Интервью с Игорем Лавреновым, директором ООО "Невские сыры"

Источник: The DairyNews
Корреспондент The DairyNews побеседовал с директором ООО «Невские сыры» вскоре после возвращения эксперта из стажировки, организованной Министерством торговли США. Игорь Лавренов поделился первым впечатлением от поездки и высказал мнение о ситуации на рынке РФ.
Интервью с Игорем Лавреновым, директором ООО "Невские сыры"
DN: Расскажите, пожалуйста, кто Вы по образованию и как начали работать на предприятии?
- Я окончил военное училище в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, по образованию инженер. Много лет работал на молочном заводе в Петербурге, затем работал в компании Альфа Лаваль и позже руководил несколькими проектами по запуску молочных заводов.

DN: Как сегодня развивается "Невские сыры"? Каковы основные направления?  
- Развиваемся динамично, за этот год объем выпускаемой продукции вырос процентов на 20%. Расширяем географию поставок нашей продукции, усиливаем наше присутствие в регионах, увеличиваем ассортимент, запускаем новые производственные линии.

Сыры мы производим как сами, так и на контрактных производствах.

Одно из важных направлений деятельности компании – фасовка желтых сыров. Мы получаем сыры в больших блоках, затем расфасовываем их в виде слайсов или кусков определенного веса. Фасовка производится в защитной газовой среде из специального газа. Часть сыров, которые мы закупаем, изготавливается специально для нас. Производим мы плавленые сыры, также на одном из заводов, совладельцем которого является наша компания, работает наша линия по производству сыра фета под торговой маркой "Сиртаки". Мы размещаем также свое контрактное производство в Северной Африке и Южной Америке.

DN: Планируются ли инвестиции в расширение или модернизацию предприятия?
- Да, мы постоянно инвестируем в обновление основных средств производства и приобретение новых. В этом году запустили три новые производственные линии. Реконструируем склады, чтобы гарантировать хранение продукции в нужных температурных режимах.

DN: Как Вы оцениваете спрос на сыры в России в целом?
- Спрос снижается в среднем на 5% в натуральном выражении ежегодно с момента ввода эмбарго. В первую очередь из-за роста цен на сыры при общем падении платежеспособного спроса в РФ. Второй фактор – это отказ от потребления из-за снижения уровня качества и ассортимента.

При этом происходит значительное изменение структуры потребления. Растет доля плавленых сыров и сырных продуктов, молодых белых сыров. 

Но в целом, из-за инфляции рубля – объем рынка сыров в РФ в денежном выражении остался на прежнем уровне.

Т.е. мы стали есть меньше сыра, ассортимент стал более однообразным, но платим мы за него столько же, сколько за импортный сыр до эмбарго.

Можно говорить, что культура потребления откатилась на десятки лет назад, когда люди покупали два сорта сыра – российский и плавленый.

DN: Какой сыр предприятия пользуется наибольшим спросом?
- Наиболее интересны всегда продукты, которые в условиях эмбарго стали нишевыми или специалитетными. У нас это сыры с пониженной жирностью. Например, «Тысяча Озёр» Легкий или Эмменталлер.

И конечно доступные по цене, у нас, например, это ГС «Гурманский», вкус которого был отмечен даже губернатором Петербурга и фета «Сиртаки».

DN: По итогам первого полугодия 2016 год какой объем продаж?
- Мы нарастили наш объем продаж в среднем + 20% к прошлому году, увеличив нашу долю рынка. Абсолютные данные сообщить не могу.

DN: Прошло два года после введения эмбарго. Какие Вы видите последствия?
- После введения эмбарго и ухода с рынка сильных игроков, открылась потенциальная возможность у местных производителей увеличить производственные мощности и нарастить объемы производства. При этом возможности оказались ограниченными высоким курсом евро и доллара к рублю, высокой процентной ставкой по кредиту и дефицитом сырья, что привело к увеличению цен и снижению качества.

DN: Как Вы считаете, необходимы ли интервенции молочному рынку и на каких условиях, если да?
- Необходимо в первую очередь решать проблему дефицита сырья. Это невозможно решить моментально, нужно около 3 – х лет для того, чтобы началось улучшение. Здесь как раз необходима государственная программа поддержки, сами фермеры не справятся. Нужны комплексные программы поддержки сектора производства сырого молока, низкий процент по кредиту, программы обеспечения кормами и техникой, контроль за целевым использованием кредитных средств. Нужна более определенная государственная политика.

DN: Кто - Ваши поставщики? Как развивается сотрудничество с поставщиками сырья? Достаточно ли Вашему предприятию сырья?
- После введения эмбарго, основными поставщиками стали наши партнеры из Белоруссии и Южной Америки. К сожалению, качество белорусской продукции не отличается стабильностью. Работаем с поставщиками, посещаем их производства, проводим аудиты, объясняем, чем вызвано наше то или иное требование. У нас на сегодня достаточно стабильная ситуация с сырьем, благодаря активной работе наших специалистов, отвечающих за сырьевой блок, но, в общем, на рынке явно наблюдается дефицит сырья, особенно масла. Из-за ограничений импорта с рынка выпало несколько тысяч тонн молочной продукции, восполнить которые наши производители не в силах из-за нехватки сырья.

DN: Как изменилась ситуация на предприятии и в отрасли региона после начала курсовых колебаний?
- Оборудование, запчасти, техническое обслуживание стали дороже в 2 раза, так как оборудование у нас все импортное, запчасти и сервис мы покупаем за евро. Большинство ингредиентов и материалов, используемых в производстве – импортные, тоже выросли в цене.

DN: Как Вы полагаете, каким будет молочный рынок РФ к зиме?
- Если не решится вопрос с компенсацией недостающих объемов сырья за счет поставок извне, то цены продолжат рост.

DN: Вы принимали участие в стажировке, организованной SABIT и департаментом торговли США. С какой целью Вы приняли решение принять участие в стажировке?
- Мне было интересно узнать, как молочный бизнес организован в США, как работают государственные надзорные органы, какие стандарты используются и как применяются. Интересовало как реально работает этот бизнес во всем его спектре от малых семейных ферм, до средних и крупных предприятий. Я хотел увидеть, как построить эффективное предприятие.

DN: Каковы были Ваши ожидания? Они оправдались?
- Я не ожидал, что настолько хорошо и на таком высоком уровне это все может быть организовано. Ведь организаторам надо было договориться о встречах с совершенно разными участниками бизнеса. На всех встречах было абсолютно доброжелательное и открытое отношение ко всем участникам стажировки, всем удалось получить ответы на свои вопросы.

DN: Что нового и полезного Вы узнали за время стажировки?
- Очень интересной и неожиданно высокой для нас оказалась роль общественных организаций – различных ассоциаций. Все фермеры и переработчики являются членами большого количества местных профессиональных ассоциаций, с помощью которых они добиваются лоббирования своих интересов в государственных органах.

Кроме того, огромна роль различных специализированных ассоциаций, например, ставящих какой-нибудь знак качества на продукцию. Это совсем не так, как у нас. В США, если ассоциация, владеющая знаком какого-то отличного качества, ставит его, например, на пачку масла, то инспектор этой организации реально присутствует на заводе и реально подтверждает, что выпущенная партия соответствует требованиям. Или есть у них стандарт 3-А, обеспечивающий безопасность продуктов питания через требования к дизайну оборудования, так вот производитель оборудования не обязан выпускать оборудование в соответствии с требованиями этого стандарта, но переработчик молока обязан доказать государственному инспектору, что оборудование на заводе соответствует этому стандарту. Также интересно было узнать о государственной программе стимулирования спроса на продукцию отрасли. В США каждый производитель молока и переработчик должны «скинуться» примерно по 15 центов с каждых 50 кг молока. Получаются сотни миллионов долларов, которые используются на увеличение спроса на молочные продукты. Поразило также, что там много и долго работают. Запомнилась одна ферма, где ее хозяин, которому 90 лет, по окончании встречи, вскочил на свой трактор и поехал на нем работать на ферме.
В общем, поездка оказалась очень интересной и полезной, а чтобы рассказать обо всем подробнее, наверно, надо делать еще одно интервью.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью