Интервью с Алексеем Денисовым, директором ОАО «Туровский молочный комбинат» (Беларусь)

Источник: ИА DairyNews
Корреспондент ИА DairyNews встретился и побеседовал с директором уникального молокоперерабатывающего предприятия Республики Беларусь. По словам Алексея Денисова, Туровский молочный комбинат - совершенно новый проект.
Интервью с Алексеем Денисовым, директором ОАО «Туровский молочный комбинат» (Беларусь)


DN: Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет ваше предприятие?
«Туровский молочный комбинат» - это совершенно новый проект. Мы хотели реализовать собственную технологию, но на старом, отремонтированном или модернизированном, предприятии это  невозможно.  Таким образом, было принято решение о строительстве предприятия  практически в чистом поле – greenfield. Одной из проблем, с которой мы столкнулись при строительстве комбината, стало отсутствие в Турове очистных сооружений. Комплекс собственных локально-очистных сооружений «Туровского молочного комбината» - уникальное строение не только для нашей страны, но и в целом для молочной отрасли стран СНГ. Особенная, бескислородная система очистки смеси стоков и сыворотки позволяет значительно уменьшить содержание и силу запаха от ее переработки. Мы также производим биогаз в небольших количествах для своих нужд.

Оборудование, предназначенное для переработки молока, которое установлено на «Туровском молочном комбинате», было произведено компанией  ALFA LAVAL - мировым лидером в данной области. Оборудование для производства сыра, концепция и технологии – итальянские. Шеф-монтаж оборудования, отработка рецептур и технологий также проводились под постоянным и жестким контролем итальянских специалистов. Общая мощность комбината рассчитана на переработку порядка 600 т. молока в сутки. 6 мая 2013 года был в веден в эксплуатацию первый пусковой комплекс, мощность которого – 250 т. молока в сутки. На сегодняшний день мы перерабатываем около 75 тонн молока в сутки и специализируемся на производстве сыров европейских сортов, которые относятся к группе Паста Филата. 

DN: По чьей инициативе был построен «Туровский молочный комбинат»?
Данная инициатива принадлежала руководству «Белагропромбанка» и частному инвестору. Четыре года назад, когда возникла идея строительства завода, банк уже являлся основным акционером агропромышленных предприятий, которые специализируются, в том числе, на производстве молока. Общая мощность производства составляла примерно 40-50 тонн в день. Однако, в той зоне, где находятся принадлежащие банку хозяйства, не было ни одного крупного завода. В связи с этим, было принято  решение о строительстве завода и параллельном развитии собственной  сырьевой базы. Строительство было начато спустя год. Частный инвестор взял на себя разработку концепции, маркетинг и организацию строительства. Общий объем инвестиций в предприятие уже превысил 50 млн. евро.

DN: Как вы считаете, предприятие выигрывает от того, что оно не государственное?
Я считаю, что Государство создало абсолютно все условия для того, чтобы частник смог реализовать такой проект. На нас распространяется очень много льгот: возможность заключения инвестиционного договора, ввоз оборудования без пошлин и НДС, ряд льгот по налогообложению, упрощенная схема по получению земельного участка. Местные власти в принципе заинтересованы в реализации подобных проектов. На мой взгляд, частный инвестор или государственный – не так важно. Акционеры, кем бы они не были, должны четко осознавать, чего они хотят. Важно понимать, какой продукт следует производить, и где взять сырье. 

DN: Когда вы планируете выйти на самоокупаемость?
Я думаю, что при удачном совмещении таких параметров, как объём переработки того сырья, которое нам удастся привлечь, и конъюнктуры рынка, мы сделаем это уже в первой половине 2014 года. Зарабатывать, по плану, мы должны начать уже во втором квартале 2014 года. Для того, чтобы не уйти в минус, нам необходимо перерабатывать порядка 150 тонн в сутки. Очень многое зависит от конъюнктуры рынка, курса белорусского рубля относительно российского – это один из ключевых факторов.

DN: Когда будет завершена вторая очередь предприятия?
Строительная часть второй очереди завода уже готова: вентиляция, коммуникации, канализация… Сейчас от идеи цеха до реализации понадобится только время, необходимое на изготовление оборудования и пуско-наладочные работы. У нас есть несколько сценариев для комплектации второй очереди завода. Нужно посмотреть, как рынок воспримет наш сегодняшний ассортимент. Решение мы должны принять в первом квартале 2014 года, учитывая, как мы будем развиваться по сырью. Базовых сценариев два. Если тот ассортимент, который мы выпускаем сегодня, продемонстрирует хороший потенциал, то мы его будем усиливать. Если же он ограничен рынком, конкурентами или какими-то другими факторами, то у нас есть еще несколько концепций по другим продуктам.

DN: Какой сейчас ассортимент у «Туровского молочного комбината»?
Как уже упоминалось, основу ассортимента составляют сыры группы Паста Филата. На сегодняшний день продукция предприятия выпускается под двумя торговыми марками. ТМ “Bonfesto” – это традиционная моцарелла, моцарелла для пиццы, моцарелла панини, разработанная нами, с разными вкусовыми добавками, чильеджини, маскарпоне,  рикотта, провола, провола копченая, скаморца, скаморца копченая, проволетта, проволетта mini. Копчение проводится на натуральных опилках.  Недавно мы запустили новую торговую марку для категории бутербродных сыров – «Басни о сыре». Это линейка сыров, которые мы производим по собственным рецептурам. При производстве сыров категории Паста Филата образуется сыворотка – из нее мы делаем рикотту. Это логично. У нас есть цех сливочных сыров, на котором мы пока освоили маскарпоне, и теперь на нем отрабатываем свои навыки в производстве других видов, готовимся к запуску сливочных сыров для ритейла и HoReCa. Все сыры, которые мы производим, не требуют созревания, это свежий продукт, что позволяют делать экономику быстро оборачиваемой. Молоко зашло – теоретически на второй-третий день продукт может быть уже на полке. 

DN: Какое сырье вы используете для своего производства и планируете ли развивать сырьевую базу?
Мы используем только сырое молоко и сырые сливки. У нас нет восстановленного молока и  растительных масел. Одним из наших акционеров является ОАО «Туровщина», с которым мы плотно взаимодействуем по увеличению объема и качества молока. В настоящий момент мы являемся акционерами одного из хозяйств, откуда забираем молоко (около 10 тонн в день). Также совсем недавно «Туровский молочный комбинат» приобрел акции двух крупных агропромышленных комплексов: ОАО «Дяковичи» (100% уставного фонда) и «Приозерское-Агро» (73,5%). Планируем в ближайшие два года построить две абсолютно новые молочные фермы. 

DN: Какое поголовье планируется содержать на этих фермах и выгодно ли сейчас перерабатывающим предприятиям инвестировать в развитие собственной сырьевой базы?
По 2000 голов дойного стада на каждой. Конечно, они не решат все вопросы по обеспечению нашего завода молоком, но, по крайней мере, закроют какую-то часть.

При понятной системе взаимодействия с государством, при финансировании и при созданных условиях для реализации таких проектов – да, выгодно. 

DN: Помогаете ли вы своим поставщикам с кормовой базой и есть ли у вас бонусы для поставщиков молока за высокий сорт, белок или жир?
Существует холдинг «Гомельская мясо-молочная компания», членом которого мы являемся. Все молочные и мясные предприятия области через этот холдинг участвуют в коллективной закупке кормов и всего необходимого. Эта модель позволяет балансировать в современных условиях, поддерживать хозяйства и при этом иметь единую политику по сырью в рамках Гомельской области. Что же касается качества сырья - мы смотрим все: и жир, и белок, и сортность. Есть первый сорт, высший и экстра, и разница между ними достаточно высокая. С каждым из хозяйств мы стараемся найти интересное для нас обоих решение. Мы надеемся, что тот бонус, который получают производители молока за хорошее качество, позволит им усовершенствовать свою материально-техническую базу, ведь зачастую хозяйствам просто не за что купить моющие средства или резиновые расходные материалы, пригласить ветеринарного врача.

DN: Сложно ли работать на молочном рынке Беларуси? Существует ли конкуренция?
Касаемо «Туровского молочного комбината» - мы изначально выбрали практически пустующую нишу, в которой так как мы, не работает никто. Поэтому я могу говорить о конкуренции за сырое молоко, но ни в коем случае не на полках.

DN: Какой объем рынка сыров в Беларуси?
Я бы оставил этот ответ на статистические службы. Актуальнее вести речь  о потреблении сыров на душу населения. К сожалению, пока этот показатель и в России, и в Беларуси не высок. Если бы еще полгода назад мы ориентировались сугубо на объёмы производства, к примеру, рикотту выпускать бы не стали. Ее на рынке, в принципе, как таковой не было, кроме некоторых импортных наименований. По некоторым позициям, таким как, например,  моцарелла-пицца, рынок уже существует, и он оцифрован. В Беларуси, по нашим продуктам, мы в значительной мере еще только формируем спрос и уже виден определенный рост. Общая тенденция также говорит о росте объёмов потребления сыров. К примеру, по информации аналитических агентств, в крупных городах России сегмент сыров итальянских сортов прирастает по 20-30% в год. В Москве и Санкт-Петербурге немного ниже. 

DN: Почему, как вы считаете, в Беларуси такое низкое потребление сыров?
Я не думаю, что ключевым фактором является низкая покупательская способность. Нет традиции потребления – это исторический фактор. Перед нами, производителями, как раз и стоит задача научить людей правильно, полноценно и разнообразно питаться. Мы стараемся показать, что сыры можно употреблять не только как самостоятельный продукт, или в качестве бутерброда, но и использовать в приготовлении массы вкусных и полезных блюд. Возможно, процесс займет длительное время. Мы внедрили и продолжаем развивать ассортимент, который позволит увеличить салатное потребление сыров и потребление в готовых блюдах (например, лазанья, пицца). Конечно, у нас есть ряд продуктов, таких как моцарелла-панини и «Басни о сыре», для бутербродного потребления. Но, тем не менее, они выдаются из общего ряда традиционных «бутербродных сыров».

DN: Кто является среднестатистическим потребителем вашей продукции?
Мы не делаем ограничений, и не определяем для себя, кто он: высокооплачиваемый менеджер или рабочий. Мы пытаемся привить культуру потребления сыров всему населению. Уже сейчас белорусы обращают внимание на качество продуктов, разнообразность своего повседневного рациона. Мы проводим активную маркетинговую и информационную политику в данном направлении и не позиционируем свою продукцию, как  luxury-сыры. В Италии это продукт повседневного потребления. Мы хотим этого добиться и здесь.

DN: Цена на вашу продукцию ниже, чем на импортные аналоги?
Да. У нас нет расходов на транспортировку продукции из Италии. Помимо этого, «Туровский молочный комбинат» - большое предприятие, которое мы хотим использовать максимально эффективно за счет автоматизации и современных технологий. Дополнительным преимуществом является и то, что выход на группе сыров Паста-Филата выше, чем на других видах. Как уже говорилось, сыворотку мы используем для производства рикотты – это тоже неплохой вклад в общую экономику. За продукт достойный продукт покупатель готов платить адекватную цену.

DN: Можно ли купить сыры вашего предприятия в российской рознице?
Да. Мы уже работаем с Санкт-Петербургом и Москвой, поставляем сыры в Калининградскую область. Наши партнеры на территории РФ: «Маркет Лайн» - одна из крупнейших оптовых компаний, основным видом деятельности которой является дистрибьюция и логистика продуктов питания, компания «Фудлэнд» - крупнейший в России дистрибьютор различных видов сыров, сливочного масла и сухих молочных продуктов, группа компаний «Продуктовый Город», которая более 15 лет работает на Калининградском рынке высококачественных продуктов питания.

DN: Были ли у вас проблемы при входе в российский ритейл?
У нас нет проблем, у нас есть задачи. Объем, который мы начали продавать в России, пока не очень велик. Сейчас мы постепенно наращиваем объемы. Вторая очередь у нас в режиме ожидания: мы наблюдаем, как поведет себя рынок, в том числе - за счет действий россиян. 

DN: Как российский рынок влияет на молочный рынок Беларуси?
Мы - молодой белорусский производитель. Мы считаем, что не оказываем на российский рынок заметного влияния, и не ощущаем заметного влияния российского рынка. Мне не хочется говорить за всю белорусскую отрасль, потому что мы не работаем в категории «распространенных» молочных продуктов. Я думаю, что цельномолочка и кисломолочка – это капля в море в России, хотя белорусская продукция очень популярна. С точки зрения белорусского государства мы находимся в тренде, потому что поставляем исключительно готовые к употреблению продукты. 

DN: Планируете ли вы расширять рынки сбыта?
Да, разумеется. Мы предполагаем, что 30% это будет внутренний рынок, а остальные 70% - Россия и близлежащие страны. Конечно, первоочередной задачей для предприятия, на данный момент, является удовлетворение всех нужд и потребностей белорусского рынка в полном объёме, но мы очень надеемся, что в скором времени нашу продукцию также смогут попробовать и по достоинству оценить жители Казахстана и Украины.  

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью