28.01.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
25 лет экспертизы в кормлении. Интервью с генеральным директором «Мустанг Технологии Кормления» Светланой Алябьевой

DN: Светлана, мы с Вами находимся на крупнейшей сельскохозяйственной выставке в Европе. Каковы цели участия «Мустанг» в EuroTier?

СА: Для нас выставка традиционно является важным событием, потому что здесь присутствуют клиенты, выставляются европейские партнеры проводятся рабочие встречи. С запуском нашего нового производства и с развитием экспортного направления EuroTier становится для нас еще более значимым. В связи с этим в 2020 году мы планируем выставить свой стенд и активно включиться в деловую программу мероприятия.

DN: Обязательно встретимся с Вами на следующей выставке на стенде компании! А если начать с истоков, когда возникла компания «Мустанг Технологии Кормления»?

СА: Компания была основана в 1993 году. В 2018-м нам исполнилось 25 лет. Все сотрудники компании были приглашены на торжественное празднование, которое прошло под лозунгом «С любовью к вершинам!». Это был не столько юбилей с подведением итогов, сколько возможность определить приоритеты и выстроить горизонты на ближайшие 5-10 лет. Для российского частного бизнеса это отличный способ формирования стратегии и управления будущими изменениями. 

DN: Каких результатов удалось добиться за 25 лет работы?

СА: Самое основное - это увеличение масштаба компании. В 1990-е мы были совсем небольшим предприятием, которое выступало как трейдер. Я присоединилась к компании в 2000-м. Тогда мы уже экспортировали казеин в Европу с 1996 года и вышли на импорт заменителей молока голландской компании «Nutrifeed» (ГК «FrieslandCampina»). Прошло время, и мы создали собственное производство. Это решение было шагом на опережение, благодаря которому компания устояла на ногах в кризис 2008 года. Часть продуктов мы по-прежнему импортируем, но сегодня практически всю линейку производим самостоятельно.

DN: Как Вы оцениваете человеческие ресурсы компании?

CА: Для нас очень важна культура, основанная на доверии и возможности развития каждого сотрудника. Мы стараемся поддерживать все конструктивные идеи и реализовывать наиболее перспективные проекты. В этом году у нас три таких проекта: экспорт, поставка микроэлементов для российских производителей премиксов и - ключевой проект - строительство завода по производству премиксов и концентратов в Московской области.

DN: Да, действительно, проект очень перспективный. Это будет самый крупный завод в России?

CА: Не самый крупный, но самый современный. Многие конкуренты запустили свое производство премиксов и концентратов несколько лет назад, но на сегодняшний день такого современного завода нет ни у кого. Он также достаточно крупный по объемам производства – на заводе ежегодно будет производиться около 100 000 тонн концентратов и около 20 000 тонн премиксов.

Проект придаст компании больше устойчивости в плане качества и гарантий производства именно того продукта, который приносит результат. К сожалению, при производстве в условиях аутсорсинга очень сложно контролировать качество продукта, а для нас это самый важный аргумент при работе с клиентами. Стратегия компании – достижение нашим клиентом результата в совместном проекте. Нам очень важно, чтобы клиент получал желаемый результат.

DN: Что помогает добиваться такого результата?

CА: Я не боюсь нового, но, прежде чем начать что-то, оцениваю экономический эффект данного проекта - здесь помогает мой опыт финансиста. Никогда не блокирую даже самые неожиданные идеи и считаю, что нет безвыходных ситуаций. Проблема – это новая возможность. Не надо бояться проблем - надо понять причины их возникновения и сделать выводы. Главное, чтобы проблема не стала системной ошибкой. Как только ты начинаешь решать проблемы и делать из этого правильные выводы, вносить корректировки, тогда компания перестает наступать на одни и те же грабли, обретает способность двигаться вперед, активно развиваться.

DN: Боюсь представить, какое количество проектов было реализовано. Все ли удавалось доводить до конца?

СА: Удавалось многое, но были ситуации, когда мы начинали новый проект, и на первых контрольных точках понимали, что не достигаем нужного результата, что не так сильны и хороши, как другие представители на рынке. Тогда мы выходили из него. Да, мы допускаем ошибки, но рассматриваем их как возможность развития. Компания на рынке 25 лет и прошла три серьезных экономических кризиса - в 1998, 2008 и 2014. Бывают еще другие кризисы: кризисы внутри компании, кризисы роста. Но я не вижу в этом проблемы, потому что они тоже дают возможность развиваться. Для меня и команды основная задача – видеть потенциал для развития. Запуск нового завода – это тоже ресурс для компании, прежде всего - способ обрести стабильность.

DN: Какова доля собственного производства сейчас у «Мустанга»?

СА:: По заменителям молока - 90%. В импорте остались только премиальные продукты. Сегодня мы постоянно работаем над замещением. Сейчас выпущен уникальный для российского рынка продукт под названием «Нэомилк» - это полностью натуральный заменитель молока для телят с очень высокими характеристиками. Совсем недавно «Нэомилк» стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018».

DN: Как в целом Вы оцениваете ситуацию на рынке кормов?

СА: На сегодняшний день на российском рынке очень высокая конкуренция. Если раньше со своей стратегией мы были уникальными, то сегодня такой подход декларируют многие. Но не все следуют этой стратегии. Гарантировать и отвечать за результат готовы далеко не все компании. Мы с коллегами очень дорожим своей репутацией. Она создается годами, а потерять ее можно в один момент. Поэтому я лично контролирую гарантии, которые мы даем нашим клиентам. Для этого мы идем в собственное производство. У нас большая аккредитованная лаборатория, которая позволяет обеспечивать качество на каждом этапе: приобретение сырья, производство и выпуск готовой продукции.

DN: Государство поддерживает вас?

СА: Мы строим завод в Московской области, поэтому тесно работаем с Министерством сельского хозяйства и с Министерством инвестиций и инноваций региона. Проект реализуется в особой экономической зоне, и нам оказывают поддержку. Мы привыкли полагаться сами на себя, но сегодня я вижу прямую заинтересованность министерств в том, чтобы нас всячески поддерживать. Например, субсидиями: есть ряд программ, которые позволяют нам компенсировать вложения в сельское хозяйство. Также чувствуется открытость к бизнесу: мы обращаемся, получаем поддержку и работаем как партнеры.

DN: Да, действительно, мы видим, как министерство Московской области поддерживает многие проекты. Но Вы развиваете экспорт.  Российский рынок очень конкурентный? 

СА: Да, это своего рода диверсификация бизнеса. Не только с точки зрения продуктов и направлений, но и с точки зрения расширения рынка. Мы долгое время работали с Казахстаном. У нас даже есть своя компания, которая представляет интересы «Мустанга» на рынке РК. Также очень интересен рынок Узбекистана. Если раньше были определенные сложности с конвертацией валюты, то сейчас эти блокировки сняты. Рынок открыт и развивается, но местная экспертиза пока невысока, поэтому, имея нашу экспертность в кормлении сельскохозяйственных животных, мы в ближайшие 5-10 лет можем там расти высокими темпами. Фокусируемся сейчас на Узбекистане, также охватываем Таджикистан, Азербайджан, Армению. Планировали Иран, но в силу определенной политической ситуации притормозили развитие этого направления. Я верю в этот проект. Мы, конечно, столкнулись с большими трудностями, как и другие поставщики. Ряд российских производителей старается выйти в другие страны или уже присутствует там. Это специфические рынки, и работа там требует специфических знаний и навыков. Например, наши ребята разговаривают на 9 языках, и это очень помогает. Когда ты в прямом смысле говоришь на языке клиента, это позволяет заслужить доверие гораздо быстрее.

DN: Наверное, сложно найти сотрудников еще и по лингвистическим навыкам. Как вы ищете ребят?

СА:  Мы никогда не переманиваем сотрудников у конкурентов. Люди приходят к нам сами. Когда компания имеет определенную репутацию на рынке, появляются люди, которые хотят в ней работать. Это один поток. Другой поток – это общепринятые источники: HeadHunter, «сарафанное радио». Мы прекрасно понимаем, что необходимо адаптировать человека, пришедшего из другой компании, под процессы и культуру «Мустанга». Наша задача - найти людей, которые разделяют ценности компании, готовы развиваться вместе с ней, следовать ее стратегии, близки нам по духу и, конечно же, обладают определенной экспертизой. Но экспертизу можно нарастить путем постоянного обучения. Компания вкладывает большие средства в обучение сотрудников.

DN: Это окупается?

СА:  Конечно. Кто-то может сказать, что это слишком большие расходы по сравнению с оборотами компании, но мы считаем, что такая стратегия себя оправдывает. Наши эксперты в кормлении учатся и в Европе, и в Америке, и в Израиле. Важно, чтобы они понимали разные системы кормления, которые существуют в других странах. Когда ты называешь себя экспертом и приходишь к клиенту, то ты должен понимать различия между американской системой, европейской и израильской. Долгое время мы формировали свой подход, исходя из голландской системы, потому что нашими партнерами были голландцы. Сейчас стараемся расширить свои взгляды, чтобы точнее понимать специфику клиента и более чутко откликаться на его запрос.

DN: Какие планы у компании? И какой следующий шаг?

СА:  Лично для меня следующий шаг - это формирование устойчивой бизнес-модели. Когда компания быстро растет, важно, чтобы она была стабильной с точки зрения качества продукции, качество должно быть незыблемо. Далее я вижу задачу в автоматизации всех процессов не только внутри компании, но и при работе с клиентами, потому что клиенты тоже ищут те компании, которые будут инновационными с точки зрения IT-сервиса. Скорость изменений настолько велика, что люди уже не в состоянии обрабатывать все данные. Выиграет та компания, которая сможет адаптироваться к текущим изменениям. Для этого надо создавать базы данных и уметь управлять ими. Еще одна зона внимания – это человеческие ресурсы, постоянное их развитие, повышение уровня экспертизы. Экспорт также важен, но наш основной рынок - по-прежнему Россия. Нам важно удержать позицию признанного эксперта на рынке кормления. Это непросто, потому что часто у компаний, достигающих определенного результата, появляется тщеславие и, пока они купаются в лучах славы, их обгоняют более открытые к инновациям и «голодные». Важно не стоять на месте, смотреть на себя критически и постоянно искать возможности для улучшения: слушать клиента, совместно с ним формировать потребности, улучшать его благосостояние в том числе.

DN: То есть появляются новые амбициозные компании. Зарубежные или российские?

СА:  На сегодняшний день - российские. Наверное, иностранные я не так хорошо вижу, потому что экспертность внутри страны с точки зрения сельхозбизнеса достаточно высока. Находясь на EuroTier, мы видим, что наши клиенты здесь присутствуют в большом количестве. Ряд конкурентов имеет свои стенды. Мы также стараемся сотрудничать с государственными органами в регионах, потому что повышение продуктивности и сохранности животных - это наша общая цель. Мы можем улучшать и развивать сельское хозяйство в России. Мы стараемся проводить совместные семинары с клиентами, находить рабочие программы на местах и поддерживать их при необходимости. Например, когда клиент формирует инвестиционный план развития для себя, мы можем выступить как компания, которая отвечает за кормление. И можем доказать, какой экономический результат будет от кормления.

DN: Вы сотрудничаете с какими-то зарубежными инвесторами?

СА: С теми, кто является нашими поставщиками. Мы выбираем стабильных партнеров, а они выбирают нас. Быстрая смена поставщиков в погоне за краткосрочной прибылью – не наш путь. Если мы входим в отношения с поставщиком, то это надолго. Нам важна стабильность, качество, чтобы стратегия и ценности партнера были близки нашим.

DN: Спасибо.

22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Молочный ресурс, ООО
Адрес:  Псковская обл, г. Великие Луки, ул. Новосокольническая, д. 32 
 
Агрос, ООО
Адрес:  Татарстан респ, Алькеевский район, с. Базарные Матаки, ул. Крайнова, д. 108 
 
Гран Летье, ООО
Адрес:  Калужская обл, Износковский район, пос. Мятлево, ул. Интернациональная, д. 28 
 
ОКА Молоко ОП №3, ООО (Пителинский район)
Адрес:  Рязанская область, Пителинский район, с. Нестерово