26.04.2017
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Интервью с Андреем Разиным, министром сельского хозяйства и продовольствия Московской области DN: Андрей Викторович, расскажите, пожалуйста, какую роль занимает молочная отрасль во всей аграрной политике региона?

АР: Для нас молочное производство является одним из самых главных приоритетов, к тому же, его развитие поддерживает губернатор Московской области.

Цель нашего региона сегодня - практически двукратное увеличение объема производимого молока за счет реализации новых инвестиционных проектов и роста продуктивности животных. Как следствие, мы ожидаем вовлечение в оборот ранее не использованных земель, потому что молочная индустрия – это один из крупнейших потребителей сельскохозяйственных земель, с точки зрения кормовой базы.

В этом смысле мы абсолютно соответствуем тем тенденциям, которые в нас заложены программой продовольственной безопасности.

Конечно, мы занимаем серьёзные позиции и в овощеводстве открытого грунта, и защищённый грунт у нас неплохо развивается, но молоко это продукт, который всегда в большом количестве производился на территории региона. И что немаловажно, на территории нашего региона (Москва, Московская область) сосредоточены крупнейшие мощности по переработке молока, и основной рынок потребления находится здесь.

DN: К 2020 году перед регионом стоит цель: один миллион тонн молока в год. Как планируется достигать эту цель?

АР: Да, цель действительно достаточно амбициозная, но, на наш взгляд, выполнимая.

Для того, чтобы достигнуть этого результата, нам нужно вдвое увеличить поголовье коров на территории региона за счет реализации новых инвестиционных проектов в молочном животноводстве, реконструкции и модернизации существующих животноводческих помещений.

Именно поэтому мы определяем различные меры поддержки для потенциальных инвесторов, планирующих развивать эту отрасль на территории нашего региона. Во-первых, это, конечно же, все меры поддержки, которые есть на федеральном уровне, мы их дополняем своими региональными средствами. Основное - это возмещение капитальных затрат инвесторов. С этого года в федеральных правилах указано, что при строительстве новых животноводческих комплексов численностью более четырехсот голов, федеральная часть компенсации составляет 30% от капитальных затрат, при этом минимальный уровень софинансирования из регионального бюджета - это где-то 1,1%.

Мы же пошли несколько дальше. Мы даём дополнительно из регионального бюджета не 1,1%, а 5%. Таким образом, все проекты, которые реализуются на нашей территории, получают 35% компенсации капитальных затрат при строительстве новых животноводческих комплексов. Мало того, мы дополнительно закрыли и тот сегмент, который не попадает под федеральные возможности поддержки, это фермы поголовьем менее четырехсот голов и от ста до четырехсот голов. Для таких ферм мы даём возмещение капитальных затрат исключительно за счет регионального бюджета и ставка субсидий в этом случае установлена 20%.

Кроме того, в этом году мы запустили впервые интересную региональную программу. Ее смысл в возвращении в оборот ранее выбывших из него молочных ферм. Вы знаете, что на территории нашего региона есть значительное количество ферм, которые ранее использовались в молочном животноводстве, но сегодня по тем или иным причинам стоят пустыми, находятся в разной степени разрушения или запущенности. Для таких ферм, если есть документы, подтверждающие, что это молочный двор, допустим, на двести-четыреста голов, мы не требуем от собственника документа подтверждающего его капитальные затраты на крышу, стены, подведение коммуникаций. И, в ряде случаев может быть произведен капитальный ремонт, без оформления дополнительной документации.

Комплектацию таких объектов стойловым и доильным оборудованием мы субсидируем на 50% от затрат. Это значимая мера поддержки, и она существенно сокращает сроки реализации проектов и позволяет нам вовлечь в оборот ранее выпавшие фермы. Ну и кроме этого мы в этом году увеличили сумму гранта до сорока трех миллионов рублей для семейных животноводческих ферм, занимающихся именно молочным животноводством.

Кроме этого мы субсидируем приобретение племенного поголовья и, в этом году несколько повысили ставку по данному направлению. Сегодня она составляет 110 рублей за килограмм живого веса. При этом мы принимаем к субсидированию, в том числе и крупный рогатый скот, приобретенный по импорту. Только этот скот должен быть племенным, высокопродуктивным и отвечать всем необходимым требованиям, в том числе и ветеринарного законодательства РФ.

Мы предоставляем субсидию на килограмм реализованного молока. В этом году субсидия эта несколько поменяла своё название (сейчас она называется на «повышение продуктивности молочного стада»), и, на сумму предоставленного нам федерального бюджета мы добавляем почти такую же, даже немного больше: на килограмм реализованного молока у нас более шестисот миллионов рублей в региональном бюджете заложено. Ставки в этом году плавающие, в зависимости от продуктивности поголовья: от полутора рублей для низкопродуктивного скота, до двух рублей для высокопродуктивного скота. Мало того, мы в два раза увеличили субсидию на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности.. Она в этом году составляет 5 800 рублей на голову из регионального бюджета.

Все меры господдержки призваны стимулировать появление новых инвестиционных проектов в молочном животноводстве.

Дополнительно в этом году мы в Московской области ввели ещё одну программу: это субсидирование 20% капитальных затрат на строительство сыроварен на территории нашего региона. Мы не привлекаем федеральные деньги по этому направлению поддержки и считаем, что наши комплексные меры поддержки являются одними из лучших в стране.

Мы не стоим на месте, ищем новые методы стимулирования развития аграрного бизнеса. Но самое важное, - сам рынок говорит о том, что молочное животноводство на сегодняшний день является более привлекательной отраслью, чем это было пару лет назад. В немалой степени помогает и сложившаяся цена на молоко, определённый дефицит на рынке, поэтому мы видим интерес со стороны инвесторов.

С прошлого года мы начали изымать сельхозземли через суд у тех собственников, которые ее не используют, не вовлекают в оборот. Ежегодно выводим по шестьдесят тысяч гектар. В этом году целевой индикатор для нас не снижается. Наша идеология заключается в том, чтобы каждый клочок сельхозземель на территории региона работал.

Хотел бы отметить, что сегодня мы уверены в том, что аграрии Московской области вносят серьёзный вклад в общий объем производства сельхозпродукции на территории региона. В ЦФО по объему товарного молока мы занимаем первое место; если говорить об общем объеме производства молока во всех формах хозяйствования, в том числе и личных подсобных хозяйствах, то второе место. Показатели молочной отрасли Подмосковья неплохие, но мы стремимся к тому, чтобы они были ещё более значимыми.

DN: Расскажите, пожалуйста, подробнее о новом виде субсидирования сыроварен. Есть ли какие-то ограничения: кто может подать заявки на получение данной субсидии, есть ли какие-то ограничения по объему средств?

АР: На сегодняшний день никаких ограничений на то, чтобы обратиться к нам за поддержкой в данном направлении, нет.

Однако, мы прекрасно понимаем, что крупный завод в этом году физически мы построить не успеваем, поэтому рассчитываем, как минимум, на десять малых предприятий: это могут быть КФХ, средние предприятия. А уже со следующего года мы ожидаем появления крупных инвесторов. И, пользуясь случаем, через страницы вашего издания мы приглашаем для сотрудничества и говорим о том, что открыты для диалога, открыты для инвестиций и готовы создать максимально комфортные условия для любого инвестора. Неважно, это маленький предприниматель или крупный завод, главное, чтобы инвестор хотел развиваться.

Отмечу, что мы ведём сегодня ряд переговоров, в том числе и с иностранными компаниями, которые хотят выйти на рынок Московской области. Также рассчитываем на то, что целый ряд инвесторов и сыроваров РФ также обратят внимание на Московскую область. В прошлом году в рамках третьего Международного Молочного форума состоялся первый съезд фермеров-сыроваров. Я принимал участие в работе этого съезда. Положительные эмоции остались от тех людей, которых мы видели в зале. И уже тогда мы слышали о том, что меры поддержки правительства Московской области весьма значимые для отрасли. Ну, а новые меры поддержки, на мой взгляд, создают еще более комфортные условия для Московского региона. Мы гарантируем, что любому инвестору будет уделено должное внимание, и его проект обязательно будет реализован.

Кроме того, помощь инвесторам оказывает Центр содействия строительства. Суть этого Центра заключается в том, что на одном пространстве собраны представители всех министерств. Их общая цель – сделать так, чтобы проект был реализован. Сегодня все вопросы, связанные с получением земли, экспертизы, технических условий, разрешения на съезд, ГПЗУ, на строительство и последующий ввод в эксплуатацию – всё это делается в одном месте. Закрепляется за каждым проектом персональный менеджер. И ключевым показателем его эффективности является не количество бумаг и отписок, или времени, проведённого на рабочем месте, а количество реализованных проектов. Это совершенно иной подход, он был оценен федеральными коллегами.

DN: Андрей Викторович, Вы говорили о том, что приветствуете всех инвесторов, иностранных, локальных, российских. Скажите, пожалуйста, кто в ближайшее время планирует инвестировать в сельское хозяйство, в частности, молочную отрасль, из инвесторов именно из Московской области?

АР: На самом деле много интересных планов. Мы говорили о фермах, выбывших из оборота. Уже не менее 10 компаний, действующих на территории нашего региона, заявляют планы по реконструкции ферм и запуску их в работу. Предприятия Клинского, Можайского, Ногинского, Коломенского районов и целого ряда других муниципальных образований, действительно заинтересовались этим направлением поддержки.

При этом минимальный объем реконструируемых помещений, владельцы которых могут получить поддержку - от 200 скотомест.

У нас каждый день появляются какие-то идеи, которые на сегодняшний момент пытаются найти свою реализацию. Основной сложностью, к сожалению, является достаточно длинная процедура получения финансовых ресурсов.

Это, конечно в определенном смысле нас притормаживает. Но мы с банками находимся в тесном контакте, со всем крупнейшими кредитными организациями у нас созданы совместные рабочие группы, в рамках которых мы рассматриваем инвестиционные проекты, рассказываем финансистам о том, почему именно этот проект необходимо реализовать, почему мы в него верим.

А с рядом банков, в частности, со Сбербанком, мы сейчас отрабатываем типовую финансовую модель в реализации проектов молочного животноводства на 200, 400, 2 000 голов дойного стада. Специалисты банка вместе с нами, не имея конкретного примера, считают базовые финансовые потоки и затраты, которые позволяют реализовать проект с точки зрения чисто экономических показателей. Такая работа также является позитивным шагом, потому что банки более глубоко начинают погружаться в тематику производства.

DN: Как на сегодняшний день продвигается инвестиционный проект компании TH True Milk? Они планируют развивать фермы в Московской области?

АР: Мы с коллегами находимся в контакте, они планируют развиваться.

На сегодняшний день мы заключили соглашение, в рамках которого предоставляем необходимый земельный ресурс, а инвесторы в настоящее время находятся в стадии предпроектных работ.

Первая ферма на 4 800 голов начнет работу уже осенью этого года. Кормами предприятие обеспечит себя самостоятельно. На предоставленных в аренду четырех тысячах гектаров уже начали подготовку к посевной. Там будут выращивать кукурузу, однолетние и многолетние травы, озимую рожь.

Конечно, любой большой проект - это достаточно сложный организм, который требует постоянного сопровождения, но мы его ведём в рамках проектного подхода, сопровождаем и помогаем коллегам решать какие-то технические моменты, которые иногда возникают при реализации.

DN: Андрей Викторович, как Вы относитесь к тому, что сегодня довольно-таки большая власть находится у зарубежных компаний – TH True Milk, зарубежная компания PepsiCo и Danone, у которых тоже есть свои мощности здесь, на территории Москвы и Московской области?

АР: Я не могу сказать, что инвестиции в Московскую область ограничиваются только иностранным капиталом. Это не так. Мы видим, что на территории региона появляется и новый российский инвестор. В конце прошлого года ввели в строй крупную молочно-товарную ферму на 2 000 дойного стада в Нарофоминском районе. Это проект исключительно российского капитала. И пока мы видим более или менее определенный интерес компаний, которые вы перечислили, те же Danone, Campina, Ehrmann, которые являются молокопереработчиками.

Основное товарное производство молока в регионе - это отечественные компании, но мы не видим беды в том, что иностранный бизнес приходит на территорию региона и развивается. Главное, чтобы все это делалось по законам, действующим в нашем государстве, и в рамках всех требований к продукции, которые у нас существуют.

Стоит отметить, что весь мир двигается в рамках межгосударственных, транснациональных связей, и давно уже компания Danone не имеет конкретной прописки в одном месте. Такие крупные мировые бренды активно развиваются на территории различных государств и регионов. Мы считаем, что появление интереса со стороны зарубежных инвесторов говорит о том, что на территории региона создаются выгодные условия для инвестирования. Мне кажется, это лишний стимул для наших отечественных предприятий обратить внимание на отрасль и более активно принимать решения о возможном инвестировании в создание новых производств.

DN: Проект TH True Milk – это такой мега-проект, то есть он должен внести некий существенный вклад в достижение целевого показателя 1 млн. тонн производства молока. А какова роль КФХ в достижении этих показателей?

АР: Их роль на самом деле не стоит преуменьшать, потому что в рамках КФХ, малых и средних предприятий есть неплохая перспектива и точки для роста.

Почему? Вы прекрасно понимаете, что реализация крупных проектов связана с тем, что необходимо консолидировать большие массивы земель в одном месте. Это не всегда просто, требует определенных усилий. Кроме того, есть сложности, связанные с организацией работы техники, заготовки кормов, экологией и так далее.

Малые хозяйства, имеющие 100-200 голов дойного стада, требуют меньшего количества земли, проще найти территорию для реализации такого проекта. И мы видим в этом точку для роста. Кооперативное движение, которое в том числе и на федеральном уровне активно поддерживается в последние годы, мы поддерживаем и из регионального бюджета. В прошлом году один из таких кооперативов был создан именно в молочном животноводстве. Он объединяет 10 фермеров в разных районах Московской области, которые поставили совместную линию по переработке и фасовке. Закупили автомобильную технику, рефрижераторы, для того, чтобы организовывать сбор готовой продукции и совместную реализацию. Разработали свою единую торговую марку, как фермерский кооператив, и сегодня уже выходят на рынок, как объединение фермеров.

Мы буквально на днях общались с ними. У них очень амбициозные планы, они видят перспективы для роста и хотят развиваться. У них увеличивается поголовье, продуктивность, растет ассортимент выпускаемой продукции. И что самое важное, они начинают находить своего покупателя, и нет проблемы со сбытом своей продукции. Поэтому мы не делаем ставку исключительно на мега-проекты.

Мега-проекты реализовать крайне тяжело, тем более на высоко урбанизированных территориях, где свободных земельных массивов крайне мало. Поэтому абсолютно точно вся задача по росту объемов производства молока не будет решена за счет крупных проектов, без малого и среднего бизнеса нам в этом плане не справиться. И если вы проанализируете те меры поддержки, о которых я в начале говорил, это как раз попытка создать более комфортные условия для такого рода среднего и малого бизнеса. Мы их очень четко чувствуем и готовы вместе с ними развиваться. Мы вообще говорим о создании некой кластерной модели, когда будут объединены несколько районов в единую систему заготовки молока, для крупных предприятий возможно организовать совместную реализацию, дистрибуцию, переработку. Тем более, что положительные примеры такого подхода мы уже видим на территории Московской области.

DN: Кластер будет основан на кооперативе о котором Вы говорили, или это будет отдельно – отдельно кластер, отдельно кооператив, это еще одна инициатива?

АР: Сельскохозяйственные кооперативы «Усадьба Поседкино» и «Пентамос» в 2016 году получили гранты на развитие материально-технической базы на общую сумму 36,6 млн. руб. Каждый из них делает свою собственную продукцию, она даже отличается по базовой упаковке. Но все они наклеивают свой лейбл, зелененький с коровой с правой стороны, и комплексно ее реализуют, через единый канал сбыта. Есть собственные магазины, есть общая система доставки, дистрибуция и прочее.

DN: Расскажите, пожалуйста, подробнее об инициативе «Сырный кластер». Это будет создаваться на базе какого-то предприятия? Кто планирует входить в этот кластер?

АР: Мы на сегодняшний день прорабатываем эту идею. Основным вопросом, с которым сталкивается любое крупное сырное производство, является сырьевая база. То есть наличие стабильных сырьевых поставок, причем соответствующего качества, с большим содержанием белка.

Речь идет о соответствующих породах коров, рационах кормления животных, которые для товарного производства молока, не специализированного на сыре, не всегда применяются, ввиду того, что требуют дополнительных затрат.

Поэтому мы и говорим о некоем кластерном подходе, при котором мы формируем определенную базовую точку. В нашем понимании это должен быть подготовленный земельный участок с необходимой инфраструктурой, на который может прийти завод и быстро, модульно разместиться, и не заниматься дополнительным тратами, строительством инженерных коммуникаций, согласовательными документами. Это должна быть готовая площадка, максимально понятная для поставщиков сырья.

Поэтому мы и говорим о комплексном подходе и сейчас выстраиваем инициативу, формируем некий полк предприятий, которые готовы либо вновь построиться, либо переоборудоваться, либо сменить поголовье, либо реконструироваться, для того чтобы производить молоко, отвечающее требованиям потенциальных сыроделов. Мы считаем, что площадка должна быть удобна и с точки зрения логистики, и с точки зрения обеспечения инженерной инфраструктуры для потенциальных инвесторов именно в переработке, потому что это все-таки разные бизнесы и несколько разные требования. Поэтому мы предполагаем, что ядром такого кластера будет площадка, на которой будет размещено два-три достаточно крупных производства – один большой завод и может быть два поменьше.

DN: Вы можете их назвать?

АР: Пока мы называть их не можем. Потому что во-первых, мы находимся в состоянии переговоров и поиска.

Отдельный вопрос возникает в рамках этой совместной площадки - сушка сыворотки. Это тоже достаточно интересный высокомаржинальный бизнес.

При консолидации этих проектов в одном месте, можно неплохо завязать производства в единую систему. Ну и какой-то понятный объем производства молока, находящийся на достаточном удалении друг от друга, который бы позволял обеспечить стабильность поставок. Это и крупные предприятия, которые мы планируем размещать и для этого привлекать соответствующих инвесторов, и мелкие предприятия, у которых в рамках кооперативного объединения или в рамках управляющей компании можно организовать централизованную закупку сырья и его доставку в необходимом объеме для производителей сыра. Мы сейчас находимся в самом начале пути, сформировали концепцию и идеологию, просчитываем детали. Мы хотим увеличить объем производства сыра на территории региона минимум на 20 000 тонн по году, соответственно мы должны дополнительно производить около 200 000 тонн молока соответствующего качества. Это одна из составляющих общей цели в 1 млн. тонн молока.

DN: Сколько сыров сейчас производит Московская область без учета сырных продуктов?

АР: 50 000 тонн.

DN: Это с плавлеными сырами?

АР: Да.

DN: С 2017 года начала реализовываться программа льготного кредитования. Есть ли у Вас обратная реакция от участников отрасли, как она реализуется, успешна ли она или неуспешна, люди успели получить деньги на посевную, например?

АР: Безусловно, программа очень интересная и важная. Хотя бы даже потому, что желание получить кредит появилось у гораздо большего количества участников рынка, чем это было в предыдущий год.

При том, что в предыдущее время была возможность субсидирования ставки, но она проходила по факту оплаты текущего платежа по коммерческой ставке. Определенное время уходило на возмещение субсидии, но, тем не менее, поддержка была. И по большому счету уровень поддержки кратно не вырос, но кардинально изменился подход. Сегодня и кредит считается под 5%, это совершенно другие условия предоставления возможностей бизнесу. В целом формируются более комфортные условия для предпринимателей.

Тот ажиотажный спрос, который возник не только в нашем регионе, но и в целом по стране, говорит о том, что эта программа, безусловно, интересна. При этом, как любое начинающееся дело, любой продукт, когда ты его запускаешь, он не может быть идеальным до блеска. В этом смысле программа льготного кредитования – отличная идея, требующая тонких настроек. Очень приятно, что федеральное министерство сельского хозяйства слышит отрасль, слышит замечания, которые возникают в процессе реализации программы и максимально быстро на них реагирует.

Конечно же, надо понимать, что денег на всех физически хватить не может. Это все-таки ограниченный ресурс. И предыдущая программа тоже была ограничена возможностями бюджета. 100% аграриев не получали субсидирование. В этом есть определенный минус, потому что всегда есть тот, кто не получил, и он считает себя в определенном смысле обиженным, обманутым, но это жизнь, к сожалению, которая требует в том числе и от аграриев более быстрого принятия решения. Нужно быстро готовить документы, быстро заниматься финансовой дисциплиной. В целом, я оцениваю положительно эту меру поддержки.

В большей степени интересуют финансовые показатели проекта: стабильность потенциального заемщика, наличие залогов, определенная сложившаяся репутация. Поэтому, конечно, всегда есть соблазн поддержать в первую очередь крупный бизнес. Поэтому требуются более тонкие настройки и со стороны регионов. Нам сейчас дали определенные возможности расставлять приоритеты по отраслям.

DN: Что, если не секрет, поддерживаете в первую очередь?

АР: Мы поддерживаем растениеводство, мясное и молочное животноводство – это для нас основные приоритеты.

Важно то, что такая мера поддержки, тот интерес, который возникает на рынке, говорит о том, что это попадание в нужную цель с точки зрения правильности оценки основных приоритетов для развития отрасли. Это дешевые деньги, недорогой платеж, основной стимул для дальнейшего развития.

DN: Возвращаясь к началу беседы, почему целевым показателем для региона был выбран именно 1 млн. тонн сырого молока? Это исходя из перерабатывающих мощностей региона?

АР: Начнем с того, что 1 млн. тонн - это не какая-то эфемерная цифра. Мы производили на территории региона миллион тонн и больше. Поэтому просто оценили потенциальную возможность с точки зрения наличия кормовой базы, перерабатывающих мощностей, и возможности реализации тех или иных проектов в условиях ограниченности ресурсов, находящихся в собственности области или в муниципальной. Чтобы можно было двигаться в этом плане более поступательно. Хотя эта цель очень амбициозная, и нам будет непросто, но мы верим в то, что эта задача посильная. Лиха беда начало.

Вы знаете, мы несколько лет назад, когда начинали говорить о защищенном грунте на территории нашего региона, то многие очень скептически относились к тому, насколько это эффективно, возможно и реализуемо на территории Московской области. Но мы уже сейчас занимаем 4 место в ЦФО по объему производства овощей защищенного грунта, приближаемся к десятке по России. Что самое важное, мы, с учетом тех проектов, которые находятся у нас в стадии реализации и будут введены в строй, к 2018 году полностью обеспечим регион овощами защищенного грунта, произведенными на территории нашего региона. Казалось бы, тоже поставленная весьма амбициозная цель несколько лет назад, сегодня обретает вполне осязаемые конкретные черты и реализуемые задачи. Так же с молоком. Станем миллионерами в этой отрасли.

DN: Интересно, сколько с 2014, даже с 2015 года в Московской области было открыто сыроварен или сколько появилось производителей сыров?

АР: Мы сейчас такую цифру не скажем. Потому что появляются микросыроварни, иногда чуть ли не на личном подсобном участке кто-то начинает варить сыр. У нас есть женщина, она, действующий преподаватель МГУ, начинала с того, что варила сыр в качестве хобби на кухне. Сегодня она производит небольшой объем, но уже выходит на реализацию. Конечно, мы не говорим о том, что она поставляет в сеть или еще что-то, но на ярмарках и так далее, она продает продукцию, и разрабатывает собственные рецепты.

Буквально недавно мы открыли новую сыроварню в Орехово-Зуевском районе. Ребята будут производить голубой сыр, с плесенью. Это достаточно серьёзный проект в премиальном сегменте, но они полны оптимизма и уже первые сыры заложены на созревание в соответствующие камеры. Через пару месяцев мы с вами сможем оценить качество готового элитного продукта, произведенного на территории нашего региона.

DN: Вопрос личного характера. А Вы сами любите сыр или какую-нибудь молочную продукцию? Может есть какие-нибудь предпочтения?

АР: Я очень люблю кефир и сыр, конечно. На самом деле молочная продукция Молочной Московской области это отдельный элемент для гордости. И мне очень приятно, что на сегодняшний день, приходя даже в крупные сетевые магазины, мы можем видеть на полках производителей нашего региона. Кстати, местная компания «Братья Чебурашкины» не так давно получила Каннского льва за упаковку.

У нас есть «Ферма Роста», которая применяет современные технологии. Расположена она в уникальном уголке Московской области, в Серебряно-Прудском районе. И мне очень приятно, что их бутылка присутствует практически во всех крупных сетевых супермаркетах. Нам приятно, что можайское молоко и бренды Можайского района активно присутствуют на рынке Москвы и Московской области и пользуются заслуженным спросом. Практически в каждой точке нашего региона есть производитель, который несет высокую марку качественных продуктов.

Могу сказать, что качественные экологически чистые, вкусные продукты – это бренд Московской области. Читателям Московского региона могу посоветовать прийти в магазин и ради интереса посмотреть на полки молочной продукции, почитать упаковки и, мне кажется, многие будут приятно удивлены тем, что на наших полках достаточно серьезно представлены местные предприятия.

DN: Поделитесь своей историей, как Вы пришли в сельское хозяйство? Почему именно сельское хозяйство?

АР: Моя работа с аграриями началась с муниципального уровня. Я работал на территории Коломенского района. Он исторически являлся аграрным районом. К слову, вся продукция, которая поступает на предприятия питания Государственной Думы, Совета Федерации, произведена на территории Коломенского района, начиная от кисломолочных до мясных изделий. Изначально я курировал вопросы земельно-имущественных, правовых отношений. Извечный вопрос любого агрария - земельный.

И так случилось, что более 7 лет назад было принято решение о том, что в сферу всей моей работы были переданы и полномочия по сельскому хозяйству. Мне повезло, что я столкнулся с этими замечательными людьми, которые каждый день, каждой минутой своей работы вдохновляют на подвиг. Могу сказать, что в сельском хозяйстве не надо искать героев, достаточно приехать в любое аграрное предприятие, посмотреть, как они работают, как отдают себя этому делу, достигают таких замечательных результатов. В сельское хозяйство я попал волей случая, чему очень рад, так как он связал меня с такой благодатной, замечательной отраслью, как агропромышленный комплекс Московской области.

DN: Андрей Викторович, спасибо большое за интервью.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

24.05.2017

Новый молочный мир: глобальное потепление или холодная война?

Наступит ли новый молочный мир, изменится ли карта экспорта и импорта молока и каковы основные тенденции мирового молочного рынка? Эти и другие вопросы обсудили на V Летнем Молочном Саммите, прошедшем накануне в рамках IX Молочной Олимпиады.
Алейниково, СПК
Адрес:  Белгородская обл., Алексеевский район, с. Алейниково
Луценково, ООО
Адрес:  Белгородская обл., Алексеевский район, с. Луценково
РусАгро-Айдар, ЗАО
Адрес:  Белгородская обл., Ровеньский район, с. Айдар
Ленинский путь, СПК КЛХ
Адрес:  Белгородская обл., Ровеньский район, с. Ладомировка