Из стенограммы заседания Правительства Российской Федерации 13 июля 2012 года

Источник: ИА DairyNews
В ходе заседания Правительства Российской Федерации 13 июля 2012 года была принято положительное решение по госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.
В ходе заседания Правительства Российской Федерации 13 июля 2012 года была принято положительное решение по госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Д.А.Медведев: Приступаем к работе. Первый вопрос – о проекте государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия на период с 2013 по 2020 год, доклад Николая Васильевича Фёдорова.

Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Фёдоров: Спасибо большое от имени аграрников России, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за более чем глубокое понимание, я бы сказал – чувствование проблем и нужд российского села. Могу сказать, что такое обстоятельство не только поддерживает, но и вдохновляет аграрников, а вдохновенный труд возвращает расходы государства сторицей и в бюджет, и, думаю, даже на стол уважаемого Антона Германовича (А.Г.Силуанов) и членов его семьи.

Д.А.Медведев: Почему только Антона Германовича? Ему одному, что ли, есть надо?

Н.В.Фёдоров: Всех, в том числе Антона Германовича.

Д.А.Медведев: Правильно, кормить министра финансов нужно как следует, на убой. Пожалуйста.

Н.В.Фёдоров: Спасибо. С начала реализации нашего приоритетного национального проекта произошли действительно очень серьёзные изменения, Вы можете это увидеть на слайде №2. Меры государственной поддержки вызвали приток, очень сильный приток частных инвестиций в сельхозпроизводство. Сегодня совокупный инвестиционный портфель составляет около 1,6 трлн рублей и обеспечивает устойчивые темпы развития и модернизации агропромышленного комплекса. Заметным результатом господдержки частных инвестиций стал рост в отрасли, который уже в значительной степени гарантирует продовольственную независимость по отдельным продовольственным группам. Например, в прошлом году показатели продовольственной безопасности по самообеспеченности составили по зерну 99%, сахару – 96%, картофелю – 96%, мясу и мясопродуктам – 73%, молоку и молокопродуктам – 80%, маслу растительному – 76%.
Могу сказать, что и российский агропромышленный комплекс стал своего рода подушкой безопасности, что позволило стране пережить мировой кризис. Экономический рост в отрасли наблюдался даже в этот непростой период. Так, за последние пять лет было построено и модернизировано более 700 объектов для свиноводства, около 400 для птицеводства и 200 для производства мяса крупного рогатого скота. Наиболее интенсивное развитие получили птицеводство и свиноводство.

Известно, что количественные изменения в определённый момент переходят, должны перейти в качественные, и сегодня агропромышленный комплекс находится именно на таком переломном этапе. Ещё несколько лет назад перерабатывающие мощности страны были избыточными, сегодня же есть локальные дефициты перерабатывающих мощностей, например по сахару, маслу, мясу, сырам. Наш практический вывод: целесообразно, сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности перерабатывающей пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков, чтобы российские граждане имели возможность приобретать отечественную и качественную продукцию.

И сегодня наша страна, как сказал Премьер, Председатель Правительства, располагая мощным потенциалом для развития аграрного сектора, принципиально способна обеспечить не только собственную продовольственную безопасность, но и сыграть ключевую роль в решении этой всемирной проблемы. При этом поставляемой на экспорт продукцией не должно быть обычное зерно, ибо оно тоже почти сырьё. Необходимо диверсифицировать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, это важнейшее условие конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем рынке, так и в пространстве Таможенного союза и ВТО. Такие подходы, такая идеология легли в основу новой государственной программы.

Непосредственно о документе: проект программы разработан на основании источников, определяющих направление и реализацию госполитики в сфере АПК. Это и закон «О развитии сельского хозяйства», Доктрина продовольственной безопасности, Концепция развития России до 2020 года, поручения Президента и Правительства России по отдельным направлениям развития, рождённые в результате широких общественных обсуждений, дискуссий в экспертном сообществе. В проект вошли как меры господдержки, уже доказавшие свою эффективность в течение последних пяти лет, так и новые направления. И при этом мы исходили из необходимости проведения системной госполитики в сфере АПК, охватывающей как экономические, так и социальные и экологические аспекты. Важным принципом для нас была сбалансированность производства продукции с её дальнейшей переработкой и последующей реализацией.
В качестве стратегических целей были определены обеспечение продовольственной независимости в параметрах Доктрины продовольственной безопасности, повышение эффективности использования земельных и других ресурсов, экологизация производства, комплексное развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности АПК. Структура каждой из подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в программу, с запланированными объёмами финансирования подробно представлены на слайдах №8, 15, можете посмотреть на них.

Объём бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы из средств федерального бюджета составляет 1,509 трлн. рублей, в том числе через Минсельхоз России – 1 трлн 423,8 млрд, через Россельхознадзор – 85 млрд 887,5 млн рублей. Заметное изменение мер или методики господдержки связано в том числе с присоединением России к ВТО. Мы постепенно отступаем от прежних форм прямого субсидирования, переходя к поддержке повышения доходности сельхозпроизводителей. Объём финансирования с поэтапным ежегодным повышением – от 15 млрд до 38 почти. Это более эффективно - развитые страны используют именно такой механизм, но при этом критерии отбора не  позволяют безнадёжно безответственным предприятиям получать немалые госсредства и жить на них порой паразитами, без всякой отдачи.
По поручению руководства страны и с учётом стратегических приоритетов в отдельную подпрограмму выделено развитие мясного скотоводства: финансирование – от 7 млрд до 9,5 с последовательным ежегодным увеличением. Стимулом для развития молочного производства, как было уже сказано, должен стать новый вид поддержки субсидий на литр реализованного товарного молока – объём финансирования от 10 до 12,5 млрд рублей. Данная мера также призвана помочь эффективным производителям, потому что сегодня в стране производится только 50% товарного молока, а высшего качества – не более 30%. Для сведения могу сказать, что по европейским стандартам наше товарное молоко, молоко первого сорта, не признаётся в качестве товарного, а признаётся соответствующим стандартам Европы только 30%. Нам ещё там двигаться и двигаться, и такого рода стимулирующая выплата на литр товарного, качественного молока – это вопрос как раз повышения эффективности аграрного сектора и качества.

Увеличено финансирование экономически значимых региональных программ: начиная от 13 млрд до 21,3 млрд с ростом. Этот механизм себя уже тоже оправдал – в текущем году на 12 млрд федеральных денег регионы выделили более 25 млрд своих.

И о регионах хочу сказать особо. В рамках реализации новой программы мы будем усиливать ответственность субъектов Федерации за выполнение взятых обязательств, причём наряду с ростом и эффективности производства ключевым приоритетом мы планируем сделать развитие социальной сферы. Этот критерий станет одним из важнейших при заключении с регионами соглашений о софинансировании.
Прогнозируемые объёмы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству видов позволят, с учётом допустимого импорта, обеспечить питание населения страны по более рациональным нормам и таким образом достичь пороговых значений показателей, определённых в Доктрине о продовольственной безопасности.

В части основных показателей госпрограммы, исходя из принимаемого ресурсного обеспечения, мы ожидаем, что индекс производства продукции в хозяйствах всех категорий к 2020 году по отношению к 2012 составит 119,6% (в том числе производство продукции животноводства вырастет почти на 20%, растениеводства – на 19%), индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составит 141,9%, уровень рентабельности по направлению хозяйственной деятельности к 2020 году должен вырасти в среднем до трёх процентных пунктов с учётом субсидий. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,5%, производства пищевых продуктов – 3,5–5%. Более высокие темпы намечены по группам мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции.
Исходя из заявленных целей и приоритетов, в проекте программы запланировано соответствующее ресурсное обеспечение. Необходимый объём средств господдержки из всех источников за весь период реализации госпрограммы составит 2,28 трлн рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 1,51 трлн, из средств региональных бюджетов – 770 мрлд.

Указанные объёмы распределены по годам и направлениям поддержки, можно сказать, с творческим учётом ограничений, установленных ВТО. Мы рассчитываем, что реализация названных направлений госпрограммы в конечном итоге практически поможет сформировать и крепкую диверсифицированную экономику, и заметно повысит уровень благосостояния наших селян, ведь добрые семена, брошенные в благодатную почву, созданные нашей программой, должны дать богатый урожай.

И последнее, уважаемый Дмитрий Анатольевич. Мы в течение сегодняшнего дня интенсивно сидели с Минэком, с представителями и с коллегами из Минфина, Минэка у Аркадия Владимировича (А.В.Дворкович). Ещё раз обсудили проект протокольного решения и согласованно предлагаем дополнить пункт первый протокольного решения, после завершения этого предложения, формулировкой: «с последующим возможным уточнением указанных объёмов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации». И пункт второй протокольного решения: слово «на 14 млрд» заменить более ответственным на самом деле словом – «до 14 млрд рублей».
Спасибо за внимание

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью