком вполне безопасна. Кроме этого, молоковоз оборудован термоизолирующей цистерной, которая позволяет сохранять молоко в охлажденном состоянии даже в летнее время.

«Идти в народ» производителей молочной продукции заставили вынужденные меры. С 15 апреля производитель – самый главный участник цепочки «производитель – переработчик – торговля» – вынужден сдавать молоко на перерабатывающие заводы по цене ниже себестоимости. С 15 апреля основная масса молокозаводов Южного Урала с середины апреля снизила закупочную цену до с 10,5 до 9 рублей, а некоторые предприятия – и до 7–8 рублей за литр молока. Снижение закупочной цены сырья продолжается с прошлого года, когда за литр ценного продукта крестьяне получали в среднем 13 рублей. В общей сложности за десять последних месяцев цена закупки уменьшилась на 30–40 %. В то же время отпускные цены на молокозаводах и, соответственно, розничные цены в торговле начали снижаться буквально неделю-две назад.

«Объясняя свои действия, переработчики используют странную логику – снижение закупочных цен диктуется стремлением получить средства на свое развитие, потому что возрастают расходы на производство продукции. В то же время они оправдывают снижение цены закупа молока тем, что сейчас наступает летний сезон и расходы на содержание скота у крестьян сокращаются. Однако наступление календарной весны вовсе не означает, что коров выгнали на пастбище. Сейчас во многих районах области еще не растаял снег, и ни о каком дешевом подножном корме говорить пока не приходится. Скорее наоборот – к окончанию зимовки скота расходы у животноводов возросли: сказалась прошлогодняя засуха, и немалая доля животноводческих хозяйств области сегодня кормит поголовье «с колес» – покупными кормами», – прокомментировали «УралПолит.Ru» в областном минсельхозе.

Оценивая ситуацию на молочном рынке, министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Фёклин выразил недоумение тем, что сегодня переработчики говорят о снижении отпускной цены на готовую продукцию на 10 % за счет того, что они снизили цену на закупаемое молоко. «Но ведь это первое снижение цены готовой продукции за последнее время, а закупочная цена сырого молока за десять месяцев упала минимум на 30 %! Мало того, в течение первого квартала текущего года отпускная цена с молзаводов поднялась в среднем на 5 %. А сегодня они снизили ее еще на 5 %. И по некоторым торговым сетям произошло снижение цены тоже в пределах 4–7 %. Мы считаем, что это неадекватное снижение», – отметил Иван Фёклин «УралПолит.Ru».

Подобная практика несогласованного ценового «антидемпинга» подрывает экономику молочных хозяйств и создает явную несправедливость в распределении прибыли от реализации молока. Обделенными оказываются именно производители молока – крестьяне. Их доля в цене готовой продукции сегодня не превышает 30–40 %, остальное достается переработке и торговле.

По словам южно-уральского министра, снижение розничных цен на молочную продукцию должно быть аналогичным снижению закупочных цен для крестьян. Иван Фёклин напомнил, что из-за необоснованного роста цен на молоко в торговле в прошлом году потребление цельномолочных и кисломолочных продуктов в России уменьшилось на 11 %. Он считает, что сегодня нужны согласованные действия всех участников рынка, особенно заметно это должно быть в торговых организациях: нужно снизить розничные цены не на рубль-полтора, а на 25–30 %, тогда и объемы продажи увеличатся.

«Нам переработчики говорят, что если не будут развиваться, то не смогут проводить техническое перевооружение. В ответ мы говорим: а что, сельхозтоваропроизводителю не нужно развиваться? Сегодня развитие животноводческих хозяйств происходит только за счет средств областного бюджета. Мы и субсидии платим, и техники уже купили больше чем на 3 миллиарда рублей за несколько лет. Это и молокопроводы, и охладители, и доильные аппараты, и кормосмесители… Получается, что техническое перевооружение села идет за счет областного бюджета, а техническое перевооружение молзаводов – за счет тружеников села. Это несправедливо», – сказал Иван Фёклин.

Кроме того, на фоне обсуждения ситуации с закупочными ценами на молоко сами крестьяне тоже должны выискивать резервы снижения себестоимости молока. Об этом напомнил руководителям хозяйств первый заместитель губернатора Андрей Косилов на селекторном совещании прошедшем накануне в областном минсельхозе. По его словам, сегодня федеральное министерство сельского хозяйства рассматривает вопрос о выплате субсидии сельхозтоваропроизводителям в объеме двух рублей на каждый литр произведенной продукции за счет средств, предназначенных на реализацию двух ведомственных программ по развитию мясного и молочного животноводства. К федеральным добавятся и областные субсидии в размере полтора рублей на литр молока, порядок выплаты которых находится в стадии рассмотрения.

Как уточнил Андрей Косилов , областная субсидия будет выделяться только на продуктивное поголовье коров. Поэтому руководителям и специалистам хозяйств и районных управлений сельского хозяйства нужно добиваться сохранения и увеличения продуктивности животных. Недавние поездки первого вице-губернатора и министра сельского хозяйства по молочным фермам области показали, что резервы есть. Ключевое условие, без выполнения которого эффективного производства не будет, – грамотная работа по воспроизводству стада. В условиях экономического кризиса нужно особенно тщательно просчитывать экономику сельского хозяйства, искать возможности экономии ресурсов и снижать затраты.

Тем не менее Андрей Косилов призвал руководителей сельхозорганизаций обращаться с заявлениями в Федеральную антимонопольную службу по поводу снижения закупочных цен на молоко перерабатывающими предприятиями.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью