Итоги работы оптового продовольственного комплекса Москвы за 2007 г.

Источник: Агентство АгроФакт
По итогам 2007 года в хозяйствах московских агрохолдингов, участвующих в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", произведено более 20 тыс. т мяса и 30 тыс. т молока.

Департамент продовольственных ресурсов города Москвы опубликовал решение хозяйственно-экономического актива об итогах работы оптового продовольственного комплекса города Москвы за 2007 год и выполнении 3-летней городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием и мерах по дальнейшему укреплению продовольственной безопасности столицы:

Собрание хозяйственно-экономического актива отмечает, что принятая Правительством Москвы и руководителями организаций оптового продовольственного комплекса Городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы в основном выполнена.

Координация Правительством Москвы действий городских органов исполнительной власти и организаций оптового продовольственного комплекса в рамках целевых городских программ направлена на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности, увеличение объемов потребления наиболее ценных видов продовольствия, модернизацию и техническое перевооружение предприятий, развитие кооперации и интеграции.

Этому способствовали переход на программно-целевой метод формирования продовольственных ресурсов, трехлетнее финансирование программ обеспечения продовольственной безопасности, внедрение механизмов эффективного использования продовольственных резервов, принадлежащих городу Москвы.

Основные итоги социально-экономического развития оптового продовольственного комплекса города.

1. Решена главная задача - предусмотренный прогнозом социально-экономического развития города Москвы рост доходов москвичей обеспечен ростом реального оборота оптовой торговли продовольствием.

Доля поставок продовольственных товаров, проходящих через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, в объеме их потребления (организованные поставки продовольствия, млн т):

Доля поставок продовольствия по годовым программам с финансовой поддержкой Правительства Москвы в объеме потребления основных видов продовольствия, входящих в годовые программы (млн т):

Доля оптового оборота продовольствия в Москве в товарообороте продовольствия по России:

В течение всего периода Правительством Москвы и оптовым продовольственным комплексом обеспечено реальное влияние на рынок города через объемы поставок продовольствия, проходящих через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса - более чем на 2/3, в том числе через поставки по годовым программам - на 1/3.

Рост поставок продовольствия и покупательной способности москвичей способствовали росту потребления продовольствия в Москве.

Динамика среднесуточного потребления продовольствия в городе (тыс. т):

В условиях роста благосостояния жителей города и насыщения рынка продовольствием увеличилось потребление наиболее ценных пищевых продуктов. Таких как мясо, творог, кисломолочная продукция, рыба, фрукты и овощи.

С 2005 года в соответствии с нормами, рекомендуемыми институтом питания РАМН, москвичи потребляют масло растительное, молоко цельное, крупы и сахар.

Рост организованных поставок продовольствия условиях роста реальных денежных доходов населения позволит достичь к 2010 году в среднем на 1 жителя рекомендуемых размеров потребления по всем основным продуктам питания, за исключением овощей и кисломолочных продуктов, по которым будет обеспечено максимальное приближение к нормам.

2. Система гарантий продовольственной безопасности (рост потребления продукции отечественного производства, в том числе произведенной московскими агропромышленными холдингами).

Укреплению продовольственной безопасности способствовал курс, взятый Правительством Москвы и бизнесом с 2002 года на рост объемов закупок отечественного продовольствия и развитие интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города с производителями сельскохозяйственной продукции регионов России в рамках целевых городских программ интеграции организаций оптового продовольственного комплекса г. Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России.

2.1. Динамика поставок основных видов продовольствия в город из регионов России, в том числе московскими агропромышленными холдингами (млн т):

2.2. Доля поставок продовольствия московскими агрохолдингами в общих поставках из регионов России составляет:

- по зерну - 64%;

- по мясу - 45%;

- по картофелю и овощам - 35%.

К 2008 году сформирована прочная производственно-сельскохозяйственная база столицы в регионах России. Московские агропромышленные холдинги имеют в регионах России:

- 700 тыс. га сельскохозяйственных угодий;

- 48 животноводческих комплексов и ферм, в которых содержится:

- 51 тыс. голов крупного рогатого скота;

- более 500 тыс. голов свиней;

- 8 млн голов птицы.

Интегрированными предприятиями произведено:

- более 230 тыс. т мяса, при годовом потреблении 1094 тыс. т,

- 600 тыс. т молока и молокопродуктов в пересчете на молоко, при годовом потреблении 3874 тыс. т;

- 56 тыс. т круп, при годовом потреблении 287 тыс. т;

- 117 тыс. т картофеля, при годовом потреблении 780 тыс. т;

- 119 тыс. т основных видов овощей, при годовом потреблении 550 тыс. т.

Таким образом, создан и работает канал гарантированных поставок в Москву продовольствия.

В целях содействия московским агрохолдингам в вопросах реализации проектов в сфере агропромышленного комплекса в декабре 2007 года подписано Соглашение между Правительством Москвы и Минсельхозом России о сотрудничестве по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Дополнительный импульс в работе по развитию интеграции придала работа, проводимая в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

За 2007 год построены, реконструированы и введены в эксплуатацию:

4 комплекса крупного рогатого скота на 6412 скотомест, в том числе:

- в Московской области (ЗАО «Москворецкое» - 812 скотомест);

- в Краснодарском крае (ЗАО «Система Зерностандарт» - 1000 скотомест);

- Ярославской области (ОАО АПК «ИКМА» - 2800 скотомест);

- в Ленинградской области (ОАО «Вимм-Билль-Данн» -1800 скотомест);

3 свинокомплекса на 205 тыс. скотомест, в том числе:

- во Владимирской области (ЗАО АВК «Эксима» - 103,5 тыс. скотомест);

- в Орловской области (ЗАО АВК «Эксима» - 95 тыс. скотомест (объекты селекционно-гибридного центра));

- в Ярославской области (ОАО АПК «ИКМА» на - 6,5 тыс. скотомест).

Закуплено 3,3 тыс. голов племенных свиней из Канады и Дании, 1,6 тыс. голов племенного крупного рогатого скота из Германии и Голландии голштино-фризской и симментальской пород, от которых получен приплод 1,2 тыс. голов.

По итогам 2007 года в хозяйствах московских агрохолдингов, участвующих в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», произведено более 20 тыс. т мяса и 30 тыс. т молока.

В развитие агропромышленного комплекса ОАО «МосМедыньагропром» городом инвестировано 4 млрд рублей, в том числе в 2007 году - около 3 млрд рублей.

В настоящее время поголовье крупного рогатого скота в ОАО «МосМедыньагропром» составило 3,5 тыс. голов, в том числе закуплено свыше 1400 голов племенного крупного рогатого скота. Надои на 1 корову достигли 7 тыс. кг в год. Приобретена современная сельскохозяйственная техника. Проведена реконструкция 5 животноводческих ферм.

Ведется строительство 2 современных животноводческих комплексов на 3300 голов каждый и молокозавода по переработке 110 т молока в сутки, с вводом объектов в 2008 году.

Для работников комплекса готово к заселению более 1000 кв. м жилья, и около 27,5 тыс. кв. м находятся на разных стадиях строительства.

Предприятие получило статус племенного хозяйства.

3. Особое внимание Правительством Москвы и руководителями организаций оптового продовольственного комплекса уделялось стабилизации и сдерживания роста цен на продовольствие в городе Москве.

Из городского резерва в 2007 году был осуществлен выпуск 70 тыс. т зерна, а также 200 т масла животного и 609 т мяса блочного по ценам на 10-15% ниже сложившихся на продовольственном рынке города. В итоге рост цен в Москве на хлеб в 2007 году составил 15,5%, против 22,4% в среднем по Российской Федерации.

Проведение стабилизационных операций с использованием городских резервов, наличие на рынке города необходимых продовольственных ресурсов, дополнительная финансовая поддержка закупок продовольствия, применение новой формы поддержки организаций в виде бюджетных субсидий на возмещение процентной ставки за пользование кредитами обеспечило постоянное наличие в городе запасов продовольствия в объеме не менее 750 тыс. т, что в свою очередь способствовало стабилизации цен на продовольственном рынке столицы в 2007 году.

Темпы роста потребительских цен на продовольственные товары в Москве в 2007 году были ниже, чем в среднем по России и других регионах:

- Москва - 112,6%;

- в среднем по России - 115,6%;

- Московская область - 118,2%;

- Санкт-Петербург - 118,1%;

- Оренбургская область - 114,4%;

- Волгоградская область - 118,5%;

- Ростовская область - 115,6%;

- Краснодарский край - 114,4%;

- Ставропольский край - 116,9%.

Обеспечивается высокий уровень эффективности использования средств, предусмотренных на обеспечение продовольственной безопасности. Стоимость поставок продовольствия по годовым программам на 1 рубль выделенной финансовой поддержки в 2007 году составила 8,2 рубля.

Задание по мобилизации доходов в бюджет города от начисленных процентов за используемые бюджетные кредиты в 2007 году выполнено на 162,2%.

Налоговые платежи в бюджеты всех уровней от организаций оптового продовольственного комплекса увеличились за 3 года на 32%.

4. Руководством организаций оптового продовольственного комплекса проводилась значительная работа по развитию материально-технической базы.

В 2007 году складские мощности оптового продовольственного комплекса пополнились новыми терминалами: класса «А» на ЗАО «Виктория» и класса «В» на ООО «Холодильник №18» и ООО «Крона-Маркет», а также современным заводом по забою скота ЗАО «АМС-Агро» в поселке Дубинино Московской области.

На действующих оптовых предприятиях введено 15 объектов класса «В».

На 8 предприятиях созданы распределительные центры, осуществляющие поставки продукции более чем в 500 магазинов «шаговой доступности» и другим социально-ориентированным розничным структурам 5 административных округов (Центральный, Восточный, Юго-Восточный, Северо-Западный, Зеленоградский).

Реконструкция и применение новых хладагентов позволили сократить объемы аммиака на предприятиях оптовой торговли к уровню 2004 года более чем на 30%.

5. Развитие информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы.

В 2007 году введена в промышленную эксплуатацию Автоматизированная система мониторинга товародвижения оптового продовольственного рынка города Москвы, которая позволяет осуществлять мониторинг 90% объемов продовольствия, поступающих в город в рамках организованных поставок.

С администрациями 17 регионов России в 2007 году подписаны Протоколы о сотрудничестве в сфере информационного обмена.

В открытом доступе на официальном сайте Департамента публикуются данные о наличии в городе продовольствия и уровне оптово-отпускных цен на основные виды продовольствия.

6. Создание условий предотвращения поступления в город некачественных продуктов питания.

Органами Ростехрегулирования зарегистрирована Московская система добровольной сертификации «Сертификация систем контроля качества продовольствия в организациях оптового продовольственного комплекса города Москвы» («Мосоптсертификация»).

В целях создания условий для предотвращения поступления в город некачественных и опасных продуктов питания Планом первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2008 год предусмотрена разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», который направлен на уточнение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов в целях решения вопросов четкого разграничения полномочий и исключения дублирования функций.

7. Конкурентная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

В 2007 году по итогам конкурсного отбора годовых программ, поставки продовольствия с финансовой поддержкой Правительства Москвы осуществлены в объеме 2,1 млн т по ценам ниже сложившихся на рынке города на 10%.

В Департаменте продовольственных ресурсов создана отраслевая торговая площадка. Проведено 10 конкурсов, 2 аукциона, 24 запроса котировок. Экономия бюджетных средств в 2007 году по итогам размещения государственного заказа путем проведения торгов и запроса котировок составила 5,6 млн рублей.

Вместе с тем, собрание актива организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы отмечает и серьезные проблемы, существующие в вопросах укрепления продовольственной безопасности города Москвы.

1. Деятельность оптового продовольственного комплекса в 2007 году осуществлялась в условиях нестабильности цен, как на мировом, так и на продовольственном рынке России, обусловленной высокой импортной зависимостью страны, превышением в стране покупательного спроса над объемами собственного производства сельхозпродукции, ростом тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы, строительные материалы, минеральные удобрения и пр., несовершенством таможенно-тарифного регулирования.

2. 2007 год характеризовался значительным ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, как на мировом, так и на внутреннем аграрном рынке. Из-за недостаточных объемов собственного сельскохозяйственного производства в стране произошел рост потребления продовольствия, поставляемого по импорту.

Закупочные цены по основным видам продовольствия увеличились от 40% до 90%. Для обеспечения продовольственной безопасности города организациям оптового продовольственного комплекса Москвы для выполнения годовых программ из средств, предусмотренных на обеспечение продовольственной безопасности, дополнительно представлено льготных кредитов в сумме 835 млн рублей.

3. Отдельные субъекты Российской Федерации не выполняют обязательства по участию в субсидировании компенсации части процентов по кредитной ставке и созданию инженерной и социальной инфраструктуры в местах строительства животноводческих комплексов московских агрохолдингов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Это приводит к привлечению московскими агрохолдингами значительных дополнительных финансовых средств, не предусмотренных первоначальными планами и, в конечном итоге, срывает сроки ввода объектов и ухудшает их экономическую эффективность.

4. В 2007 году в результате снижения посевных площадей под картофелем и овощами, особенно ранних, а также засушливым весенне-летним периодом, в стране снизилось валовое производство этой продукции, что привело к резкому росту на них закупочных, оптовых и розничных цен в регионах Российской Федерации и в Москве, что требует усиления влияния плодоовощных предприятий на насыщение рынка картофелем и овощной продукцией.

5. До настоящего времени не созданы правовые условия, позволяющие субъектам Российской Федерации осуществлять контроль поступления, производства и оборота качественных и безопасных продуктов питания.

6. Крайне медленно ведется городскими органами управления подготовительная работа по выводу участков, выделенных под строительство объектов оптовой торговли продовольствием, на инвестиционные конкурсы.

Предлагаемые участки детально не прорабатываются на предмет их возможного использования под размещение объектов оптовой торговли продовольствием, имеют серьезные обременения. Вопросы по снятию обременений не решаются и как выход из положения взамен предлагаются новые участки.

Часто одни и те же земельные участки выделяются одновременно для реализации нескольких городских целевых программ.

Как результат из 15 земельных участков, выделенных для реализации программы развития оптовой торговли продовольствием на 2005-2007 годы, 8 участков в дальнейшем были из программы исключены.

Из оставшихся 7 участков только по 3 определены инвесторы, из-за не урегулирования земельно-правовых отношений по 1 участку работы приостановлены и 3 участка до настоящего времени не выведены на конкурсы.

7. Затруднено продвижение товаров в розничную торговлю, в том числе в сетевые структуры, в связи с необоснованностью условий запрашиваемых торговыми предприятиями льгот по срокам оплаты за товар, взиманию входных бонусов.

8. В условиях роста автоматизации и механизации процессов в сельхозпроизводстве, внедрения автоматизации складского учета, переоснащения предприятий оптовой торговли и перерабатывающей промышленности остро ощущается дефицит квалифицированных кадров.

Собрание актива считает главными задачами работы оптового продовольственного комплекса на 2008 год.

1. Увеличение объемов поставок продовольствия, проходящего через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, к уровню 2007 года на 3-4%, в том числе по годовым программам с финансовой поддержкой города - на 10%.

2. Дальнейшее усиление социальной ориентации продовольственного рынка на реализацию мер по более полному насыщению рынка продовольствием, увеличение объемов городского заказа для удовлетворения заказов социальной сферы на поставку им основных продуктов питания по стабильным ценам, улучшение организации снабжения социальных магазинов и магазинов «шаговой доступности».

3. Повышение роли плодоовощных предприятий в насыщении рынка картофелем и овощами, в том числе за счет увеличения объемов городского заказа с 35 до 50 тыс. т и годовых программ поставок с 160 до 200 тыс. т.

4. Укрепление материально-технической базы сельхозпредприятий в регионах России, интегрированных с московскими предприятиями оптового продовольственного комплекса. Увеличение за счет этого поставок московскими агропромышленными холдингами в 2008 году к уровню 2007 года мяса на 23%, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко - на 12%.

5. Привлечение крупных региональных агрохолдингов и товаропроизводителей к дополнительным поставкам в Москву в 2008 году не менее 50 тыс. т мяса и 245 тыс. т картофеля и овощей.

6. Содействие проведению инвестиционных торгов по 3 земельным участкам, определенным под размещение оптовых продовольственных распределительных центров с низкотемпературными емкостями.

Ввод в эксплуатацию 2 объектов на действующих предприятиях.

Строительство на новых земельных участках 4 объектов.

Содействие подготовке к строительству объектов класса «А» на выделенных земельных участках и существующих предприятиях оптового продовольственного комплекса.

Модернизация и техническое перевооружение 10 предприятий оптового продовольственного комплекса и организация 2 распределительных центров для снабжения предприятий потребительского рынка.

7. Содействие введению в эксплуатацию на базе агропромышленного предприятия ОАО «МосМедыньагропром» молокозавода по переработке 110 т молока в сутки и двух животноводческих комплексов на 3300 голов каждый, закупке 2400 голов племенного крупного рогатого скота для ОАО «МосМедыньагропром».

8. Развитие информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка. Обеспечение охвата информационно-аналитической системой оптового продовольственного рынка 100% организованного оптового оборота продовольствия в городе.

9. Содействие совершенствованию нормативно-правовой базы в вопросах контроля поступления, производства и оборота качественных и безопасных продуктов питания, внедрению добровольной сертификации пищевой продукции, соответствующей техническим требованиям и нормам, предъявляемым к экологичной продукции. Создание условий для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих в город, в первую очередь за счет укрепления на предприятиях товароведческих служб.

10. Обеспечение ведения мониторинга целостности и специализации организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы.

11. Осуществление эффективной финансовой и инвестиционной политики.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью