Интервью с Зульфией Абдрахмановой, директором ООО «Асянь»

Источник: The DairyNews
The DairyNews побеседовало Зульфией Абдрахмановой, директором ООО «Асянь» о том, как создать эффективную ферму за 3 года и о планах предприятия на ближайшее время.
Интервью с Зульфией Абдрахмановой, директором ООО «Асянь»

DN: Расскажите, пожалуйста, об истории предприятия. Насколько я знаю, оно достаточно молодое, хотя было создано на базе существовавшего когда-то колхоза.

ЗА: Говорят, что здесь раньше было очень большое хозяйство. Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь ничего не было, кроме клюшек. Пришел инвестор Айрат Сабиров, и, буквально за три года с тех пор были отстроены все эти помещения, все здания телятников, доильные залы. Сначала были введены два доильных зала и коровники на сто голов, а в декабре позапрошлого года мы заложили здесь фундамент и начали строительство. За этот год мы построили и ввели в эксплуатацию коровник на 480 голов с комплектом оборудования, доильным залом.

DN:То есть, фактически за три года вы уже вышли на уровень более чем 400 голов КРС?

ЗА: Общее поголовье данного хозяйства у нас 650 голов вместе со шлейфом. Дойного поголовья у нас меньше 400 голов, мы еще не заполнили в полную силу этот коровник. Сейчас, 659голов, а дойное стадо – 375 голов.

Сегодня мы доим в среднем 21 литр на голову. Сотрудничаем с такими компаниями, как «ТатЛаваль», с компанией «Мустанг» - по кормам. Также они нас сопровождают и во время закладки сенажа, силоса. Стараемся учиться. Зимой есть возможность выезжать в другие хозяйства и учиться у них.

DN:Как планируете увеличивать поголовье?

ЗА: Мы своим приплодом увеличиваем поголовье, но нам его не хватает. Мы завозим скот из Кировской области.

DN: Почему за рубежом не покупаете?

ЗА: Лично мне кажется, что нам нужно сначала научиться хотя бы этот скот кормить и доить. Можно купить за рубежом, но здесь скот более адаптированный, как показывает наша практика. Все равно в основе ведь работа с генетикой. Нам самим нужно заниматься воспроизводством.

DN:Какова себестоимость производства молока?

ЗА: Не могу сказать. Тут же должны накладываться все цифры. Мы работаем первый год, поэтому себестоимость очень высокая. Конечную цену скажу – мы продаем молоко в зимний период по 28 рублей за литр.

Мы все делаем, чтобы получить надои 20-21 литр на голову. Кстати, жирность у нас очень хорошая: жир 4,1-4,2%, белок: 3,4-3,6%. Молоко сдаем на завод Danone – они говорят, что из нашего молока делают продукты детского питания, потому что оно самое высококачественное.

DN:  Вы используете инновационные технологии в хозяйстве?

ЗА: Именно в этом зале у нас заложен навигатор, который по молоку определяет состояние коровы. Он определяет на кетоз, на мастит, и выявляет охоту -  у нас автоматически на компьютер выходит эта информация.

DN:Кто Вы по образованию?

ЗА: Я преподаватель математики и информатики.

DN: А как попали в молочную отрасль?

ЗА: Так получилось. Сначала нужно было просто приехать, посмотреть, проконтролировать какую-то ситуацию, потом нужно было проверить документацию, бухгалтерию, а потом так получилось, что осталась дальше работать.

DN:Нравится?

ЗА: Интересно. Здесь все новое. Это не те времена, когда был просто колхоз. Ведь сельское хозяйство сейчас не стоит на месте. Буквально вчера мы ездили смотреть варианты роботизированного доения. Это тоже уникальная вещь. Я до сих пор под впечатлением. В случае, если мы будем реконструировать коровники или строиться, то, конечно, мы будем рассматривать и более совершенные технологии.

К сожалению, есть трудности со специалистами. Желающих работать по специальности в хозяйствен мало. Трудно собрать ребят: все в разных регионах, все хотят поближе к дому работать. Сейчас вот у нас в хоз-ве открыты вакансии агронома, зоотехника, ветврача.   Мало кто хочет работать: может, думают, что все здесь по старинке, не знают, что есть уже новые технологии.

DN:У многих проблемы с привлечением молодых и даже немолодых специалистов.

ЗА: До сих пор еще в подсознании все эти старые коровники, дойки с ведрами, а ведь этого уже нет. Конечно, можно сделать еще лучше, намного лучше, чтобы еще дальше отойти от ручного труда. Тот же пододвигатель кормов, который ходит по залу и пододвигает корма.

DN:Вы, наверное, роботизированное доение со временем хотите ввести?

ЗА: Да, мне это интересно. Это освободит специалистов, чтобы они занимались другими делами: увеличением и оптимизацией производства, анализом информации, которую получают от навигатора. Сам процесс доения очень специфический, и этому тоже надо учиться. Мы приглашали специалистов из Ветеринарной академии, чтобы наших девчонок научили доить правильно. Мы целый месяц только обучение проводили.

DN:Сколько человек работает на комплексе?

ЗА: В комплексе человек 25. У нас же и животноводство, и растениеводство. Наверху, на базе мы строим зерноочистительный комплекс. В том году мы построили два склада, один зерноочистительный комплекс, технику закупили. Земли у нас прибавилось.  Общая численность работников у нас – 80 человек, включая административную часть, бухгалтерию, механизаторов.

DN: Вы развиваете свое кормопроизводство и переработку зерновых культур?

ЗА: Переработку мы используем только для себя. Все цельное зерно, которое остается, мы продаем.

DN:Вы считаете, что выгоднее самим заниматься производством кормов? Это снижает издержки?

ЗА:  Да, если есть соответствующее оборудование для производства . Мы можем покупать, да -  это тоже бывает интересно и выгодно, но где гарантии, что продукт соответствует качеству. Мы постоянно делаем детальные анализы в лаборатории BLGG. Потом уже на основании этих данных наши консультанты строят рацион. На данный момент мы учимся на своих же ошибках.

DN:Планируете ли Вы создать собственную переработку молока?

ЗА: Это на самом деле наша цель.

DN:Хотите замкнутый цикл, начиная с производства кормов?

ЗА: Да, это моя цель. Мне это очень интересно, но нам нужно достичь определенного объема молока.

DN:По Вашему мнению, какой он должен быть?

ЗА: Я думаю, должно быть 20-30 тонн молока. На данный момент у нас 7,5 тонн – этого недостаточно для открытия производства. Пока нам интереснее научиться и сделать правильно тот продукт, который мы делаем. Обязательно нужно удержаться с высшим сортом молока и увеличивать производство. Этот комплекс мы только в апреле открыли.

DN: Вы планируете выпускать цельномолочную продукцию или, может быть, сыры?

ЗА: Я думаю, цельномолочную.

DN:Для местного рынка?

ЗА: Да, для реализации в городе, в Казани. Тем не менее, это уже другая линейка, другое направление в бизнесе.

DN:А в Высокогорском районе есть еще крупные хозяйства?

ЗА: Есть и крупные предприятия – это предприятие ЗАО «Бирюли». Они занимаются земледелием, скотоводством, у них тоже КРС. Есть еще ООО «Татарстан» - они тоже очень хорошо работают на увеличение поголовья, у них в этом году должен открыться новый коровник на 400 мест.

DN: А господдержку Вы получаете, и какие ее виды?

ЗА: Получаем. Очень много программ: есть государственные программы господдержки, на строительство агропромышленного комплекса. На данный комплекс мы тоже подали документы, их много. На литр молока есть надбавка. Все бетонные дороги, которые построены на нашей ферме, были построены по программе Минсельхоза.

DN:То есть, в принципе проблем с получением господдержки нет?

ЗА: Да. Нужно только все документы вовремя собрать, оформить и сдать.

DN:А если посмотреть на молочный рынок Татарстана, как вы оцениваете ситуацию? Татарстан ведь по товарному молоку крупнейший производитель в России. Как вам удается таких результатов достичь?

ЗА: Видимо, все-таки государственная поддержка привлекает людей работать. Главная задача - привлечь инвестора в хозяйство. Очень сложно хозяйству самому встать и начать работать. Кредит сложно взять. А возьмешь кредит - проценты очень большие.

DN:Как Вам кажется, вообще молочный бизнес, молочное животноводство – это прибыльно? Или прибыльно только с условием господдержки?

ЗА: Прибыльно и при условии господдержки, а при условии, что цена на молоко будет на таком уровне или чуть выше, но не ниже 30 рублей. Мы зависим от этого. Молоко – это наш заработок круглый год. То, что мы посеяли, мы собрали и продали – это сезонный заработок, а молоко – каждый день. В молоке у нас и зарплата, и коммунальные услуги, и деньги на другие расходы, и на посевную. Это ежедневная наша поддержка.

DN:Если говорить о затратах – занимаетесь ли Вы общественной работой?

ЗА: Мы нашу школу поддерживаем, бесплатно отдаем молоко. Картошку надо сажать –помогаем посадить, выкопать. Дороги чистим во всей нашей округе. На мероприятиях обычно помогаем: участвуем на мероприятиях. Может, это и не крупная помощь, но не отказываем, когда нас просят.

DN:Почему люди не идут? Может, им кажется, что работа очень тяжелая, или все едут в Казань, которая близко?

ЗА: Не знаю. Работа действительно нелегкая. Сколько бы автоматики ни стояло, все равно это тяжелый труд.  

DN:Какова средняя заработная плата на комплексе?

ЗА: 23 тысячи рублей.

DN:В этом году Вы планируете еще закупать скот?

ЗА: Нет, планируем заполнить коровник своим молодняком.

DN: То есть, пока новые комплексы не планируете строить?

ЗА: Нет пока. Сейчас мы подбираем земельный участок, чтобы она соответствовала данному проекту. Нам важно, чтобы логистика была удобная, свет, вода была поближе, либо была возможность ее получить. Получим проект, сделаем экспертизу. Как только все документы будут готовы, начнем строительство. Сложно, конечно, когда идет стройка в хозяйстве – это всегда означает непредвиденные расходы.

DN:А вот этот проект Вы с учетом заемных средств планируете или на свои деньги?

ЗА: Сейчас сделаем смету, и будет более понятно. Да будем кредитоваться. Сейчас Россельхозбанк предложил очень интересную ставку – 5% годовых. Если мы пройдем кредитную комиссию, то может, и воспользуемся данным предложением от Минсельхоза. Пока не могу сказать, как это будет работать, но предложение очень заманчивое. Есть смысл попытаться им воспользоваться.

DN:То есть, Вам для развития бизнеса достаточно, чтобы цена на молоко была не ниже такой, как сейчас и процентной ставки в 5%?

ЗА: Да. 15% - это уже очень тяжело для хозяйства. В прошлом году были предложения под 15%. Я даже не решилась брать, обходились своими средствами.

DN:Что бы Вы посоветовали людям, которые планируют заняться молочным животноводством?

ЗА: Удачи. Вперед и только вперед!

DN:То есть решаться на это стоит?

ЗА: Да. Это ведь очень интересно.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью