15.01.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Республика Башкортостан
Просмотров: 8374
Интервью с министром сельского хозяйства республики Башкортостан Ильшатом Фазрахмановым

DN: Ильшат Ильдусович, расскажите, как сейчас обстоят молочные дела в Башкортостане?

ИФ: В целом, можно уверенно говорить о сбалансированной системе молочного комплекса по производству молока, переработке, а также потреблению и производству продукции. Мы держим равновесие. Для того, чтобы резко не менять ориентиры на сырое производство и увеличение мощностей, стагнированное потребление поддерживается на прежнем уровне. Нам бы хотелось, чтобы компании выводили на рынок новые более интересные и качественные продукты. Очевидно, что объем некачественной продукции, на которую население смотрит с недоверием, растет. Отсутствие доверия к продукту со стороны потребителя – одна из самых острых проблем рынка на сегодня.

DN: На ваш взгляд, имеет ли такая проблема решение?

ИФ: Однозначно, имеет, но работа в этом направлении подразумевает комплекс мер. Меня радует, что башкирские молочники активно включились в работу электронной ветсертификации – система была запущена 1 декабря 2017 года и функционировала весь последующий год. Несмотря на то, что на готовую молочную продукцию «Меркурий» не распространяется, по мясу и сырому молоку прослеживаемость уже есть. В дальнейшем крупным молочным компаниям, производителям сырого молока, необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы давать населению настоящее сырое молоко. Рынку необходимо разделение: сырое молоко – это молоко, а иные продукты – молочный напиток. На федеральном уровне такая тенденция отмечается. Башкортостан – крупный производитель сырого молока, мы планируем поддерживать это направление.

DN: На ваш взгляд, «Меркурий» полностью справляется с возложенной на него функцией: прослеживаемость от поля до прилавка?

ИФ: Я думаю, систему еще необходимо совершенствовать – нужные поправки выявляются в процессе эксплуатации. Россельхознадзор вполне в силах производить изменения. 2019 год, по моему мнению, в этом плане будет еще более результативным по сравнению с предыдущим. Если говорить о введении ЭВС на готовую молочную продукцию, мы полностью поддерживаем и исполняем все поручения, которые идут от Минсельхоза России. На региональном уровне мы готовы сделать все возможное.

DN: Какую роль республика Башкортостан играет в общей картине АПК России?

ИФ: Несмотря на то, что мы входим в первую десятку производителей сельхозпродукции, для нашего региона готовой продукции недостаточно. Мы хорошо это понимаем. Сегодня ставка делается на малые формы хозяйствования, на продовольственном рынке создаются новые субъекты экономики. Малый бизнес объединяется в партнерство: земля, животноводческие фермы, переработка и розница. Башкирские производители имеют доступ непосредственно к потребителям и таким образом аккуратно обходят ритейл, с ним работают крупные компании, ориентированные на экспорт. Здесь мы поддерживаем непосредственно крупные инвестиции и помогаем небольшим хозяйствам. Новый нацпроект – агро-стартапы – будет направлен на создание таких субъектов малого предпринимательства на селе.

DN: Известно, что в Башкортостане много ЛПХ и как следствие молока, но ясно, что оно не совсем товарное. Что планируется делать в этом направлении?

ИФ: Мы усиливаем работу ветеринаров – их в республике около 3000 человек. Больше 100 млн рублей из средств бюджета республики было выделено до конца 2018 года на покупку транспорта, лабораторий, специальных машин по ветлинии. Это необходимо для того, чтобы ветеринары могли держать под контролем любое движение сырья и часть готовой продукции. Однозначно ЛПХ не дают молоко высшего сорта. Поэтому создаем кооперативы: в 2018 году создано более 100 кооперативов по нашей региональной программе «Создание дохода генерирующих проектов на основе инициативы граждан». Работает это следующим образом: мы пришли в сельское поселение, где нет фермеров – только ЛПХ. Граждане выдвигают инициативу по сбору и хранению молока, создается кооператив. Со стороны власти выделяется 3 млн рублей на покупку танка, прицепа и прочих необходимых установок. Тогда члены кооператива смогут продавать качественное, охлажденное молоко молзаводу, который будет готов купить 1,5- 2 тонны такого сырья. Кроме того, планируется создание сервисной инфраструктуры для еще более точного контроля качества молока.

Например, группа компаний «Savencia» строит новый завод по производству мягких сыров, для которого необходимо качественное молоко. Мы договорились, что в феврале приедет представитель компании и мы создадим «Школу качественного молока». Начинающих и действующих небольших фермеров мы планируем «привязывать» к заводу долгосрочными контрактами, а представители компании будут обучать их получать качественное молоко.

DN: Фактически, можно ожидать, что в архитектуре форм хозяйствования произойдёт перестройка от ЛПХ в сторону кооперативов и более крупных форм объединений?

ИФ: Мы поддерживаем инвестиции в молочную отрасль для создания индустриальных животноводческих ферм, которых у нас в республике не так много. Например, «ЭкоНива» сегодня находится в стройке (предприятие на 2800 голов в Ермекеевском районе). В Белебеевском районе планируем выйти на площадку на 3540 голов. Наша компания «Победа» на 1200 голов уже находится в стройке, «Красная Башкирия» на 800 голов – в стройке и будет роботизирована. В ближайшие годы создадим около 20 крупных промышленных индустриальных животноводческих ферм, где будет производиться качественное молоко. Такой сценарий – для крупных производителей, а малые формы хозяйствования (ЛПХ), объединяясь в кооператив, также будут повышать доходность.

DN: На одном из ваших выступлений, вы говорили, что Башкирия станет сырной столицей России.

ИФ: К 2030 году мы рассчитываем завоевать внутренний рынок республики: в идеале малые формы хозяйствования будут объединяться в кооператив и создавать сыры. По-прежнему открыта школа сыроделов – она работает уже три года. В этом направлении мы и будем усиливать работу, чтобы удовлетворить башкирского потребителя собственными башкирскими сырами. Учитывая тот факт, что мы потребляем сыров в два раза меньше, чем французы, то почему бы нам не убедить граждан, что сыр – это полезный, качественный продукт? Потребление его в этом случае возрастет. Но для этого надо выводить на рынок новые бренды и виды сыров.

DN: Каков он – башкирский потребитель?

ИФ: Предпочтения изменились и можно сказать, что потребитель стал новым. Но мы тоже не стоим на месте, понимаем необходимость в постоянном развитии. Ключи к сердцу потребителя будем искать через правильный подход. Мне показалось, крупные российские компании не всегда могут идентифицировать покупателя и понимать, чего он желает. Но очевидно, что продуктовая полка ждет интересных и креативных продуктов.  

DN: Имеется ввиду работа в рамках ребрендинга?

ИФ: Да, будем учиться брендировать наши продукты – эта сфера нами в необходимом объеме пока не освоена. Рынок богат брендами, постоянно появляются новые решения. Мы должны меняться вместе с рынком.

DN: Как обстоят дела в республике с инвестиционным потенциалом, будет ли он реализован в будущем году?

ИФ: Потенциал для привлечения инвестиций на нашей территории огромен. Сегодня в реестре сельхозинвестиций около 100 млрд. рублей. Нам необходимо достичь отметки в 300 млрд. рублей, чтобы в ближайшие годы осуществлялись вложения в сельское хозяйство, переработку и частично розницу.

DN: Какие крупные проекты реализуются на текущий момент?

ИФ: Среди крупных выделяется «ЭкоНива» – агрохолдинг строит животноводческую ферму. Кроме того, группа компаний «Победа» и группа компаний «Урожай» – это наши башкирские, «Красная Башкирия», СПК «Ашкадарский». Еще заявлен, но не реализован проект – «TH group».

DN: Насколько важен для Башкирии опыт иностранных коллег?

ИФ: Чем отличаются крупные иностранные компании от отечественных? Наши компании по сравнению с иностранными работают недолгосрочно. Отсюда следует, что риски у зарубежных коллег на порядок ниже, там предприятия развиваются по собственной схеме, не надеясь на поддержку извне. В нашей стране риски связаны с субсидированием, с оказанием господдержки. Думаю, нам есть чему поучиться, к примеру, работать на долгосрочную перспективу.

DN: Касаясь темы господдержки, что запланировано в этом направлении в следующем году в Башкортостане?

ИФ: В Башкортостане по-прежнему остается прямая господдержка сельхозорганизаций – около 6 млрд. рублей без соцразвития села, вместе с соцразвитием села (с ветеринарами) – около 8 млрд. рублей. Господдержка будет сохранена в течение 2019-2021 годов.

DN: Недавно была озвучена инициатива о том, что возможно поднимут пошлины на ввоз оборудования из-за рубежа. Насколько велика в Башкортостане зависимость от иностранного оборудования? Готовы ли местные аграрии обратиться к технике местного производителя?

ИФ: На мой взгляд, не стоит вводить какие-то пошлины на оборудование, потому что вряд ли наши компании смогут составить конкуренцию австрийскому, немецкому, французскому, итальянскому оборудованию. Хотя бы ближайшие пять лет доступ к такому оборудованию просто необходим.

DN: Сейчас актуальна тема экспорта. Насколько достижимы цели, поставленные Президентом и правительством? Что в связи с этим планируется делать в Башкортостане?

ИФ: После того, как получили поручение из Москвы, за одиннадцать месяцев мы отправили на экспорт в 2,5 раза больше сельхозпродукции, чем за аналогичный период 2017 года. Совокупно это составляет около 50 млн долларов. По характеру продукции АПК это, в первую очередь, зерновые и масличные. Нельзя не отметить, что в 2018 году мы вырастили, переработали и продали в Европу рапсовое масло и шрот. На экспорт идут сахар, часть сухого молока и, конечно, сырье. «Белебеевский завод» («Savencia») стал первым среди тех, кто получил сертификат на продажу сыров в Китай.

DN: Как вы считаете, в Китае ждут продукцию наших молочников?

ИФ: По мнению экспертов – тех компаний, которые активны в переговорах с Китаем –  российский продукт является продуктом натуральным. Это делает его конкурентным и популярным, ведь сейчас все больше потребителей стремится к качеству и пользе. Территория Башкортостана – 7 млн сельхозугодий – позволяет производить огромное количество таких продуктов. Бесспорно, есть трудности как с сертификацией, так и с логистикой. Но для компаний, которые вкладывают инвестиции, Китай и Средняя Азия все равно являются крупнейшим потребителем продукции.

DN: Как Вы считаете, насколько нужно и важно развивать агротуризм?

ИФ: В моем понимании как представителя производителей агротуризм – это когда  горожане приходят к фермеру, чтобы купить готовую продукцию. Я наблюдал это в прошлом году в Баварии: прямо в фермерском хозяйстве расположен магазин с продукцией, в нем она стоит дешевле. Такая схема позволяет обойти логистические затраты и так называемую сферу обращение – опт и розницу. К тому же, потребитель своими глазами видит, что приобретает. Такое направление однозначно будет развиваться и в Башкортостане: прекраснейшая природа позволяет.

DN: Как агротуризм можно организовать в территориальном отношении? Если посмотреть на карту, производство молока по республике неоднородно.

ИФ: Вопреки тому, что Юг и Предуралье – зона концентрации молока, север без сырья не остается. В республике очень хорошо развито транспортное сообщение, поэтому, практически, каждый пункт доступен и проблем нет.

DN: Есть идеи, как «поднимать» районы менее развитые в плане молочного животноводства?

ИФ: В северо-восточной зоне создан геопарк «Янган-Тау»: когда Уральские горы двигались, поднялись пласты и обнаружились скалы с отпечатками древних моллюсков, живших примерно 150 млн. лет назад, что свидетельствует о том, что раньше здесь был океан. Это будет способствовать привлечению огромного количества туристов на данную территорию. Поэтому мы готовимся и уже создаем небольшие животноводческие фермы с готовой продукцией.

DN: Что будет с ценой на молоко и с рынком в новом году?

ИФ: Цена на сырое молоко будет расти. Дешевого сырья неясного происхождения не будет: Минсельхоз и Россельхознадзор выстроили защиту. Власти потратили время и силы на стабилизацию рынка, это имеет результат.

DN: Каким был для Вас 2018 год?  

ИФ: В прошедшем году мы стали еще ближе к пониманию своего внутреннего рынка, настроения наших производителей и поиску внимания покупателей. Кроме того, на нашу территорию пришли крупные инвесторы – «Savencia», «ЭкоНива», а это повлекло за собой активизацию внутренних инвесторов и аграриев, появилась конкуренция. На мой взгляд, такой тренд сохранится в ближайшие три года.

DN: Что еще будет характерно для рынка в будущем году, по вашим прогнозам?

ИФ: Покупатель становится избирательнее, больше заботится о своем здоровье. Сужу по себе: у меня четверо детей и я не хочу, чтобы они потребляли некачественные продукты. Это долгосрочная тенденция, поэтому производители должны быть готовы. Мне кажется, что это очень важно. Для всех компаний очень важно работать с покупателем: не надо предлагать то, что не хочется покупать. К примеру, к новому бренду или продукту с  прослеживаемым QR-кодом покупатель гарантировано потянется. Как покупатель я хочу через посмотреть, где молоко доилось, где перерабатывалось, когда и какие прививки делалась коровам. Тоже самое с мясом, сыром и другими продуктами. Я не хочу, чтобы меня обманывали – в вопросе заботы о здоровье такой параметр очень важен.

DN: Что пожелаете партнерами, отрасли и всем игрокам рынка?

ИФ: Креатива, движения только вперед. Кроме того, желаю не останавливаться на достигнутом, строить эффективную политику, заниматься себестоимостью, выводом новой продукции на рынок. Почему иностранцы могут, а мы не можем? Это вопрос, который в будущем году должен задать себе каждый бизнесмен.

DN: Спасибо.

Также вы можете ознакомиться с фоторепортажем с завода ГК  «Башмилк», одного из лидеров молочного рынка Башкортостана.
27.09.2019

Маркировка пищевой продукции: зачем оно нам?

15 июля Минпромторг РФ запустил эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. Более 30 компаний, отважившихся принять участие в эксперименте, по-видимому, узрели в этой инициативе пользу для отрасли. В то же время о своем участии официально заявили только несколько из них: молочный завод “Вакинское Агро”, ГК “Галактика”, «Шахунское молоко», Курское молоко, Пискаревский молочный завод.
KozaNova
Адрес:  Краснодарский край, станица Ленинградская 
 
Храмцова В. В., КФХ
Адрес:  Орловская область, Мценский р-н 
 
Молочный рай, ООО Фермерское хозяйство
Адрес:  Челябинская обл, Сосновский район, пос. Красное Поле, д. ПРОЕЗД АДЖЕМЯНА д. 1  
 
Степь, ООО
Адрес:  Оренбургская обл, Саракташский район, с. Кабанкино, ул. Луговая, д. 21