Интервью с Директором Департамента по закупкам сырого молока ОАО «Вимм-Биль-Данн», Дмитрием Мирончиковым

Источник: agro-max.ru
Мы берем лучший опыт производства молока в мире и используем его в России.
Интервью с Директором Департамента  по  закупкам сырого молока ОАО «Вимм-Биль-Данн»,  Дмитрием Мирончиковым
Компания PepsiCo — крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков. В 2011 году в «семью» PepsiCo вошла основанная в 1992 году компания «Вимм-Билль-Данн», занимавшая лидирующие позиции на рынке молочных продуктов и напитков в России и СНГ.

PepsiCo является крупнейшим в России переработчиком сырого молока. Компания инвестирует значительные средства в реализацию программ, направленных на повышение эффективности деятельности поставщиков молока, улучшение качества и обеспечение роста поставок сырья.

Директор Департамента  по  закупкам сырого молока ОАО «Вимм-Биль-Данн»,  Дмитрий Мирончиков,  любезно согласился ответить на вопросы журнала «Агромакс» о качестве российского молока,  о проблемах его производства и прогрессивных технологиях компании  PepsiCo  в России.


– Дмитрий, PepsiCo  в России  является лидером  по переработке молока. С какими проблемами сегодня  сталкивается компания?  

— Основная сложность, с которой приходится сталкиваться всем участникам рынка, в том числе, и нам — это сезонность молока в России. Безусловно, за последнее десятилетие  достигнут огромный прогресс в решении этой проблемы.  С началом реализации национального проекта по развитию сельского хозяйства, когда стали появляться современные комплексы, были увеличены инвестиции в отрасль, ситуация улучшилась, но тем не менее, сезонность производства молока в России остается актуальной проблемой. Мы производим огромный ассортимент молочной продукции повседневного спроса, полезных и необходимых для ежедневного питания  для всех членов семьи, поэтому вместе с другими участниками рынка ежедневно работаем над решением этой проблемы.

Все остальные тенденции,  происходящие  на  российском молочном рынке,  не отличаются какой-то спецификой от других рынков.

–   Расскажите о сырьевой базе, где Вы берете молоко-сырье, хватает ли Вам  его?

— Молоко мы закупаем в более чем 40 регионах России. В прошлом году, объем закупок сырого молока составил около 1,6 миллионов тонн в год. Мы работаем только с российскими сельскохозяйственными предприятиями. Если говорить о крупнейших регионах по поставкам сырого молока — это Краснодарский край, Московская область, Новосибирская область, Алтайский край, Омская область, Татарстан, Рязанская область, Владимирская область, Ленинградская область. Как правило, мы закупаем молоко в том регионе,  где у нас есть заводы. Но есть и исключения,  например, в Рязани у нас завода нет, но мы закупаем большой объем молока в Рязанской области.

–  Какие требования Ваша компания предъявляет к  поставщикам молока?


—  Мы предъявляем к молоку стандартные требования, которые устанавливает действующее законодательство Российской Федерации. Помимо этого, каждый наш поставщик сырого молока обязан иметь технологический паспорт. Расскажу о том, что это такое,  подробнее. В департаменте закупок сырого молока, руководителем которого я являюсь, работают аккредитованные специалисты,  имеющие международный сертификат аудитора. Они регулярно посещают фермы и проводят аудит хозяйств. По результатам проведенного аудита эти  специалисты оценивают разные сферы деятельности хозяйства и составляют технологический паспорт предприятия, в который вносят оценки. Данный паспорт является не столько необходимым условием для работы с нами, но, в первую очередь, является рекомендательным документом для развития той или иной фермы.

Если мы возьмем статистику по сезонности поставок молока в России, которой мы уже коснулись, то этот показатель составляет примерно два к одному. У нас сезонность в закупках достигает не более 20-30%.  Этот результат достигнут  целенаправленной, методичной, многолетней работой с поставщиками, в рамках которой повышается качество молока, снижается сезонность поставок, повышается эффективность всех процессов, которые проходят на фермах.

–  Поставщик молока, в основном, сам приходит к Вам?

— Сами поставщики приходят, в основном, летом, когда много молока. У переработчиков  — потребности в сыром молоке прямо противоположны объему производства молока: нам больше молока требуется зимой, а летом меньше. Единственный регион, в котором наблюдается рост продаж молочной продукции летом – это юг России. Во всех остальных регионах потребность  в молочных продуктах со стороны покупателей ниже. Поэтому сами поставщики приходят только летом. Все остальное время наша команда занимается поиском поставщиков, анализом регионов. Мои коллеги, ездят по регионам, общаются, знакомятся, смотрят, проводят аудит,  и уже после этого начинаются переговоры об условиях сотрудничества.

–  От какого объема сырого молока Вам интересен клиент для сотрудничества?


—  Все упирается в экономическую целесообразность — с точки зрения логистических затрат. Идеально, когда поставщик может залить один стандартный двадцатитонный молоковоз, или расположенные рядом три фермы могут предоставить по семь-восемь тонн, чтобы мы заполнили трехсекционный молоковоз. Безусловно, в нашей базе поставщиков есть хозяйства, которые поставляют и две тонны, а есть хозяйства,  которые поставляют и 130 тонн в сутки, разброс очень большой. Вопрос упирается, в первую очередь,  в стандарты качества и соответствия требованиям по пищевой безопасности, которые мы предъявляем нашим партнерам. А второй момент – это логистическая составляющая. Основные сырьевые базы расположены в регионах, где находятся наши предприятия или в близлежащих регионах.

–  В прошлом году, когда в России пошел первый скачок доллара и евро, я был удивлен тому, что PepsiCo кредитует сельхозпредприятия,  у которых закупает молоко. Можете рассказать о Вашей поддержке производителей молока поподробнее?


—  Программа кредитования наших клиентов была разработана и запущена еще компанией «Вимм-Биль-Данн». «Вимм-Биль-Данн» был пионером именно таких программ на рынке взаимоотношений — «переработчик – производитель». В то время мы впервые в России запустили программу «Молочные реки». Она заключалась в модернизации оборудования для охлаждения молока на фермах. Благодаря этой программе более  двухсот хозяйств было оборудовано в лизинг молочными танками с охлаждением. Используя такое оборудование, фермы могли без проблем доставлять молоко до наших заводов, даже если они находятся не очень близко от наших предприятий.

Крупные заводы, которые были построены еще в советские времена, как правило,  находятся в крупных городах, соответственно, сырьевая зона вокруг крупных мегаполисов сокращается, и будет сокращаться, это естественный путь.

Когда «Вимм-Биль-Данн» стал частью компании PepsiCo, эта программа была не только продолжена, но и значительно расширена.

PepsiCo активно развивает программу, направленную на развитие поставщиков молока в России. Она призвана улучшить качество молока за счет внедрения лучших практик в хозяйствах поставщиков компании, обеспечить рост поставок сырого молока за счет увеличения поголовья и надоев, снизить себестоимость производства молока и транспортные затраты. Кроме того, PepsiCo оказывает значительную финансовую поддержку своим поставщикам молока посредством краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного беспроцентного авансирования сезонных работ, покупки сельскохозяйственной техники, обновления производственных мощностей и увеличения молочного поголовья.

- А сегодня проводится аналогичная работа?

—  Конечно. Сегодня у нас есть годовые и двухлетние проекты кредитования на один и на два года. Годовые проекты – мы даем кредит на  один год, но это не кредит, мы его называем аванс –  беспроцентный платеж за молоко под реконструкцию, под закупку необходимой техники, за  будущие поставки молока. Двухлетний – это прорыв на нашем рынке, мы о нем ранее не говорили, но у нас уже четыре проекта запущено по России,  где мы даем хозяйству деньги на два года.  При этом,  первый год мы не требуем возврата этих денег.  Первый пилотный проект мы запустили в начале прошлого года, это хозяйство «Трудовой» в Саратовской области, одно из крупнейших хозяйств в России. Фактически, с нашей помощью, было закуплено 1800 голов высокопродуктивного скота. Наш клиент увеличил на 40% производство молока и с нами рассчитывается молоком. Мы рады тому, что он развивается,  а мы получаем дополнительное сырье.

- В каких регионах России  есть такие же проекты?

— Эта программа расширяется, сейчас у нас есть четыре проекта, и два проекта на очереди. Проекты в Рязанской, Ярославской и Псковской областях. До конца 2015 года мы планируем запустить проект в Сибири. Понятно, что не каждый может попасть в этот проект, это должен быть проверенный многолетний партнер, и мы должны понимать его финансовую устойчивость, верить в то, что все получится.  Масса критериев, по которым оценивается и выбирается поставщик, но возможность попасть в эту программу в перспективе есть у любого хозяйства, которое работает с нами более двух лет.

С точки зрения «коротких денег», мы продолжаем помогать нашим сельхозпредприятиям в больших объемах. Я могу без всякой скромности сказать, что мы являемся крупнейшей молочной производственной компанией России по объемам кредитования аграрного сектора  в области производства сырого молока, и мы даем  беспроцентные деньги.

-  Сталкивались ли  Вы в своей работе с невозвратами кредитов?

—  За все время работы было всего два случая, когда в силу ряда сложившихся обстоятельств, хозяйства затянули расчеты, но, в итоге, мы шли навстречу поставщику, пересматривали график возврата, и расчет был произведен полностью. Мы по сей день с этими хозяйствами успешно работаем. Такого,  чтобы вообще не рассчитывались –  не было.

 - Вот уже несколько лет компания PepsiCo регулярно проводит обучающие семинары для поставщиков сырого молока.  Расскажите, пожалуйста, как они проходят? Обязательны ли они для посещения Вашими поставщиками?

—  Проводимые нами семинары не обязательны для посещения. Мы хотим и готовы поделиться информацией с нашими клиентами, прежде всего с теми, кто сам заинтересован в получении новых знаний и опыта.  Какой бы регион мы не взяли, у нас колоссальная  посещаемость. Приезжают специалисты и собственники хозяйств. Проводим их уже три года, порядка двадцати семинаров в год, в разных регионах. Четыре основные темы семинаров: корма,  правильное составление рациона кормления животных, воспроизводство стада, экономика предприятия  и четвертая тема – ветеринария, здоровье животных — одна из главных составляющих успешного производства молока. Тренинги мы проводили, как правило, в течение трех дней, два дня — теория и один день — практика на ферме. Сегодня мы сократили срок до двух дней (один день  — теория и один  — практика). Средняя посещаемость таких мероприятий  — около двухсот человек в каждом регионе.

-  Цель проведения таких семинаров?

—  На семинары, в основном,  мы привлекаем зарубежных специалистов, либо ведущих российских экспертов. Нельзя зацикливаться на опыте только нашей страны, мое твердое убеждение — нужно ездить по миру и изучать весь положительный опыт в области производства молока, его переработки, ветеринарии и т.д. Я много поездил по миру и видел, как работают фермы в разных странах, у каждого есть свои плюсы.

Наша цель — брать лучший опыт производства качественного молока  в мире и использовать его в России. Благо, земельные ресурсы, природные  условия и людской потенциал нашей страны позволяют производить качественного молока больше. Когда слышишь, как некоторые эксперты рынка заявляют, что в России нельзя заниматься животноводством, что ¾ земель в России не пригодны для ведения сельского хозяйства, становится смешно. Особенно после того, как я побывал на ферме в Саудовской Аравии, в прохладный период времени, когда было всего 42 градуса выше нуля. При этом, они надаивают  13 тыс. литров молока на голову, там интенсивное производство, две лактации максимум, корма грубые,  полностью привозные. Четыре года назад  себестоимость молока была почти такой же, как в России. Поэтому наши условия производства молока, по сравнению с некоторыми другими странами, можно признать идеальными.

-   Есть ли понимание среди Ваших клиентов важности этих мероприятий?

—  Понимание есть, все хотят развиваться, использовать лучший передовой мировой опыт в своих хозяйствах. Мы очень хорошо сотрудничаем с Корнельским университетом (США), лучшим учебным заведением мира в области ветеринарии. В прошлом году мы возили туда десять руководителей наших хозяйств — поставщиков  и специалистов нашей компании, которые занимаются техническим аудитом в хозяйствах–поставщиках, проводились двухнедельные курсы. Первую неделю наши поставщики спорили с преподавателями, а вторую усиленно все записывали. Потом жалели о том, что первую неделю потратили на споры. Я уверен, что наша компания продолжит практику посещения Корнельского университета  нашими поставщиками и нашими специалистами. Все наши расходы, связанные с проведением семинаров, организацией выездов в США, направлены на увеличение производства качественного молока. Мы заинтересованы в этом, мы работаем на внутреннем рынке, у нас нет молока – сырья ввозимого из-за границы. Чем больше молока производится в России, тем более понятен и управляем здесь рынок. У нас много идей, в будущем мы хотим организовывать учебные центры, куда наши клиенты могли бы ездить стажироваться в Европу, это ближе и дешевле. Как результат – это должно быть качественное улучшение работы российской фермы и больше качественного молока. Кроме того,  мы всегда внимательно слушаем специалистов наших хозяйств о темах семинаров, что было бы им интересно послушать, чему поучиться.

- Скажите, Дмитрий, темы семинаров для каждого региона Вы отдельно выбираете или для всех одну и ту же информацию даете?

— При планировании выезда в тот или иной регион России мы не говорим, что поехали в Краснодар читать лекции, нет! Мы анализируем наши данные по этому региону, знаем слабые и сильные его стороны по производству молока, поэтому,  исходя из этих сведений, специфики региона  мы подбираем тему для проведения семинара.

- Дмитрий, как часто Вашими специалистами проводится технический аудит в хозяйствах-поставщиках молока?

— Обязательный плановый аудит мы проводим один раз в год. Он проходит по графику. Кроме того, существует внеплановый аудит – это когда в хозяйстве есть какие-либо трудности, тогда наши специалисты выезжают внепланово и оказывают помощь на месте. Здесь обоюдный процесс, когда нашим партнерам нужна помощь, мы всегда готовы оказать поддержку.

- Как Вы считаете, кому государство должно помогать в первую очередь, производителю молока или переработчику?

— Сегодня в России поддержка направлена в первую очередь производителю. Я считаю, это правильно. Очень много дискуссий в последнее время идет о том, чтобы государство поддерживало и переработку. Мы это проходили раньше, в начале 2000-х годов, тогда поддержка была минимальная, и своих плодов не принесла. Сегодня государство хорошо поддерживает животноводство, происходит кардинальное улучшение ситуации. Когда начинают говорить о том, что в Европе платят больше, я не согласен, и считаю, что у нас очень хорошая поддержка производителя молока.  Другой вопрос, некоторые критерии поддержки достаточно сильно размыты. А если мы говорим о субсидиях на литр молока, о поддержке по субсидированию ставки рефинансирования – это вещи правильные и нужные.

- Каково Ваше мнение по поводу утвержденного проекта о двадцатипроцентном субсидировании строительства молочных ферм?

—  По этому поводу было очень много дискуссий в рамках разных форумов, я считаю, что это правильно, но опять возникает вопрос: на каком этапе строительства давать эти 20%. На этапе инвестиционного проекта, чтобы потом прийти и увидеть столбы, и все. Я много  ездил  по   регионам, и видел очень тяжелые картины, поэтому особых иллюзий по этому поводу у меня нет. Другое дело, когда государство на этапе сдачи объекта и запуска его в работу компенсирует 20% хозяйству, вот это поддержка! Запущен новый объект, организованы новые рабочие места для селян,  и молоко производится. Все довольны.

-  Дмитрий, весной в  Минсельхоз России пришел новый руководитель. Приходилось ли Вашей компании ранее встречаться с  Александром Ткачевым, например, когда он был губернатором Краснодарского края?  Каково  Ваше мнение о назначении его на должность министра?

—  Александр Николаевич Ткачев – это человек, который родом из сельского хозяйства, знает проблемы села не понаслышке. Он возглавлял Краснодарский край, очень непростой регион с точки зрения животноводства. Мы, как специалисты, оцениваем перспективу того или иного региона  в плане производства молока. В данном случае, Краснодарский край – неперспективный регион для молочного животноводства. Так как  там — урожайность и качество почв, естественно, стимулируют заниматься исключительно растениеводством. И молочное животноводство является побочным бизнесом. То, что Краснодарский край в таких условиях и при таких соблазнах удержал производство молока в общероссийском тренде, а по качеству молока Краснодарский край входит в пятерку лучших регионов – это уже показатель работы руководителя региона, его вклад в продовольственную безопасность России.  Это большое достижение!

Ткачев – человек-практик, который не стоит на месте, если есть проблема, он ее берет и решает сам. Что касается его работы в Минсельхозе, и каких-то  ожиданий, хочется пожелать Александру Николаевичу  удачи, чтобы все получилось. Кроме того, я хочу сказать, что ни один человек, хоть у него семь пядей во лбу, не получит результат, если у него не будет команды. Сейчас мы видим, что идет процесс формирования и реформирования структуры руководства Минсельхоза, вот когда команда окончательно сформируется,  мы посмотрим на людей, которых  он приведет, кого-то  оставит, кого – то уберет,  тогда можно будет  что-то уже говорить. Без команды ни один человек ничего не сделает, тем более, в масштабах такой огромной страны, как наша. А нам остается лишь надеяться и верить, что будет прогресс.

-  Использует ли Ваша компания в производстве своей продукции сухое молоко? Если да, то в каких продуктах?


— В летний период с марта по сентябрь мы работаем исключительно на натуральном молоке. Сухое молоко используется в производстве некоторых продуктов, например, йогрутов, для получения нужной консистенции продукта. Если брать в пропорциях применение сухого молока от общего оборота в год – это менее 10%.

-   Дмитрий, можете ли Вы,  как специалист,  отличить настоящее молоко от восстановленного?

—  Все зависит от качества сухого молока. Если мы берем восстановленное молоко из качественного сухого молока, то его отличить от натурального практически невозможно. Я не считаю сухое молоко злом или фальсификатом. Здесь нет подмены понятий, но то, что было сделано в 2007 году – изменение технического регламента, идея запрета сухого молока, считаю настоящей стратегической ошибкой, которую мы сейчас все вместе устраняем. Эта пропаганда привела к тому, что общее доверие потребителей к молоку в России снизилось, привело к дисбалансу цен и появлению фальсификата. Если оглянуться назад, то мы увидим, что в Советском Союзе практически все молоко производилось из сухого.

-  С апреля 2000 года Вы работаете в компании «Вимм-Билль-Данн», начинали менеджером отдела оптовых продаж на «Лианозовском молочном комбинате» (Москва), сейчас Вы Топ – менеджер одной из крупнейших компаний мира, в связи с чем вопрос: когда было труднее работать, принимать решения, отвечать за себя и за людей,  с которыми работаете, в 2000 году или сегодня? Где больше ответственности?

— Двухтысячные годы – это вообще отдельная тема. Когда я начинал работать, моя карьера была достаточно успешна, на тот период времени моего жизненного и делового опыта хватало. Тогда  было больше ошибок, но мне повезло и с руководством и с компанией. Определенные ошибки прощались, и мне давалась возможность их исправить. Другой момент, чем больше ты работаешь, тем больше у тебя появляется опыта, некоторые вопросы становятся более понятны. Тут главное,  не расслабиться в определенный момент, посчитав, что ты все знаешь и умеешь. Поэтому, чтобы такого не было — надо постоянно учиться. Если смотреть исходя из пятнадцатилетнего опыта  работы  в компании  на этапы своего уровня развития, конечно, самый тяжелый период моей карьеры пришелся  на  время, когда я возглавлял регион Сибирь. Это восемь заводов, огромные расстояния, ограниченный круг команды, не потому что я не смог специалистов подобрать, а потому что есть определенные финансовые возможности привлекать тех или иных людей, а молоко это не оружие, логистические затраты в Сибири — больная тема для всех производителей. Там было сложно и приходилось «жить» в самолетах.

Мой самый полезный опыт – это то время, когда наша компания приобрела завод в Омске. За год я и ребята, которые со мной пришли, интегрировали лидера местного рынка в компанию национального масштаба, не потеряв продажи, внедрив стандарты «Вимм-Биль-Данна». Это был колоссальный опыт, конечно, много здоровья там оставил, с точки зрения стрессовых ситуаций. Ты приходишь молодым специалистом руководить предприятием, которое перерабатывает более 340 тонн молока в сутки, в регион, где у тебя нет связей, компания не имеет ни малейшего влияния, и фактически все  начинаешь с нуля. Там два года прошли, как один день.

Когда я возглавил большую дирекцию, там уже было понятно, как все делается, самое сложное было  — дистанционно управлять людьми на больших расстояниях. Сейчас у меня очень специфическая работа, постоянно существует дисбаланс спроса и предложения на рынке. Сейчас  у нас достаточно ровный период, когда на рынке спрос и предложение на молоко сбалансировались. Такие периоды возникают, к сожалению, не часто. До этого последние полтора года был сплошной аврал.

- Довольны ли Вы своей профессиональной карьерой? Работой своей команды?


— Я никогда не бываю всем доволен до конца. Всегда есть, к чему стремиться. А команда, я считаю, – это самое важное. Работой команды я скорее доволен, чем не доволен, но нет предела совершенству, хорошо,  когда люди в команде хотят чему-то учиться. По крайней мере, я стараюсь собирать вокруг себя именно таких людей. Как говорил мой учитель много лет назад: «Мы все бежим впереди паровоза, либо он тебя задавит, либо ты станешь мега-спринтером, а можно сесть в этот паровоз, и будешь ехать вместе с прогрессом». Люди, которые меня сегодня окружают, придерживаются именно этих принципов, за счет этого у нас такая слаженная и эффективная команда.

Что касается себя, то я доволен. Я считаю, когда ты работаешь всю жизнь в одной компании, добиваешься с ней многого, делишь радость и неудачи,  это очень хорошо. Конечно, мне поступают предложения от других компаний – конкурентов, перейти к ним, но моя компания меня вырастила, я ей очень благодарен, и буду продолжать отдавать ей свои долги столько, сколько компании это будет нужно.

-  На сколько процентов в своей работе  Вы  зависите от команды?


—  На 100%. Мы все зависим от команды.

-  Хотели бы Вы  стать когда-нибудь руководителем PepsiCo в России?


— Нет.  Потому что это очень тяжелая работа,  и сегодня я просто физически не потяну. Я знаю, в каком режиме работает наш руководитель Сильвиу Попович, в таком ритме очень тяжело жить и работать.

-   Молочную продукцию какого производителя употребляет Ваша семья?


— Только продукцию компании «Вимм-Биль-Данн». Потому что это вкусно, потому что я знаю, как она производится.

 
Спасибо за интересные ответы на вопросы, желаем Вам удачи в работе!

Интервью подготовил Е. Филиппов

Журнал «Агромакс» благодарит Директора по коммуникациям PepsiCo Россия, Украина и СНГ Марину Зибареву за помощь в организации и подготовке  интервью.


 

СПРАВКА

Дмитрий Владимирович Мирончиков родился 14 августа 1976 года в Серпуховском районе Московской области.

В 1993 году окончил среднюю школу с серебряной медалью и поступил в МГТУ им. Баумана на факультет «Информатика и системы управления» по специальности «Инженер».

В 2000 году получил диплом инженера-разработчика систем автоматического управления летательных аппаратов.

С апреля 2000 года работает в компании «Вимм-Билль-Данн». Начинал менеджером отдела оптовых продаж на «Лианозовском молочном комбинате» (Москва).

В 2003 году возглавил отдел по работе с дистрибьюторами.

В 2004 году возглавил филиал компании «Вимм-Билль-Данн» в Самаре, а в 2005 году там же стал руководителем молочного завода.

С 1 января 2007 года по 30 апреля 2009 года работал региональным директором «ВБД – Западная Сибирь» и директором компании «Манрос М», реорганизованной позже в филиал «Вимм-Билль-Данн» в Омске.

С 1 мая 2009 года – региональный директор «ВБД – Сибирь и Дальний Восток».

С 2011 года – директор департамента закупки сырого молока ОАО «Вимм-Билль-Данн».

Женат, воспитывает двух сыновей.


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью