Интервью с Марсело Перейра де Карвальо, генеральным директором исследовательской компании MilkPoint (Бразилия)

Источник: The DairyNews
Интервью с Марсело Перейра де Карвальо, генеральным директором исследовательской компании MilkPoint (Бразилия) состоялось в ходе ежегодной Молочной Олимпиады. Эксперт рассказал об особенностях рынка молока Бразилии и выразил мнение об экспортных поставках молочной продукции между РФ и Бразилией.
Интервью с Марсело Перейра де Карвальо, генеральным директором исследовательской компании MilkPoint (Бразилия)
DN: Как вы начали работать в молочной отрасли? Каким был ваш путь?
- Я получил степень магистра по направлению зоотехния. На протяжении 10 лет работал консультантом в молочном животноводстве, этот опыт больше всего был связан с питанием. Но мне всегда нравилось работать с информацией, и я решил создать веб-сайт, посвященный молочному рынку. Это было в 2000 году.  Так я стал в некотором роде экономистом молочного рынка. Если коротко, то предыстория была таковой.

DN: А как пришла идея запустить сайт?
- После окончания магистратуры я понял, что не хочу заниматься исследованиями. Работа консультантом мне тоже была не по душе, но мне нравилось работать с информацией. У меня была возможность и желание создать бизнес. Интернет в те времена только начинал приобретать популярность. И я подумал, почему бы мне не стать первым, кто создаст ресурс, посвященный молочному животноводству в Бразилии? Идея была немного безумной, потому как интернет-пользователей тогда в стране было не так много, а интернет был доступен не всем. Нам удалось закрепиться на рынке, правда, первые 5-6 лет работая без особой прибыли. Впоследствии сайт начал развиваться, дела пошли в гору. Основной задумкой было создать платформу для объединения людей, для поиска нужных контактов, а также быть первым и главным источником информации.

DN: Когда был запущен сайт?
- Сама идея зародилась в 1999 году, а в апреле 2000 года был запущен MilkPoint (www.milkpoint.com.br). То есть на сегодняшний день ресурс существует 16 лет – довольно долго.

DN: Кто является основной аудиторией портала?
- У нас порядка 100 тысяч подписчиков (это бесплатная услуга). Среди наших читателей люди разных профессий - от молочных фермеров до специалистов технической направленности, ветеринаров, агрономов, переработчиков, сотрудников молочных компаний, исследовательских агентств. Мы стараемся охватить весь рынок – от фермеров до ритейлеров, поместить всех в одну лодку и обеспечить соответствующим контентом.

Вы упомянули ритейлеров. Расскажите, пожалуйста, как переработчики и ритейлеры сотрудничают в вашей стране? В России их отношения довольно сложные.

Это, конечно, конфликтные отношения. Переработчики хотят наивысшую цену, ритейлеры хотят покупать по низкой цене. Но ритейлеры – клиенты переработчиков, они не могут работать без них. В Бразилии более 50% продуктового рынка принадлежит четырем розничным сетям. И менее 40% рынка принадлежит 12 переработчикам молока. За последние годы доля ритейлеров в стоимости молока выросла, а доля переработчиков – значительно упала. То же самое касается производителей. Представители сетей практически не принимают участия в жизни отрасли, они не посещают собрания. Переработчики пытаются искать другие каналы сбыта, работать с более мелкими сетями, развивать бренды и делать товар более привлекательным.

DN: А какова общая картина бразильского молочного рынка? Сколько молока производится в стране в год?
- Согласно официальной статистике, Бразилия производит порядка 35 млрд. литров молока в год. 25 млрд. литров из них перерабатывается, 10 млрд. литров – не перерабатывается. Но нам кажется, что цифра не совсем правильная. Мы общаемся с компаниями, пытаемся «измерить» этот рынок. По моим оценкам, производство составляет 30 млрд. литров. В последние 15 лет рынок заметно вырос – ежегодный рост составлял в среднем примерно 4%. Это произошло благодаря росту экономики и внутреннего потребления. Было сделано много инвестиций в производство для обеспечения растущего спроса.

За последние 15-16 лет население Бразилии значительно выросло и составляет сегодня более 200 млн человек. Сейчас компании стараются делать акцент на инновациях. Многие запустили производство таких продуктов, как безлактозное молоко, греческий йогурт. Компании ищут новые решения, особенно сейчас, в экономический кризис. Сегодня спрос начал падать, компаниям приходится делать упор на качестве продукции, а не продавать массовый товар.

DN: Каковы ваши прогнозы относительно мирового молочного рынка? Где сильные и слабые стороны?
- В 2007 году, когда цена на молоко пошла вверх, все говорили о наступлении новой эры высоких цен, поскольку спрос был очень высоким, а производство не справлялось со спросом. Затем высокие цены спровоцировали рост производства. Все ошибочно предполагали, что спрос не перестанет расти, особенно со стороны Китая. Но этого не произошло, а Китай нарастил собственное производство после меламинового скандала, а темпы роста китайской экономики замедлились.

Думаю, в отдаленном будущем спрос на молочные продукты будет хорошим. Фундамент для этого есть, в частности Африка и страны Азии увеличат доходы и потребление. Но пока мы довольно далеко от этой реальности. Сегодня мы наблюдаем низкие цены на протяжении длительного периода. Цены, при которых нерентабельно производить молоко. Но мы по-прежнему не можем значительно снизить поставки, а спрос не растет. Думаю, все немного расстроены объемом мирового рынка и его рентабельностью.

DN: Как вы считаете, правительство должно поддерживать молочную индустрию?
- Это очень чувствительный вопрос. В нем я придерживаюсь либеральной позиции и считаю, что поддержка – это нежелательное вторжение, оно влечет деформацию. Но с другой стороны, молочный сектор поддерживается государством во многих странах. В Бразилии было много дискуссий на эту тему. Одни говорят, что нам нужен свободный рынок, необходимо открыть границы и экспортировать продукцию без налогов и так далее. Но ведь если вы хотите конкурировать с товаром, который субсидируется, или с регулируемым рынком, то это нечестно.
Мне кажется, поддержку стоит сократить в долгосрочной перспективе. Но это не так просто сделать. Во многих странах  сектор поддерживается государством на протяжении долгого времени. И очень немногие страны имеют действительно свободный рынок.

DN: Какие это страны?
- До 1991 бразильский рынок был полностью регулируемым, цена на молоко устанавливалась государством. Сегодня внутренний рынок Бразилии свободный, потому что у нас нерегулируемая цена и отсутствуют субсидии. Все опасались, что на  рынке случится коллапс, поскольку производителю было сложно договориться с крупными клиентами, и что цена упадет. Но что произошло: цена наоборот пошла вверх, т.к. был дефицит молока, а молочные компании платили хорошую цену фермерам.

В Европе, которая только что отказалась от квот, по-прежнему есть прямые выплаты. В США молочный рынок тоже регулируется. А вот в Новой Зеландии отсутствуют субсидии, но там 90% рынка принадлежит одному кооперативу. Австралия, кстати, - тоже пример свободного внутреннего рынка.

DN: Как вы оцениваете перспективы развития мирового молочного рынка?
- Мы ожидаем, что в 2017 году рынок восстановится или частично восстановится. Из-за того, что во многих странах фермеры получают финансовую поддержку, процесс восстановления рынка откладывается, т.к. фермеры, имея поддержку, продолжают инвестировать и производить молоко.

Думаю, сейчас в Европе ожидают небольшого спада. Сложная ситуация в Аргентине, Бразилии. Цена на молоко в США не очень высокая. В непростом положении и Новая Зеландия. Но в среднесрочной перспективе мы ожидаем, что рынок начнет стабилизироваться.

Если же говорить о долгосрочном периоде, перспективы хорошие, но путь до них не будет простым – будут взлеты и падения, поскольку мировое производство может превысить наши ожидания до тех пор, пока цена на молоко будет высокой.

Потенциал производства молока очень большой, он не раскрыт во многих странах. Например, в Бразилии производство очень низкое. Чего, например не скажешь о производстве сои – в этой отрасли используются высокие технологии, как и в производстве сахарного тростника, хлопка, но не молока.

И это касается многих стран – при наличии технологий производство молока могло бы увеличиться и в два, и в три, и в четыре раза. Да, могут возникнуть проблемы, касающиеся окружающей среды, доступности земельных ресурсов, но ведь можно увеличить производительность.

DN: Во многих странах, в том числе в России, перерабатывающие компании сегодня заменяют молочный жир пальмовым маслом. Существует ли такая практика в Латинской Америке, и как вы к этому относитесь?
- Да, некоторые компании в Латинской Америке используют заменители молочного жира. Особенно во время кризиса они стараются предложить потребителю более дешевый продукт. Но это не является настолько масштабным явлением, как в России (если я правильно оцениваю ситуацию в вашей стране).

Если попробовать сравнить Латинскую Америку и Россию. Какие, по вашему мнению, принципиальные различия можно выделить, говоря о молочной индустрии?

Я не знаком детально с российским рынком, но насколько я мог понять, находясь здесь (Интервью взято в рамках VIII Молочной олимпиады – прим. ред.), у нас есть похожие черты. Во-первых, рынки объединяет экономический кризис. И в Латинской Америке, и в России есть необходимость в повышении качества молока. Но рынки отличаются тем, что в Латинской Америке растет численность населения, а в России – падает. В обоих регионах наблюдается тенденция инвестировать в крупные холдинги, присутствуют иностранные инвестиции. Оба рынка, так или иначе, развиваются, тяготеют к инновациям. Обе страны зависят от сырьевых товаров – Россия от нефти, Бразилия – от продукции добывающей промышленности и от соевых бобов. Обе страны находятся под влиянием одинаковых мировых экономических сил.

DN: Какие задачи, по вашему, должны ставить перед собой сегодня производители и переработчики, чтобы соответствовать потребительскому спросу?
Давайте начнем с фермеров. Они всегда должны оставаться эффективными и следить за тем, чего хотят молочные компании. Последние, в свою очередь, должны сообщать производителям о своих запросах – например, об уровне содержания белка и жира в молоке. В Бразилии так происходит не всегда.

Фермеры должны внедрять технологии для автоматизации производства, чтобы оно позволило повысить продуктивность труда. Думаю, это тоже общая проблема России и Бразилии – найти подходящий персонал, особенно квалифицированный, в сельской местности, непросто. Думаю, фермерам стоит инвестировать в обучение технического персонала, искать новые решения для автоматизации процессов. Эти технологии сегодня доступны везде, так как их, как правило, поставляют международные компании.

Переработчики должны производить продукты, которые хотят видеть на полках их потребители. Молоко – это молоко. Но оно также является очень хорошей платформой для расширения продуктовой линейки молочных продуктов. Но эта сфера тоже требует инвестиций – в инновации, в маркетинг.

DN: Говоря об инновациях, какие из них, по вашему мнению, будут востребованы потребителем? Чего хочет сегодняшний потребитель?
- Существуют определенные тенденции, которые можно отнести к мировому рынку. Думаю, это в первую очередь удобство и доступность, возможность приобрести продукты и напитки в удобной упаковке, например, порционной, продукты, готовые к употреблению. Растет спрос на натуральную продукцию – продукцию с минимальным содержанием добавок, а также на продукты с географической маркировкой, произведенные на определенной ферме. Параллельно всегда будет существовать массовый рынок, на котором работают крупные компании. Но и они сегодня работают со специфическими продуктами, запускают отдельные производственные линии.

DN: Расскажите, пожалуйста, о структуре бразильского импорта и экспорта молочной продукции?
- У Бразилии очень богатая история развития АПК. Мы производим много сои, говядины, мяса птицы, а также хлопок, апельсиновый сок. А почему не молоко? У нас есть земля и другие необходимые ресурсы. Но структура молочного рынка не такая упорядоченная, как в других странах. У нас сотни тысяч молочных фермеров, часть молока продается без инспекций. У нас порядка 2 тысяч молочных компаний. Это очень фрагментарный рынок. Уровень технологического развития очень низкий, плохая интеграция фермеров и переработчиков.

Думаю, для того, чтобы быть экспортером, необходимо иметь всегда доступные объемы молока. Наверное, в перспективе наша страна может выйти на экспорт, но сегодня зарубежные поставки не превышают 3-3,5% в год. Это происходит только при перепроизводстве и высокой цене. Бразилия импортирует 2-4% потребляемого объема молочной продукции. Так, на сегодняшний день наша страна в целом обеспечивает себя молочной продукцией, импорт и экспорт находятся на очень низком уровне. Думаю, через какое-то время мы выйдем на мировой рынок, но для этого потребуется время.

Многие говорят, что зависеть от мирового рынка очень сложно из-за его высокой волатильности. Я бы предпочел продавать продукцию на крупном домашнем рынке, чем экспортировать, так как внутри страны можно контролировать цены. При экспорте большую роль имеют курсы валют, их колебания не позволяют строить долгосрочные планы.

DN: Как вы думаете, Россия и Бразилия когда-нибудь начнут взаимные поставки молочной продукции?
Бразилия уже экспортирует в Россию говядину и другие виды мяса. Почему не начать экспорт молочной продукции? Особенно в условиях российского продэмбарго у многих компаний появилась такая возможность. Порядка 13-15 бразильских компаний получили разрешение на экспорт в Россию, но из-за невыгодной цены поставки очень невелики. Сегодня Россия занимает очень маленькую долю в структуре бразильского экспорта молочной продукции – порядка 1%. Думаю, ситуация могла бы измениться, если бы обе страны производили больше, чем необходимо внутреннему рынку. И это может произойти в будущем, но не сейчас.

Кроме того, у России есть расположенные близко партнеры, в первую очередь Белоруссия. Все же выгоднее экспортировать в страны, расположенные поблизости, из-за логистических затрат.

DN: Вы сказали, что в Бразилии порядка 2 тысяч перерабатывающих заводов. А каков объем мощностей?
Да, их 2 тысячи, но напомню, большинство из них очень маленькие. Бразилия занимает пятую строчку в мировом рейтинге производителей молока. При этом у нас нет ни одной компании, входящей в 20-ку крупнейших молочных компаний мира. Ее нет во всей Латинской Америке. Крупнейшие переработчики – это Nestle и Lactalis. В Бразилии нет молочных компаний мирового масштаба. Дело в том, что молочные фермы рассредоточены по всей стране, практически нет регионов, где бы была их высокая концентрация. Логистика – наша проблема. Я как-то делал подсчет: один грузовик в Бразилии вынужден проделать путь в шесть раз длиннее, чем такой же грузовик в Новой Зеландии, чтобы собрать одинаковое количество молока. Это отражается на конкурентоспособности нашего рынка, потому что транспортные затраты «спрятаны» в цене на молоко.

DN: Перед интервью вы сообщили, что запустили специальное приложение для фермеров. Расскажите, пожалуйста, о нем? В чем идея? Как она появилась?
Это простейшее приложение, в котором фермеры смогут делиться информацией о цене на молоко, объемах производства и параметрах качества. Ежемесячно они будут получать сравнительный анализ, чтобы понимать, как обстоят дела на других фермах, и иметь возможность сравнить успехи. Эти данные будут конфиденциальными (не будут публиковаться), но будет доступна общая информация, средние показатели. В Бразилии очень плохо налажена система обмена подобной информацией. Мы рассчитываем, что благодаря этому рынок станет более прозрачным. Приложение будет бесплатным. Думаю, этот инструмент будет работать и станет полезным. Мы запускаем его в августе.

DN: Какова средняя цена на молоко сегодня в Бразилии?
Порядка $0,33-0,34 за литр.

DN: А какая доходность у фермеров?
На этот вопрос сложно ответить, поскольку фермы все разные. Согласно данным IBRAPA, у фермеров сейчас очень низкая рентабельность производства. Возможно, около $0,30. По этой причине упало производство. В 2013 и частично в 2014 ситуация была намного лучше, 2015 год был сложным, и этот тоже. Цены на кукурузу и сою заметно выросли, затраты фермеров выросли на 25-30%, инфляция при этом составила порядка 10%, а потребительские цены не выросли. Поэтому сложилась такая ситуация. Но она намного лучше, чем в некоторых других странах, например, в Новой Зеландии, Чили, Аргентине, Уругвае. Эти страны пострадали больше, потому что в большей степени зависят от международного рынка.

DN: Какую миссию выполняет ваш ресурс?
Думаю, наша миссия в первую очередь заключается в том, чтобы помочь молочному сектору там, где мы присутствуем – то есть в первую очередь в Бразилии. Мы стараемся обеспечить участников рынка квалифицированной информацией. Это не всегда просто, потому что эта информация не всегда приятная. В конечном счете, наша миссия – улучшить молочный сектор. Мы объединяем людей, большая часть контента на нашем ресурсе принадлежит нашим читателям – это их комментарии, обсуждения. Так происходит обмен информацией.

DN: Последний вопрос будет о Молочной олимпиаде. Вы тут впервые. Что данное мероприятия значит для вас? Каковы ваши впечатления?
Мне было очень интересно. Я впервые не только на Молочной олимпиаде, но и в Азербайджане. Нам не хватает информации о таких регионах, и тут я многое узнал. Формат этой встречи был тоже очень интересным, была возможность принять участие в спортивных соревнованиях, с чем я встречаюсь впервые. А особенно мне понравилась техническая часть, я, вероятно, попробую организовать что-то подобное в Бразилии. Я действительно рад быть здесь и с удовольствием еще раз приму участие в олимпиаде в будущем!

DN: Значит, вы приедете в следующем году в Грузию (IX Молочная олимпиада The DairyNews пройдет в 2017 году в Грузии – прим. ред.)?
Грузия! Это интересно! Возможно, я даже организую тур из Бразилии.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью