18.07.2014
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Интервью с Сергеем Барановым, генеральным директором «Кизельманн Рус»
DN: Сергей, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в ГК «Кизельманн» и как было создан российский офис компании в России?
- До того, как начать работать в Кизельманн Рус, я трудился в инжиниринговых компаниях. В 2009 году немецкое руководство компании Кизельманн осознало необходимость развития бизнеса на таком огромном рынке, как российский. До этого все оборудование Кизельманн поставлялось на российский рынок инжиниринговыми компаниями. Однако, как мы все понимаем, основная их цель – реализовать проект, установить оборудование и идти дальше. В итоге оставались нерешенными вопросы: как дальше предприятию эксплуатировать установленное оборудование, какие запчасти покупать, и в общем – что дальше делать и как развиваться? Именно эти вопросы, сегодня и решает, созданный в 2009 году, российский офис компании Кизельманн. В задачи офиса входят и оказание оперативной помощи инжиниринговым компаниям в процессе реализации их проектов, а также техническая и технологическая поддержка для дальнейшего технического и технологического развития таких компаний. Кроме того, мы продвигаем на российском рынке новейшие разработки компании Кизельманн, рассказываем о правилах эксплуатации, наглядно показываем процессы работы на реальном оборудовании. На сегодняшний день офис Кизельманн в России – полноценно функционирующая часть компании.  

DN: Как Вы начали 2014 год, можно ли говорить о предварительных результатах полугодия?
- По нашим предварительным оценкам, ожидаемые результаты будут на уровне аналогичного периода 2013 года. Пока сложно говорить с чем это связано, может быть, причины имеют и политические составляющие (ввиду колебаний курса евро). 

DN: Можете ли Вы сказать, какая доля продаж приходится на оборудование для молочной промышленности?
- Строгого процентного соотношения пока нет, по одной простой причине – нашими заказчиками являются не только конечные потребители – предприятия молокопереработки, но и инжиниринговые компании, которые имеют право не рассказывать, куда направляют закупленное оборудование. 

По нашим примерным оценкам, около 60-65 % нашего оборота сосредоточено именно в молочной промышленности. 

Мы стараемся сотрудничать со всеми, поставляя оборудование и инжиниринговым компаниям и напрямую заводам. Россия – страна умелых рук и золотых голов. Возвращаясь к истории - очень часто на каждом молочном заводе в СССР были свои инженеры и проектировщики, технологи, которые до сих пор успешно и плодотворно работают. При этом присутствует преемственность поколений. Часть предприятий закупает оборудование и комплектующие самостоятельно, своими силами его монтирует и запускает. Другая часть предприятий идет по иному пути и выбирает услуги инжиниринговых компаний. Мы не говорим, что какой-то путь правильный, а какой-то – нет. Мы говорим: есть разные пути к достижению цели, есть самостоятельные во всех смыслах предприятия, а есть компании, продающие готовые технологические решения. Все участники процесса нуждаются в обучении, в быстрых сроках поставки, в технической поддержке и запасных частях.

DN: На Ваш взгляд, какие тренды сегодня присутствуют на рынке переработки молока?
- Дело в том, что ряд трендов, относящихся к отечественной молочной промышленности расширяют свое влияние на весь рынок пищевых производств. Первый тренд, который я хотел бы отметить и который мы констатируем не без удовольствия – это экологичность производства. Предприятиями сегодня поставлена цель максимально уменьшить свое негативное влияние на окружающую среду. Эта цель автоматически приводит ко второму тренду – увеличить эффективность производства. 

Эффективность производства в молочной промышленности повышается за счет увеличения глубины переработки молока. В программе поставок нашей компании есть много решений, которыми мы по праву гордимся, и которые помогают оптимизировать производство с целью повышения уровня экологичности и увеличения его эффективности. 

DN: ГК «Кизельманн» известна как поставщик инновационного оборудования. Каков уровень интереса к инновациям у потребителей Вашей продукции в молочной промышленности?
- В нашей компании есть поговорка: бережливое производство – это максимально эффективное производство при минимальных затратах. Любой производитель оборудования сегодня нацелен как раз на то, чтобы предприятия были эффективными, чтобы затраты были минимальными и производились свежие, безопасные, вкусные продукты. Естественно, все, что мы предлагаем молочным предприятиям, помогает реализовать поставленные задачи. 

Если говорить о клапанной технике, тех же двухседельных клапанах, которые «развязывают руки» предприятиям и помогают пересмотреть циклограмму производства, максимально эффективно используя основные технологические единицы, такие как пастеризаторы, сепараторы, фасовочную технику и прочее. Потому что клапанная гребенка из двухседельных клапанов позволяет предприятию одновременно работать с несколькими продуктами: один продукт фасовать, другой – пастеризовать, линию для третьего продукта мыть. Все это происходит одновременно и предприятие, таким образом, не зацикливается на производстве одного продукта или определенном технологическом этапе.

Второе направление в наших продажах, увеличивающееся каждый год, почти в два раза – это системы вытеснения продукта, позволяющие резко сократить сбросы, сократить потери продукта, снизить потребление воды и, в очередной раз, повысить эффективность производства. Кроме того, мы понимаем, что для вытеснения продукта водой, она должна быть соответствующим образом подготовлена (очищена, умягчена, нагрета и т.д.). В нашем случае, использование подготовленной воды, да и просто воды, сводится к минимуму, а в добавок предприятие еще и экономит время, за счет ускорения процесса вытеснения. Наши системы вытеснения (или, как еще их называют пиггинг системы) могут быть установлены на действующих линиях и, в целом, позволяют не только «одним выстрелом уложить двух зайцев», но и получить целый «отряд зайцев», которые идут только на пользу предприятия. Именно поэтому, эти системы вытеснения становятся все более популярными. 

Наиболее сложное с технической и технологической точки зрения – это установки, которые изготавливает наше подразделение мембранной фильтрации. Это сложные многокомпонентные и многозадачные технологические модули, которые открывают новые горизонты для предприятий переработки молока, и по количеству запросов на это оборудование, мы можем судить о росте интереса предприятий к данным установкам. 

Системы мембранной фильтрации и установки микропартикуляции позволяют предприятиям сократить вредные сбросы, производить новые продукты и оптимизировать согласованность работы нескольких производств, которые могут располагаться на существенном удалении друг от друга. Это крайне удобно в том случае, когда управляющая компания владеет одним, двумя или более молочными заводами. В случае с несколькими заводами, установки мембранной фильтрации позволяют настроить их работу и «зазвучать слаженным оркестром».

Например, процесс микропартикуляции не является чем-то сверхновым, он хорошо известен сыроделам, когда при нагревании сыворотки, содержащиеся в ней два типа белков спаиваются и образуют суспензию белого цвета. Известно, что кислая (творожная) сыворотка зеленоватого цвета, а сладкая (подсырная) сыворотка коричневатая; и для прямого добавления в продукты они не подходят. Если творожную сыворотку, ввиду ее кислого вкуса, чаще всего выливали, то подсырную сыворотку собирали и пытались «пристроить», получив определенный доход. Используя микропартикуляцию, мы убираем такой негативный фактор как цвет, при этом продукт становится ярко белым, и в случае подсырной сыворотки, его можно сразу добавлять в сырье для производства сыра, в творог, в йогурты, использовать при производстве мороженого. В случае с творожной сывороткой сегодня у нас существуют наработки, которые позволяют добавлять микропартикулят в продукты творожной группы. Но перед этапом микропартикуляции еще требуется использование установки утрафильтрации, в связи с тем, что творожная сыворотка требует частичной деминерализации. 

Микропартикулят позволяет предприятию существенно расширить линейку производимой продукции и, например, производить продукты с низким содержанием жира (таких как низкожирные сыры). 

При производстве низкожирных сыров использование микропартикулята улучшает их вкусовые и текстурные качества, и сыр, жирность которого всего 10-11 % будет обладать вкусом, идентичным вкусу сыра с массовой долей жира 40-45%. Сегодня растет спрос на низкожирные молочные продукты, и как следствие, желание производителя ориентироваться на пожелания потребителей. 

DN: В каких направлениях еще может быть использован микропартикулят?
- Микропартикулят – это суспензия из белков и она может быть использована в производстве функционального питания. Эти белки вкуснее и приятнее на вид, чем просто сыворотка. Опять же, дальнейшее развитие вопроса – к маркетологам. На европейских рынках продают даже концентрированную творожную сыворотку, практически, цвета зеленки. Ее пьют, она пользуется определенной популярностью и, действительно полезна. 

Если сделать все то же самое, с использованием установки микропартикуляции, то конечный продукт будет менее кислым, не менее полезным и более приятным на вид. 

DN: Установки микропартикуляции уже работают в России?
- Да, эти установки есть в России, но имеет смысл оговориться в том, что было раньше и что есть сейчас. Установки микропартикуляции, разработанные ранее, обладали рядом ограничений для производств и дальнейшего использования микропартикулята в продуктах. Во-первых, это был довольно высокий внутренний объем самой установки. Небольшое сырное производство было неспособно загрузить установку полностью. То есть если мы говорим о производстве 1-2 тонн продукции в час, то внутренний объем установки был около 800-900 литров. Таким образом, эту установку нужно было задействовать, как минимум на пять часов, чтобы хоть как-то компенсировать производственные потери. 

До настоящего времени, в установках микропартикуляции, использовались абразивные методики нагрева сырья, например, скребковые теплообменники, что давало относительно низкий процент (60-65 %) перехода сывороточных белков в микропартикулят. С точки зрения экономики производства, это малоэффективно. Третий, серьезно ограничивающий фактор состоял в том, что температура микропартикуляции была на уровне 70-75 градусов. Когда мы сгущаем сыворотку, мы сгущаем не только само сырье, но и содержащиеся в нем бактерии, которые при 75 градусах не убиваются. То есть, в итоге получаем набор из концентрата белков и концентрата бактерий, что делает непригодным использование микропартикулята для производства сыра, так как срок хранения конечного продукта будет крайне невелик. 

Именно эти ограничивающие факторы явились стимулом для разработки компанией Кизельманн собственной установки микропартикуляции. Мы предлагаем небольшой внутренний объем, то есть установки, пригодны даже для пилотных выпусков продукции или небольших предприятий. Во-вторых, в новейших установках температура нагрева сырья много выше. Оптимальная температура нагрева сырья, примерно 92-97 градусов. Установки микропартикуляции Кизельманн позволяют нагревать сырье до 120 градусов. В итоге получается, практически стерилизованный продукт с большим сроком хранения. Третье преимущество новейших технологий – отсутствие абразивных методик нагрева сырья, что дало средний коэффициент перехода белка в микропартикулят – около 85%. В лабораторных испытаниях коэффициент перехода достигал 95%. Это очень важный фактор для планирования эффективности производства. Когда предприятие имеет 100 литров сыворотки и получает не 50 литров микропартикулята, как раньше, а 80 или 85 литров – это согласитесь, эффективно.

DN: Где стоит сегодня установлены новые продукты в микропартикуляции? 
- Наши технологические решения установлены на многих европейских предприятиях. 

В России сейчас ведутся переговоры, подписаны договоры о намерениях, и мы обязательно сообщим о результатах. Это действительно интересная со всех точек зрения технология, позволяющая оптимизировать производство и увеличить глубину переработки молока, а значит, получить дополнительные заработки. 

DN: А как обстоят дела с переработкой творожной сыворотки?
- Россия в плане развития продуктов творожной группы намного богаче и интереснее по сравнению с Европой. Это большой рынок творожной сыворотки. Установки мембранной фильтрации в паре с установкой микропартикуляции позволяют эффективно перерабатывать творожную сыворотку, не прибегая к более дорогим установкам переработки, например, установкам электродиализа. 

В данный момент, деминерализация кислой сыворотки – это активно развивающееся направление для российской молочной промышленности. 

DN: Какие регионы сегодня для Вас наиболее интересны в плане развития сотрудничества?
- Скажем так, благодаря «Карте дефицита молока» мы сегодня знаем, где и кому наша продукция будет интересна. 
Мы не делим регионы, в любом случае – везде есть люди, которые хотят работать и производить качественный продукт. В настоящий момент мы работаем в России, со странами СНГ, и как люди действия, мы работаем с такими же людьми. 

DN: Кто в России первым установил Ваше оборудование?
- На сегодня это, к сожалению, точно не известно. Первые поставки оборудования компании Кизельманн были еще в советское время осуществлены инжиниринговыми компаниями, которые тогда устанавливали свои технологические линии на советские предприятия. Это было примерно в середине 80-х годов. На какие предприятия, к сожалению, сегодня сказать точно не могу, но было известно, что оборудование пойдет в СССР. 

Далее поставки велись и в новую Россию, и коль скоро, представительству компании Кизельманн в России исполняется пять лет, мы стараемся знакомиться со всем, у кого уже установлено наше оборудование, привлечь под свои знамена максимально много новых участников рынка. Довольно часто, путешествуя по стране, мы находим заводы с нашим оборудованием и люди даже не слышали, что на сегодняшний день у компании Кизельманн есть свое представительство в России. 

DN: Оборудование работает хорошо?
- Да, оборудование работает очень хорошо. У нас есть внутрикорпоративная шутка – «плохо продавать хорошее оборудование, потому что его покупают, и запчасти потом никто не спрашивает». Однако, мы гордимся своим делом и любим то, чем мы занимаемся. 

DN: На Ваш взгляд, какой регион в России наиболее модернизирован в плане оборудования для переработки молока?
- Ответ отчасти лежит на поверхности. Большое количество крупных производств сконцентрировано в Центральном регионе РФ. Высокомодернизированные предприятия работают в Сибири, на Дальнем Востоке, в Алтайском крае. Тем не менее и в ЦФО есть предприятия, остро нуждающиеся в модернизации. 

Строго говоря, можно сесть в машину и двигаясь, примерно, один час, можно найти предприятие, остро нуждающееся в модернизации и автоматизации. Я не буду приводить примеры по ряду причин, и потому что, действительно, грустно говорить о таких вещах. Зачастую видно, что люди хотят что-то изменить, но в силу тех или иных обстоятельств не могут этого сделать.

В Сибири, на Урале, помимо крупных предприятий есть заводы средних объемов. Какие-то из них только планируют модернизацию производства, какие-то уже находятся в процессе. 

DN: Какие решения компании Кизельманн ориентированы на сырное производство?
- Вся наша линейка. Мне нравится фраза: сыр – это прыжок молока в вечность. Понятно, что производство сыра очень широко и сыры бывают различными. Но, в первую очередь, все зависит от принятого на переработку молока. Все наше оборудование может быть поставлено от этапа приемки молока и до фасовки. Клапанная техника – от азов, которыми являются клапаны «бабочка» и до односедельных и двухседельных клапанов, являющихся несущим скелетом современного производства. Очищение сыра и рассола происходит на установках мембранной фильтрации, микропартикуляция так же применима к сыру, так как подсырная сыворотка, практически, идеальный вариант для установки микропартикуляции. Поставляем и моющее оборудование. 

DN: На Ваш взгляд, есть ли будущее у российских сыроделов сегодня?
- Сегодня сыроделам нужна государственная программа поддержки сыродельной отрасли. Причем, программа должна не просто поддерживать производство сыров, но и принимать меры по популяризации сыра как продукта питания. 

Если сравнивать с Европой, в России культура потребления сыров находится не в зачаточном состоянии, но на значительно более низком уровне. 

Кроме того, сами производства сегодня производят те сыры, что производились еще в советское время – голландский, советский, костромской. Это то, что само по себе убивает потребление, так как производя без торговых марок, завод игнорирует тот факт, что людям не интересно покупать то, что они не знают. Потребители покупают голландский сыр, который чаще всего продается на развес в магазинах, им не понравилось, и они не знают каким заводом произведен сыр. На это важно обращать внимание.

Опять же не откровение тот факт, что многие усилия по стабилизации в отрасли нужно прилагать сообща, не забывая об отраслевой коммуникации. Если все, о чем я сказал, совпадет, то однозначно – у сыроделов в России есть будущее. Больше вкусного и качественного сыра – это то, в чем будет нуждаться потребитель.

DN: С Вашей точки зрения, региональный переработчик с такими объемами как 50-100 тонн молока в сутки, может конкурировать с гигантами рынка, такими как Danone или PepsiCo?
- Конечно. Могут и должны. По нашим сведениям, сегодня регионалы более чем успешно конкурируют. Причина очень проста: так же, как и в Европе, в России люди хотят покупать продукцию местного производства. Они хотят покупать и потреблять то, что произведено на той земле, где они живут, теми людьми, которых они знают, из того молока коров, которых они видят на соседних полях. Как в детстве говорили: «молоко от знакомой коровы». Это именно тот фактор, который позволяет регионалам конкурировать с транснациональными компаниями. Более того, крупные компании осознают эту тенденцию и стараются локализовать свои производства в каждом или почти каждом регионе.

DN: А сами Вы какое молоко пьете?
- Разное. Но если есть возможность, пью молоко «от знакомой коровы». Мы поддерживаем хорошие отношения со многими переработчиками молока, знаем многие производства, поэтому часто, в разных регионах, я покупаю разное молоко. Приятно общаться с теми людьми, которые честно работают и болеют всей душой за свое дело, а мы без страха и риска покупаем их продукты. 

DN: На Ваш взгляд, какое внимание уделяют инновациям в производстве компании Danone и PepsiCo? Вы сотрудничаете с этими компаниями?
- Да, мы сотрудничаем с ними. В том числе и по вопросам инновационного оборудования.

У любой компании, которая желает развиваться, должно быть несколько направлений под особым вниманием. Первое – это оптимизация производства. Всегда где-то можно что-то оптимизировать, сократить потери, что-то улучшить. Зачастую улучшения могут казаться тривиальными, а приносить колоссальные прибыли. Яркий пример – на одно молочное производство (региональный завод) пришло новое руководство, и строго взялось за санитарию на заводе. Нельзя сказать, что были вопиющие случаи антисанитарии, но новое руководство желало сделать все максимально лучшим образом. Они уменьшили интервалы между мытьем оборудования и приняли ряд других мер, что позволило увеличить срок хранения продукции на трое суток. 

Второе направление – естественные инновации. Их корень лежит в требованиях рынка. Люди хотят потреблять что-то вкусное, свежее и полезное. При массовом выпуске сделать свежее и полезное – это задача высоких технологий. В первую очередь, это асептические линии, когда мы говорим о свежем продукте, то понимаем, что он должен быть качественный и свежий. Температурные и механические воздействия должны быть сведены к минимуму, как и контакт продукта с атмосферой при его производстве. Оптимальными в данном случае будут являться именно асептические линии, которые мы поставляем на крупные производства. 

Кроме всего сказанного, крупные предприятия целенаправленно борются с большим количеством вредных сбросов в окружающую среду. Если мы говорим про очистку сточных вод – это технологии мембранной фильтрации. Также, это системы вытеснения продукта, которые уже «распробованы» крупными заводами, которые продолжают активно работать в данном направлении. Средним и небольшим заводам использование этих систем, также крайне выгодно и позволит получить дополнительный заработок, с одновременным сокращением расходов при использовании систем вытеснения продукта из линий. Типичный пример – возьмем завод на 70 тонн переработки. Без использования систем вытеснения продукта из трубопроводов при производстве сметаны, за год завод выкидывает, порядка, 10 тонн продукта. Теряются не только 10 тонн непроданной продукции, а предприятие еще и платит за 10 тонн выброшенного продукта. 

DN: Отмечаете ли Вы тенденцию установки небольших перерабатывающих мощностей при отдельных хозяйствах? Являются ли такие предприятия вашими клиентами?
- Есть такая тенденция. Но фермеры, чаще всего работают с инжиниринговыми компаниями. Может быть среди них, мы еще не очень хорошо известны, и хозяйствам удобнее работать с теми, кто сразу предоставляет комплекс готовых решений под конкретные условия. Сейчас мы начинаем работу с такими клиентами. 

Это нормально, когда ты производишь молоко и в какой-то момент решаешь поставить собственную переработку, чтобы получить дополнительную прибыль.

В принципе, на нашем оборудовании можно построить небольшой компактный цех, который позволит напоить молоком одну деревню или несколько деревень и такие примеры уже есть.

DN: С какими инжиниринговыми компаниями Вы сотрудничаете?
- Со многими. Я не хотел бы кого-то выделять, потому что они все любимые, все надежные коллеги и деловые партнеры. 

С нами также работают и монтажные организации. Любая монтажная организация рано или поздно начинает переходить в инжиниринг. Когда они понимают, что могут сами собрать какой-либо модуль или линию и уже предложить покупателю готовый продукт, а не только услугу, то переходят на новый уровень развития. И есть другие компании, которые в чистом поле могут поставить завод. С нами сотрудничает довольно большое количество частных предпринимателей, отечественных и транснациональных компаний.

DN: Получали ли Вы заказы на поставку оборудования на предприятия Крыма?
- Первое, что я хотел бы сказать – мы всегда были, есть и будем «вне политики». В первую очередь мы работаем с людьми и с компаниями, которые хотят что-либо делать. Мы работаем с Украиной, Грузией, Киргизией, немного работаем со странами Восточной Европы. 
Если Крым захочет работать – мы не видим никаких препятствий для того, чтобы начать делать дело. Пока заявок на поставку нашего оборудования в Крым не поступало. Если таковые будут – мы начнем работать. 

У нас в планах ехать в Крым, пока нет, но ехать надо, надо посмотреть, как там обстоят дела с молочной промышленностью. 

DN: С Украиной Вы работаете напрямую?
- Работаем, но через инжиниринговые компании. 

DN: Какими способами компания продвигает свое оборудование?
- Мы стараемся использовать все легальные способы, рассказываем, показываем, объясняем. Мы публикуемся и пишем статьи во всех отраслевых журналах в России и в других странах. Не стоит сбрасывать со счетов популярность рекламы в Интернете. Мы регулярно обновляем баннеры, для нас достаточно интересно участие в отраслевых выставках. Для российского офиса компании Кизельманн выставкой года является Молочная и Мясная индустрия. Мы не сбрасываем со счетов другие мероприятия, но наиболее крупный стенд и яркие инновации представляем весной в Москве. Кроме того, осенью участвуем в известных выставках пивоваренной промышленности за рубежом. Есть нестандартные мероприятия, различные семинары, Автопробег и Молочная Олимпиада, в которых мы регулярно принимаем участие. Они имеют ряд преимуществ. На этих мероприятиях можно пообщаться друг с другом, ближе узнать о проблемах друг друга, задать вопрос в лоб и получить такой же ответ. Дело делают люди, а не компании и такие мероприятия привлекают, в первую очередь, тех, кто трезво смотрит на рынок.

DN: У Вас есть понимание того, что Вы расскажете и покажете в рамках участия в Автопробеге «Дорогу молоку»?
- В рамках автопробега мы посетим предприятия не только производства, но и переработки молока. На некоторых из них установлено наше оборудование. Это очень важно, так как всем всегда интересно слушать и узнавать новое, но еще интереснее увидеть, как все работает живьем. Участникам Автопробега можно будет посмотреть на работающую клапанную технику и системы вытеснения.

DN: Какие новинки ждут участников рынка от компании Кизельманн?
- В рамках выставки Молочная индустрия-2015 компания Кизельманн проведет собственное мероприятие, но о чем оно будет – пока, это наш маленький секрет. Как только концепция и договоренности будут достигнуты – мы озвучим это на площадке Dairynews.

DN: На Ваш взгляд, каким будет российский молочный рынок в ближайшие 5-10 лет?
- Конечно, на звание предсказателя или толкователя будущего я претендовать не буду. Могу отметить только одно – без внятной государственной поддержки и политики регулирования, средние заводы, которые наиболее интересны потребителю в регионах, могут не выжить. В таких обстоятельствах выживут только транснациональные компании, которые могут быстро координироваться, перестраивать свои предприятия. 

Важна грамотная государственная помощь, потому что иногда бывает так, что само предприятие не знает, какая ему нужна помощь, а чиновники не понимают. 

Сегодня, для предприятий крайне важно оставаться на плаву в современных условиях и модернизировать производство, заглядывая в будущее на 10 лет вперед. Это сложное планирование, но без него – никак. Есть понимание, что требуется производство качественных и востребованных продуктов питания, производство не должно вредить окружающей среде, что линейки продукции должны расширяться. Эти тренды воспринимаемы участниками молочной отрасли.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.10.2018

Золотая осень: предварительные итоги АПК

На агропромышленной выставке "Золотая осень" в рамках деловой программы и работы стендов регионов РФ прошло множество деловых и дружественных встреч. The DairyNews пообщалось с представителями отрасли и руководства аграрных ведомств регионов, узнав о предварительных итогах АПК в 2018 году и планах на ближайшие годы.

20.10.2018 16:43:07

Не молоко

2 208 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20 
 
Колхоз Н-Кулое, СПХ
Адрес:  д. Урусовская, ул. Покровская, д. 11 
 
Чебаркульский молочный завод, ОАО
Адрес:  г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 1 корп. - офис