02.03.2010
Источник: dairynews.ru
Регион: Россия
Интервью с  Андреем Даниленко, председателем правления Национального союза производителей молока, президентом ГК «Русские Фермы»
Андрей Даниленко в рубрике Лица

DN: Расскажите о достижениях союза за время существования?
Союз наш существует чуть меньше двух лет, но реальной серьезной работой мы занимаемся последний год. Мы смогли разобраться во всех проблемах и сложностях российского рынка молока, и, самое главное, разобраться в том, что же является критическими элементами влияния на ценообразование и на рынок.

DN: Вы отметили критические элементы 2009 года. Расскажите о них подробнее. 
Я думаю, что кризисный 2009 год обнаружил все болевые точки нашей отрасли. Основной вопрос на сегодняшний день  - это очень большие объемы сухого молока, которые поступают из Белоруссии по цене существенно ниже своей себестоимости. Это отрицательно влияет на молочную отрасль. Цена, по которой это молоко попадает на прилавки магазинов, играет очень серьезную роль в ценообразовании.  Поэтому таможенно-тарифное регулирование и баланс с Белоруссией, с которой у нас теперь единое таможенное пространство – это один из ключевых вопросов.
Второй вопрос блок вопросов – это технический регламент и его исполнение, а также процентное соотношение использования пальмового и кокосового масла, то есть растительных жиров, как заменителя животного жира. Сегодня на территории РФ перерабатывается в общей сложности чуть меньше 15 млн. тонн молока. При этом примерно 6 млн. тонн молока заменяется растительными жирами. И те поправки, которые находятся в разработке технического регламента и процентное содержание растительных жиров тоже влияет на ценообразование, потому что кокосовое масло и пальмовое масло примерно в 4 раза дешевле по своей себестоимости, чем сырое молоко, соответственно оно тоже играет существенную роль в ценообразовании.
Третий блок вопросов, который влияет на молочный рынок, связан с потреблением молока россиянами. На сегодняшний день мы потребляем его значительно меньше, чем до 1991 года и существенно меньше, чем экономически развитые страны, такие как Евросоюз, США (там потребление молока на душу населения составляет в год до 400 кг в пересчете на сырое молоко). В РФ – это меньше 240 кг. Потребление молока и молочной продукции играет колоссальную роль, и, конечно же, антиреклама, запугивание потребителя тем, что у нас ужасные продукты и ужасное качество, ажиотаж вокруг порошка – все это играет негативную роль.
Четвертый блок вопросов – это государственная поддержка. Сейчас она проявляется в основном в виде субсидирования кредитных ставок. Но, опять же, мы увидели, что когда субсидирование кредитных ставок зависит от ставки рефинансирования, а ставка рефинансирования у нас устойчиво падает, а кредитные ставки не падают, то это тоже влияет на нашу экономику. Мы рассчитывали, когда брали кредитные ресурсы, что эффективная кредитная ставка будет существенно меньше, чем она реально для нас становится.Теже это поддержка племенного дела.
Ну и конечный вопрос, который в отрасли очень серьезно обсуждается – это взаимоотношения с торговлей, и та доля, которую берет торговля, и от которой зависит конечная цена на продукцию. 
Мы все заинтересованы в стабильности молочного рынка  - и производители, и переработчики, которые стараются работать хорошо и честно на рынке, и торговля и потребитель. Поэтому, если государство и бизнес объединятся в желании стабилизировать эту ситуацию, то рычаги вполне понятны – это стабильный плановый баланс с Белоруссией, таможенно-тарифное регулирование, исполнение технического регламента, исполнение закона о торговле, стимулирование потребления молочной продукции, а в рамках общегосударственной рекламной кампании – стимулирование ведения здорового образа жизни.

DN: Что Вы думаете о тенденции кооперации в молочном сообществе?
Неизбежно во многих странах мира формировались кооперативы, и сегодня смело можно утверждать, что в экономически развитых странах они производят большую часть сельхозпродукции. И это не случайно. Когда сельхозпроизводитель сталкивается один на один с крупной торговой структурой, либо с крупной перерабатывающей структурой, очень тяжело защищать свои интересы. Ты не можешь на равных вести переговорный процесс. И единственный способ защищать свои интересы, и на равных вести переговорный процесс (подчеркиваю «на равных») – это когда ты объединяешься со своими соседями, и объем продукции, которую вы предлагаете уже становится достаточным для того, чтобы вести переговоры на равных. 

DN: Существуют ли успешные примеры кооперативных предприятий в России?
На сегодняшний день, я считаю, что во многих регионах есть положительные примеры, как, например, в Липецкой области,   - десяток продвинутых хозяйств разного размера (и мелкие и крупные) объединились в кооператив. У них более 200 тонн молока в день - это существенный объем, далее у них существенно меньше сезонность, у них улучшился контроль за качеством продукции.
Они уже договариваются с переработчиками о более привлекательных условиях и ценах, чем они делали бы это поодиночке. Для переработчика это тоже выгодно, потому что вместо пятнадцати соглашений, они имеют одно соглашение. В Алтайском крае есть кооператив производителей молока - это десяток ферм, где индивидуальные члены кооперативов являются и работниками этого кооператива.
В Тверской области есть договоренности между местными производителями и местными переработчиками о доверительном отношении в ценообразовании и подведении итогов. Первые зачатки становления есть. 
В Пензенской области поддержали образование первого кооперативного перерабатывающего завода, который будет перерабатывать до 500 тонн молока в день. Речь уже идет о том, чтобы построить завод, где будут участвовать и местные власти и местные производители, и Россельхозбанк решил также оказать в этом помощь. Виктор Алексеевич Зубков взял этот проект под свой контроль. Минсельхоз поддерживает эту идею, понимая, что это может быть моделью и для других регионов. 
Есть положительные примеры и в Ленинградской области, это происходит достаточно тихо, но я считаю, что это надо поднимать и озвучивать на национальном уровне. Чем прозрачнее будет рынок, тем лучше.
Я не призываю к тому, чтобы в каждом регионе был кооперативный завод, но я призываю, чтобы в каждом субъекте РФ кооперировались либо информационно, либо в сбыте своего сырья, либо в централизованных закупках для себя, либо в переработке. Но в идеале желательно кооперироваться во всех четырех этих направлениях. 

DN: Год назад Вы говорили о целях и задачах Союза. Что на данный момент решено из целей и задач? 
Благодаря деятельности СОЮЗМОЛОКО, есть региональные поддержки молочному животноводству. В техрегламенте внесены поправки - увеличены показатели по соматике. Мы добились того, что ни один вопрос, связанный хоть как-то с молочным животноводством, не решается без нашего участия. Мы надеемся, что впервые за всю историю нашего государства, мы сможем добиться минимальной ценовой планки закупочной на сырое молоко - это инициатива нашего союза, которая, к счастью для нас на самом высоком уровне поддержана всеми участниками молочной отрасли, органами регулирующими молочную отрасль и государством. Я понимаю, что все сразу не происходит, но нельзя ожидать, что будет все гладко и идеально, но к этому надо стремиться. Если подытожить, то основная задача СОЮЗМОЛОКО, я считаю, это сделать все возможное, чтобы объединившись, мы стали более эффективными, более прогрессивными, более современными, и, соответственно, за счет этого смогли быть более конкурентоспособными не только на своем, но и на мировом рынке. Это более чем реально, но нам нужно перешагнуть через примитивный капитализм.

DN: 3 марта в Москве пройдет Первый Съезд производителей молока. Расскажите об этом мероприятии.
На мой взгляд, 3 марта 2010 года состоится историческое событие. Пройдет Первый Всероссийский Съезд Производителей Молока. За всю историю России такого съезда никогда не проводилось. Мы ожидаем более 500 делегатов практически из всех субъектов РФ. На этом съезде мы ожидаем участие  первого вице-премьера, первого заместителя председателя правления В.А. Зубкова, министров сельского хозяйства, председателей аграрных комитетов РФ, заместителей министров, антимонопольные службы, и главного санитарного врача РФ. 3 марта - знаковое мероприятие не только для молочной отрасли, но и для всего аграрного сектора страны.


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Вторая пятилетка, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Лискинский район, пос. свх Вторая Пятилетка, ул. Центральная, д. 5
Агромолоко, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Острогожский район, с. Терновое, ул. Советская, д. 48 корп. А
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28