Исполнительный директор компании "Клуб сыра": Для нас намного более ощутимы потери от ситуации в стране, нежели от закрытия некоторых экспортных рынков

Источник: ukranews.com
Компания "Клуб сыра" была основана в 2003 году, включает в себя ООО "Клуб сыра" и ООО "Канівсиртрейд", входит в группу "Континиум".

"Клуб сыра" занимается производством сыра, масла и сыворотки и выпускает продукцию под одноименной торговой маркой. Свою долю рынка сыра на данный момент компания оценивает в 8%, но к 2017 году видит себя на более устойчивой позиции с 20%-22%.

Представители компании уверяют, что растительные жиры у них в производстве не используются. По данным компании, которая сосредоточена на насыщении внутреннего рынка, в Украине среднегодовое потребление сыров находится в районе 1,7 кг в год, что в разы меньше, чем в ряде других стран.

О работе предприятия и планах на текущий год Українським Новинам рассказал исполнительный директор Максим Рылик.

Какие у вас производственные мощности? Сколько перерабатываете молока и производите продукции?

Производственная площадка находится в Каневе (Черакасская область). На сегодняшний день мы перерабатываем 400 тонн молока в день. В этом месяце произвели 879 тонн сыра. Общая мощность завода где-то 12-14 тыс. тонн в год, в зависимости от ассортимента.

Уточните, сколько было произведено продукции в прошлом году по итогам?

В 2014 компания произвела 6,5 тыс. тонн сыра, а также около 3 тыс. тонн сухой сыворотки и 900 тонн масла.

Сколько на сегодняшний день видов продукции насчитывает портфель компании?

Около 20 видов сыра, в весовом и фасованном формате по 200 грамм - "Российский", "Сметанковый", "Голландский", "Сливочный" и другие. С новыми видами будет 24, а также масло - "Детское" и "Селянское".

Вы оставите российский и голландский сорта в своем портфеле? В Европе такой сорт, на пример, не потребляется…

Конечно, в Европе "Российский" сыр не потребляют, его потребляют только выходцы из стран СНД. Ничего, что российский рынок закрылся, остается Казахстан, Беларусь, страны центральной Азии, которые также привыкли к этому сыру. Российский сыр никуда не исчезнет, потому что наш потребитель к нему привык. Это сыр, который больше всего продается. Я думаю, что на рынке будут участники, которые будут делать обычный российский сыр, и другие, более современные, которые будут пробовать наделить этот сорт какими-то новыми вкусами. На пример, никто не запрещал делать российский сыр более длительной выдержки. Сейчас он выдерживается около месяца, но ведь можно его выдержать дольше, и у него будет совсем другой вкус.

В каком диапазоне находится средняя цена ваших сыров?

Цена на полке где-то 100-110 гривен, как и по рынку в нашем сегменте. Мы находимся в среднем ценовом сегменте.

Какая у вас структура составляющих себестоимости производства сыров?

В себестоимости сыра 70%-75% составляет сырье, остальное - энергозатраты, зарплата сотрудникам, расходы на сбыт, административные.

Кого вы видите среди основных конкурентов?

Наши основные конкуренты - это "Молочный альянс" - ТМ "Пирятин", "Славия", "Милкиленд" - ТМ "Добряна", это "Украинская сырная компания" - ТМ "Комо".

Можно еще назвать "Тульчинку" - ТМ "Ферма", а также "Бель Шостка".

На рынке достаточно жесткая конкуренция, производители борются за кошелек потребителя. Борьба идет двумя путями: первый - за счет более низкой и привлекательной цены, кто может себе это позволить, и другие, в том числе и мы, боремся за счет расширения ассортимента и пытаемся предложить что-то новое.

Как работаете с поставщиками молока? Откуда идет сырье на производство?

63%-64 % молока мы закупаем напрямую от хозяйств. Задача, которая стоит перед нашим департаментом сырья - чтобы большинство хозяйств, расположенных в Черкасской области реализовывали молоко нашему предприятию. Во-первых, потому что это молоко нашей области, во-вторых, чтобы оптимизировать доставку.

Кроме Черкасской, хозяйства, с которыми работаем, есть в Винницкой, Киевской и Сумской областях.

Некоторые компании практикуют помощь семейным фермам с нетелями и доильными аппаратами, помогают организовывать кооперативы, с тем, чтобы определенную долю молока те потом реализовывали предприятиям этой компании. Внедряете ли вы такие механизмы сотрудничества с поставщиками?

Это очень хорошая практика, но мы понимаем, что большую часть молока, все же, могут обеспечить хозяйства. На пример, если хозяйство говорит нам, что хочет увеличить производство молока и закупить нетелей, мы спрашиваем: какая сумма вам нужна? Они говорят, условно 500 тыс. евро нам нужно для этого... Мы делаем предоплату за молоко, они за эти деньги покупают нетелей, получают дополнительные объемы молока, поставляют его нам в счет той предоплаты.

Или есть другие вопросы, когда хозяйствам нужно поставить молочные танки, охладители, они к нам обращаются, мы им помогаем, устанавливаем оборудование за свой счет, и эти хозяйства, соответственно закреплены за нами.

Сколько продукции компания планирует поставить на внешние рынки в текущем году?

В прошлом году у нас почти не было экспорта, мы поставили на внешние рынки всего 150 тонн сыров. Экспорт у нас идет по остаточному принципу. Будем поставлять дальше тем партнерам, которые у нас есть в Узбекистане, Израиле, США. За счет новинок хотим там увеличить объемы. Но ставки на экспорт мы не делаем вовсе. В этом году на внешние рынки пойдет до 10% от производства.

Прошлый год был довольно сложным для производителей молочной продукции, в частности, для сыропроизводителей. Как вы принимаете вызовы?

Год был действительно сложным, потому что в один момент мы потеряли Крым, и очень усложнился механизм поставок в Донецкий регион.

Закрытие некоторых зарубежных рынков нас, благодаря Богу, не очень задело, потому что и в 2013, и в 2014 годах мы усилено развивали дистрибуционную сеть. Мы сосредоточены именно на Украине, работаем не только с дистрибьюторами, но и со всеми национальными и локальными торговыми сетями, мы работаем с ними напрямую, поэтому можем контролировать поставки, остатки. В чем проблема компаний, которые были ориентированы на экспорт? Экспорт закрылся, у них есть остатки сыра, его нужно как-то продать, если у тебя нет налаженных каналов продажи, куда ты можешь его продать? Дистрибьюторам, но они не всегда это возьмут, потому что они понимают, что это разовая поставка, лучше поработать с тем, с кем уже отлаженные связи, понятная политика ценообразования и есть стабильность в поставках, потому что сегодня это может быть 100 тонн, завтра это будет 30 тонн, а послезавтра уже ничего. Для нас намного более ощутимы потери от ситуации на Донбассе и аннексии Крыма, нежели от закрытия некоторых экспортных рынков.

Как вы оцениваете эти убытки? Идут ли сейчас поставки вашей продукции в эти регионы?

Если бы все было как и раньше, мы бы продавали на 30% больше сыра. В Крым поставляем, но это несущественные объемы. Там есть дистрибьюторы, с которыми мы работаем, там есть потребители, которые привыкли к нашему сыру, но поставки небольшие, 40-50 тонн в месяц. Общие продажи у нас идут на уровне 800 тонн в месяц, соответственно, это где-то 5%-7%. В Донецкой и Луганской областях поставляем на контролируемые украинской властью территории, с этим проблем нет.

Какие тенденции на рынке можете выделить, какие проблемы для вас сейчас существуют и что, по Вашему мнению, нужно менять в законодательстве?

Касательно законодательства, та ситуация, которая сейчас есть, нас устраивает. Единственное, что хотелось бы отметить, в прошлые годы существовала такая система, как дотация - государство поддерживало производителей молока, и она действительно работала. На сегодняшний день этой программы нет. Если бы государство вернулось к этому механизму, я думаю, что это способствовало бы повышению уровня производства качественного сырья, которое сегодня в дефиците. Программа эта заключалась в том, что государство определенную часть НДС направляла производителям молока на развитие.

Что сейчас происходит с ценами? На сырье и на готовую продукцию? Какие тенденции?

Ситуация с сырьем точно такая же, как и со всеми другими видами продукции - цены растут, ведь растет стоимость электроэнергии, газа, стоимость кормов, которые закупаются, другие товары, которые закупаются за валюту - вакцины и так далее.

Но если сокращается производство сыров, то мы уже получаем не такой высокий спрос на сырье. Если гривна девальвировала в три раза, то цена на молоко в 3 раза не повысится. Средневзвешенная цена на молоко в среднем за 1 квартал 2015 года повысилось на 10% от того, что было в конце года - было 4,10, стало 4,50.

Мы с середины прошлого года до начала этого цены на сыр не пересматривали, просили наших поставщиков сырья нас поддержать в этом. С начала года по сегодняшний день мы пересмотрели цены в целом на 10% в сторону повышения.

Не планируете ли выходить в сегмент мягких или плавленых сыров, премиальных, с плесенью?

Нет, это совсем другая технология. К сожалению, наше оборудование не приспособлено к этому. Такие сыры должны производиться в отдельном месте, в отдельном помещении.

Мы не хотим распыляться, мы хорошо себя чувствуем на рынке твердых сыров и мягкие, плавленые пока не планируем.

Расскажите о сырных продуктах. Что вообще они содержат кроме молока и сколько сырных продуктов, по вашему мнению, на украинском рынке?

Не готов ответить на этот вопрос, меня больше интересует рынок сыра и масла, поэтому данным вопросам не интересовался, в портфеле компании сырных продуктов нет.

Вообще туда идет пальмовое масло, именно оно используется для замены молочного жира растительным. Дальнейшая перспектива этого сегмента - сырных продуктов - зависит от того, что будет происходить в головах потребителей. Сегодня мы видим, что они стали более переборчивы и требовательны, они смотрят, что они покупают.

Как изменилась структура импортного и украинского сыра на рынке?

В прошлом году импорта было 4,5-5 тыс. тонн, а в 2013 году было 10-12 тыс. тонн. На 2015 год производство украинских сыров ожидается где-то на уровне 80-85 тыс. тонн, в то время, как в 2013 году было произведено 127 тыс. тонн сыра, в 2014 - 88 тыс. тонн. Импорт в 2015 году будет на уровне 3-4 тыс. тонн. Импортные поставки сокращаются.

Расскажите о ваших производственных планах на 2015 год - сколько планируете произвести сыров? Какие у вас показатели результатов финансовой деятельности? Какие планируете инвестиции?

На 2015 год запланирован рост 50% - под 10 тыс. тонн сыра. Запланирован он в большей части за счет весовых сыров, также мы хотим существенно прирасти за счет новых видов сыров - "Мировая коллекция" и наши новинки. Что касается финансовых показателей, то за 2014 год общая выручка составила около 450 млн гривен, в этом году планируем удвоить - около 900 млн гривен.

В этом году планируем потратить около 10 млн гривен на модернизацию оборудования, но эта модернизация будет направлена именно на то, чтобы мы могли реализовать наши планы по росту производства продукции. Это модернизация бассейнов, в которых солится продукция, планируем внедрять программу энергоэффективности – хотим заменить горелки, которые стоят на котлах, и внедрить более современный автоматизированный режим их работы, чтобы более экономно его использовать газ, поскольку его цена заставляет нас оптимизировать его использование.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью