04.05.2009
Источник: chelyabinsk.aif.ru
Регион: Челябинская обл.
Европа в ценах «отдыхает»

Молочная тема вновь стала одной из главных. Снижение закупочных цен на молоко ухудшило и без того сложное положение крестьян. Между тем, переработчики говорят о положительной стороне своего решения — более дешёвых продуктах. Однако на самом ли деле молоко в магазинах подешевело? В этом есть самые серьёзные сомнения.

Областные власти намерены в этой ситуации выступить в роли модератора. Причём уже не впервые, так как вопрос цен на молоко с завидной регулярностью обостряется каждую весну. Первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов уверен, что от снижения закупочных цен на молоко пострадают не только крестьяне, но и потребители.

Дороже всех
— Переработчики объясняют снижение цены сезонным фактором: мол, стада выходят на пастбища, надои увеличиваются. Кажется логичным…

— Ничего подобного! Трава ещё не взошла, стада до сих пор не на пастбищах. Выпас начнётся только через 3–4 недели. Да и не сразу после выпаса коровы дают большие надои, должно пройти какое-то время. А переработчики снижают цену уже сейчас!

Вообще же, налицо стремление, что называется, «заболтать» проблему. А главная проблема в том, что в цепочке «производство-переработка-реализация» существует гигантская диспропорция не в пользу сельхозпроизводителя. Что имеем в итоге? Уже в прошлом году цена на молоко вышла на запретительный уровень, для многих южноуральцев молоко стало попросту не по карману — потребление упало на 10–12%.

А ведь молоко — это всё ещё наиболее доступный, качественный источник живого белка. Уровень жизни всегда можно определить по динамике потребления молока и молочных продуктов: в Китае оно растёт постоянно, а у нас падает, а мы ведь и прежде по данному показателю отставали от развитых стран.

— То есть при снижении закупочных цен наше молоко парадоксальным образом остаётся дорогим?

— Вот именно. По сравнению с другими странами Европы, в России наиболее высокая розничная цена на молоко, при том, что доходы населения в нашей стране существенно ниже. По нашим расчётам, закупочная цена может быть повышена на 15–20% без изменения розничных цен. В России переработчики и торговля забирают 52% розничной цены, а если без НДС, то все 57%. На 100 кг молока у нас тратится 52 доллара на переработку и реализацию, это на 11% выше, чем во Франции, которая по молочным продуктам является мировым лидером.

— Почему же такое происходит?

— Торговля, как главный монополист ценовой цепи, в состоянии изменить доли распределения доходов. Разумеется, торговля с успехом пользуется этой возможностью и себя не обижает. Если крестьянину требуется 3 года, чтобы вырастить телёнка в дойную корову, получить первое молоко, то переработчик получает доход в течение 2–3 дней, а для торговли молоко и хлеб — наиболее ходовой товар. Доходы торговли в России от реализации 100 кг молока в 1,7–1,8 раза выше, чем в других странах.

Сейчас закупочные цены упали с 13–13,5 рублей до 7–8,5 рублей. Но разве произошло столь же существенное понижение цен на молоко в магазинах? Нет! Вместо того, чтобы в условиях сокращения сбыта искать новые механизмы, торговля и переработчики предпочитают «отыгрываться» на крестьянах. Да и на покупателях тоже.

— Переработчики уверяют, что снижение произошло и для потребителя…

— Если оно и есть, то просто смехотворное. Покупать у крестьян стали дешевле на 4 рубля, а для покупателя цена в итоге понизилась на копейки! Повторяю: более всего претензий к торговле. Мы провели мониторинг торговых сетей и выявили огромные наценки: например, по состоянию на 20 апреля наценка в сети «Патэрсон» достигала 22,5%, в сети «Проспект» — 21%, в «Дикси» — 18,4%, тогда как наценка не должна превышать 10–15%. Будем теперь при помощи расследований добиваться снижения наценок.

За субсидиями проследят
— С одной стороны, покупатели должны приобретать молоко по доступной цене, с другой — и крестьяне не должны быть в обиде. Как же этого достичь?

— Согласен, это целый комплекс проблем. Но решение есть. Во-первых, надо принять, наконец, закон о торговле, в рамках которого каждый год заключать соглашение между производителями, переработчиками и торговлей. В законе должна быть строго установлена торговая наценка, а в соглашении следует оговорить ценовую политику.

Во-вторых, необходимо ввести ограничения на импорт сухого молока из ЕЭС и Белоруссии. На 70% завозная продукция субсидируется тамошними властями, так что наши селяне оказываются в заведомо проигрышном положении. Нам самим надо развивать производство сухого молока. Если переработчики жалуются на избыток сырья, почему бы не перерабатывать его в сухую продукцию и не торговать?

Следует развивать и политику интервенций: это уже оправдало себя с зерном.

Далее, необходимы меры государственной поддержки. В Челябинской области мы уже ввели дотации для производителей молока в размере 1,5 рубля на литр. В федеральном Правительстве намерены добавить ещё 2 рубля дотаций. В итоге, крестьянину вернут 3,5 рубля за литр — то, что у него отобрали переработчики. Тогда и село будет в выигрыше, и потребитель ощутит действительное снижение цен. Главное только, чтобы дотации не попали в результате в карман переработчиков и торговли.

— И каким образом можно избежать этого?

— Есть средства: антимонопольные расследования, оборотные штрафы. По рукам будем бить всем тем, кто свои проблемы надеется решить за счёт крестьян.

— А если все задуманные меры не увенчаются успехом? Что грозит селу?

— Последствия могут быть самыми тяжёлыми. В своё время областные власти предприняли поистине титанические усилия, чтобы сохранить молочное стадо. Животноводство ведь играет и огромную социальную роль. Молочное стадо в Челябинской области насчитывает 60 тысяч голов. А это рабочие места: доярки, скотники… Там, где нет животноводства, зимой все спиваются или разбегаются. Мы обязаны поддерживать эту отрасль. Хотя не за счёт потребителя, конечно. Подчеркну: мы не за высокие закупочные цены на молоко, мы за справедливые цены.

— И какова же, по вашему мнению, справедливая закупочная цена?

— В районе 14–15 рублей. При этом, при нормальных пропорциях в ценовой цепочке, потребитель ни в коей мере не почувствует рост закупочных цен. Практически все крупнейшие мировые производители молочных продуктов — это, по сути, объединения кооперативов, где реальную ценовую политику выстраивают фермеры и государство, а не переработчики и торговля, как у нас. В Нидерландах те же кооперативы поставляют на рынок большую часть овощей, цветов. У нас же аналогов подобных объединений нет. А жаль. Это очень перспективное направление, которое дало бы огромный толчок развитию нашего сельского хозяйства и экономики в целом.

— Но вы всё-таки не теряете надежды выправить ситуацию? Есть ли конкретные примеры успешных действий в обуздании цен на продовольствие?

— Есть. Вспомните, сколько было криков и споров вокруг проекта «Народный хлеб». А в итоге, цены на хлеб сейчас не растут так резво, как прежде. В птицеводстве удалось добиться роста производства и снижения цен. Все в итоге пришли к пониманию, что лучше какое-то время работать на пределе рентабельности, чем «задрать» цены, отпугнуть покупателей и рано или поздно угробить отрасль.

По молоку мы уже предпринимаем ряд мер, помимо федеральных и областных субсидий, которые я уже упоминал. На рынках организовали продажу молока из цистерн (при 20 рублях за литр — это, в какой-то степени, реальная альтернатива торговым сетям). Главная задача — выстроить баланс интересов в цепочке «производитель-переработчик-торговля-потребитель» и добиться роста потребления молока и молочных продуктов. Это ключевой вопрос в обеспечении продовольственной безопасности России.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.10.2017

Федеральной поддержки не будет, но вы держитесь

На последнем заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам был представлен проект федерального бюджета на 2018 год, согласно которому субсидии на погектарную поддержку, субсидии на литр молока, а также ассигнования на компенсацию прямых капитальных затрат не будут предусмотрены. Представители региональных органов АПК в свою очередь гарантируют, что в их регионах создаются и будут создаваться все условия для того, чтобы сельское хозяйство активно развивалось, сообщает The DairyNews.
ИНГАЛА, ООО
Адрес:  Тюменская обл, г. Тюмень, ул. Широтная, д. 156 корп. 1 кв. 72
ДАГАГРОКОМПЛЕКС, ООО
Адрес:  Дагестан респ, г. Хасавюрт, ул. Тотурбиева, д. 66
АНИКЬЕВА, КФХ
Адрес:  Свердловская область, г.Полевской, Западный промышленный район, 4/4
Витаель, ООО
Адрес:  Рязанская обл., Касимовский район, село Пустныь