Информация о результатах проверки законов и решений, направленных на государственную поддержку молочного животноводства

Источник: ИА DairyNews
Как стало известно, Минсельхоз стал объектом проверок Контрольного управления президента России. Материал, опубликованный RBC-daily был основан на Информации о результатах проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и решений Президента Российской Федерации, направленных на государственную поддержку молочного животноводства.
Информация о результатах проверки  законов и решений, направленных на государственную поддержку молочного животноводства
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и решений Президента Российской Федерации, направленных на государственную поддержку
молочного животноводства


В соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах на первое полугодие 2012 года, Контрольным управлением Президента Российской Федерации проведена проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и решений Президента Российской Федерации, направленных на государственную поддержку молочного животноводства.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Главой государства, определены основные направления по обеспечению населения отечественными продуктами питания, в том числе обеспечение молоком и молочными продуктами отечественного производства на 90% до 2020 года.

Данные решения Главы государства в настоящее время реализуются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Государственная программа), а также отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009 -2012 годы» (далее - Отраслевая программа).

В вышеназванных программных документах для обеспечения населения отечественными молочными продуктами предусматривались меры государственной поддержки молочного животноводства, которые позволили добиться определенной стабилизации производства молока в стране.

В целом на поддержку молочного животноводства в 2008 -2011 годах из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации было направлено более 94 млрд. рублей.

Анализ полученных в ходе проверки материалов и проведенные контрольные мероприятия показали, что целевые индикаторы, определенные Государственной и Отраслевой программами в полном объеме не выполнены.

Не обеспечены показатели по производству молока. За 4 года недополучено 9,4 млн. тонн молока против предусмотренных программами объемов. При таких темпах достижение запланированного показателя потребления молока на душу населения в 2012 году - 261 кг будет проблематично. В 2011 году этот показатель составил 248 юг при рекомендуемом 320-340 килограмм. В настоящее время Россия по потреблению питьевого молока на человека в год находится на 22-м месте в мире.

Одной из основных причин сложившегося положения с производством молока является сокращение поголовья коров. В 2011 году их численность в хозяйствах всех категорий составила 8948,1 тыс. голов. За 4 года в Российской Федерации количество коров уменьшилось на 178,7 тыс. голов (1,9%). Наиболее быстрыми темпами сокращается поголовье в хозяйствах населения.

Следует отметить, что учет поголовья коров в хозяйствах населения в настоящее время осуществляется Росстатом на основе статистического наблюдения один раз в год методом выборочного обследования (выборка составляет порядка 0,1% от общего количества) с последующим досчетом. Существующая методика не позволяет получать достоверные данные о наличии коров в хозяйствах населения.

Так, после инвентаризации, проведенной в 2010 году в Республике Башкортостан, производящей 6,5% молока от общего объема по стране, произошло сокращение численности молочного стада на 155 тысяч голов, причем в основном за счет поголовья в хозяйствах населения, что привело к уменьшению производства молока на 383,7 тысяч тонн, или на 15,5 процентов.

Учитывая, что в Российской Федерации около 50% всех коров находится в хозяйствах населения, несовершенная методика учета их наличия существенным образом влияет на показатели отрасли молочного животноводства.
При этом во многих сельскохозяйственных организациях и отдельных крестьянских (фермерских) хозяйствах учет коров осуществляется с применением чипов и других методов, позволяющих точно определять численность коров.
Не оказали необходимого влияния на развитие отрасли и не позволили достичь запланированных показателей меры государственной поддержки, оказываемые субъектам Российской Федерации в виде выделения субсидий из федерального бюджета на финансирование региональных программ.

На протяжении 2009 - 2011 годов выделение средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ по сохранению и увеличению производства молока систематически сокращалось. В 2009 году на эти цеди из федерального бюджета направлено 3438 млн. рублей, в 2010 году - 2100 млн. рублей, в 2011 году -1757 млн. рублей. За три года объем финансовой поддержки сократился почти в 2 раза.

В результате из 55 субъектов Российской Федерации, где реализуются региональные программы, не выполнили показатели по приросту производства молока в 2009 году 47 регионов, 2010 году - 6, в 2011 году - 19 регионов.
В субъектах Российской Федерации заметно снизилась инвестиционная активность по привлечению кредитных ресурсов на реализацию бизнес-проектов в молочном скотоводстве. По информации кредитных организаций (Россельхозбанк, Сбербанк России), число инвестпроектов по созданию новых и реконструкции старых молочных комплексов по сравнению с 2008 годом сократилось практически в 3 раза.

За прошедшие четыре года на субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым сельхозпроизводителями на создание этих объектов, было выделено из федерального бюджета 54,3 млрд. рублей. В целом на эти цели привлечено более 250 млрд. рублей кредитных ресурсов. За счет данных ресурсов введено в эксплуатацию 278 новых молочных комплексов, модернизировано и реконструировано 726 старых ферм. Вместе с тем темпы ввода в эксплуатацию таких объектов снизились. Так, если в 2008 году введено в эксплуатацию 477 объектов, то в 2011 году- всего 157 объектов. В настоящее время на новых и реконструированных животноводческих комплексах и фермах с использованием современных технологий производится только около 4 млн. тонн молока, или 12,5% от общего объема в стране.

В Ростовской области удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием остается крайне низким и не превышает 18 процентов. В Астраханской и Волгоградской областях этот показатель составил 20 процентов.
В ряде случаев совершенствование материально-технической базы затягивается из-за введения процедуры банкротства, а также смены собственника. Например, в трех сельскохозяйственных организациях Краснодарского края по этим причинам были приостановлены работы по строительству молочных комплексов на 8405 коров с консервацией приобретенного оборудования.

Медленными темпами осуществляется обновление молочного стада за счет замены на новые высокопородистые виды скота. Государственная поддержка племенного молочного животноводства за последние годы сократилась почти на 30 процентов. Если в 2009 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 2900 млн. рублей, то в 2011 году -лишь 1985,5 млн. рублей. При этом доля племенного крупного рогатого скота в общем поголовье увеличилась только на 2,7% и достигла в 2011 году соответственно 12,5 процентов. Такие темпы не позволяют достичь необходимого показателя в 15%, обеспечивающего обновление стада и повышение его продуктивности. Предусмотренный Отраслевой программой показатель надоя молока на одну корову в хозяйствах всех категорий не выполняется. В 2009 году он составил 3737 кг против запланированного 3950 кг, в 2010 году - соответственно 3776 кг и 4200 килограммов.

Особенно низкая продуктивность наблюдается в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, где надои на одну корову составляют от 1089 кг до 2457 кг, что в 1,5-3,5 раза меньше, чем в среднем по стране. В этих субъектах Российской Федерации числится 17,5% коров от общего стада, а производится всего 6,6% молока. Следует отметить, что данные регионы получили в 2009 - 2011 годах 4,7 млрд. рублей из федерального бюджета в виде поддержки молочного животноводства.

Одним из направлений улучшения продуктивности стада было приобретение племенных коров за рубежом. Анализ состояния дел показывает, что эта форма воспроизводства стада не оказала должного воздействия на показатели повышения продуктивности.

За период 2006 - 2010 годов на территорию России ввезено более 300 тыс. голов крупного рогатого скота молочного направления. С использованием импортного скота было создано 65 племенных хозяйств.

Однако необходимые условия для получения экономического эффекта от приобретенного импортного скота, в том числе: соблюдение высоких стандартов кормления и содержания, наличие в штате компетентных специалистов и ряд других во многих хозяйствах выполнены не были. В результате нарушения этих стандартов скот снижает свою продуктивность или даже погибает.

По информации ВНИИ племенного дела в 2009 - 2010 годах из 107129 ввезенных племенными хозяйствами коров выбраковано 28087 голов, или 26,2 процента. Так, в ОАО «Ростиловский» Вологодской области выбраковано 56,4% от общего количества ввезенных коров, в ОАО «Белгородские молочные фермы» Белгородской области - 45,7%, в ОАО «Аграрная производственная фирма «Норов» Республики Мордовия - 33,9 процента. В Ростовской области из 3157 голов, завезенных из-за границы племенных нетелей в 2007-2010 годах, выбраковано 1413 голов (45%). В Республике Адыгея полностью выбракованы закупленные в 2007 году для ОАО «Адыгейское» 396 голов племенных нетелей.

Среди основных причин выбытия животных отмечаются травматизм, нарушение воспроизводительных функций и различного рода болезни. При этом системный анализ причин низкой продуктивности племенного поголовья и его преждевременного выбытия проводится не во всех хозяйствах.

По результатам оценки специалистов Минсельхоза России продуктивность закупленного племенного импортного скота в организациях, созданных для использования импортного скота, за последние два года снизилась с 6787 кг до 6321 кг на корову (- 466 кг).

Эти оценки подтверждаются информацией, полученной из регионов. Так, из-за отсутствия необходимых условий в ООО «Прогресс-Агро» Песчанокопского района Ростовской области продуктивность 188 коров симментальской породы, завезенных из Германии, составила только 4510 кг молока от одной коровы. Вместе с тем коровы, поставленные из аналогичной партии в ЗАО «Северо-Кавказский военный округ» Зерноградского района в количестве 437 голов и ЗАО «Кировский конезавод» Целинского района в количестве 503 головы, вышли на продуктивность соответственно 5550 и 5759 кг молока.

Также не в полном объеме используется созданный генетический потенциал племенного стада, имеющего надой порядка 6000 - 7000 кг на одну корову. Механизм передачи племенных коров в хозяйства репродукторы и далее в товарное стадо недостаточно эффективен. В результате продуктивность коров в среднем снижается в 2 раза.
Требует совершенствования механизм распределения средств, направляемых на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота. В 2011 году сельскохозяйственным товаропроизводителям 32 регионов на эти цели выделено из федерального бюджета 5 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации направлено в виде софинансирования 795,6 млн. рублей.

При этом средства федерального бюджета получили регионы, в которых, несмотря на сохранение общего количества крупного рогатого скота, поголовье коров в 2010 году снизилось по сравнению с 2009 годом.

Например, при уменьшении численности коров средства господдержки получили Республика Адыгея в объеме 35,5 млн. рублей, Республика Татарстан - 324,6 млн. рублей, Волгоградская область -162,1 млн. рублей.

Вместе с тем несмотря на то, что в Красноярском крае, Омской, Пензенской и Тюменской областях, Республике Тыва и Чукотском автономном округе поголовье коров выросло, данные субъекты Российской Федерации не получили средства государственной поддержки.

В ряде случаев субъектами Российской Федерации не выполняются обязательства по софинансированию отдельных, направлений по развитию производства молока.

В нарушение требований соглашения между Минсельхозом России и органами исполнительной власти Астраханской области не обеспечено в полном объеме софинансирование отдельных мероприятий Государственной программы. Так, финансирование из областного бюджета в 2008 году субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам было уменьшено на 9,2 млн. рублей, в 2010 году - на 4,2 млн. рублей. В 2011 году из областного бюджета не выделены средства в сумме 28,97 млн. рублей на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, в то время как выделенные на эти цели средства федерального бюджета были израсходованы в полном объеме.

В Волгоградской области в рамках областной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока на 2009 - 2011 годы» в 2011 году недофинансировано из областного бюджета 23 млн. рублей, или 10% от предусмотренного в областном бюджете.

Одним из главных препятствий для устойчивого развития молочного животноводства является неурегулированность экономических отношений в цепочке «производитель - переработчик - оптовая и розничная торговля». В настоящее время в структуре розничной цены на молоко на долю молочных ферм приходится порядка 40%, перерабатывающих предприятий и торговли - более 50 процентов. В большинстве европейских стран, например Германии, Нидерландах, Польше, Чехии, Белоруссии, Украине, наоборот, порядка 55% розничной цены остается производителю молока, а 40% - переработчику и торговле.

Не способствует повышению рентабельности производства молока сложившаяся ситуация, когда при его производстве одновременно происходит производство около 98% мяса - говядины. В Европе, США, Канаде и Австралии этот показатель составляет 15-45 процентов. Производство говядины в этих странах осуществляется на основе выращивания мясного скота в специализированных хозяйствах.

Следует отметить, что объем убытков от реализации скота на мясо превышает прибыль от производства молока. В результате в целом деятельность сельскохозяйственных производителей, занимающихся молочным животноводством, является малорентабельной. Например, в 2010 году рентабельность производства молока без субсидий составила 18,6%, при этом полученные убытки от реализации скота на мясо привели к снижению совокупной рентабельности до минус 0,3 процента.

На эффективность молочного животноводства существенное влияние оказывает недостаточное развитие кормовой базы. Развитие отрасли сдерживается из-за низкого качества объемистых кормов (сена, силоса и сенажа), из которых только половина кондиционные. Их неудовлетворительное качество компенсируется за счет перерасхода других кормов. Это значительно снижает рентабельность производства молока, так как в его себестоимости более половины затрат составляют расходы на корма.

Существенные проблемы имеются при переработке молока. Мощности перерабатывающих предприятий используются неудовлетворительно. В 2010 году загрузка мощностей по производству цельномолочной продукции составила 57%, масла животного - 27,4%, молока сухого, коровьего (цельного), сливок сухих и сухих смесей для мороженого - 30,8%, консервов молочных - 57,8%, сыров - 63,4 процента.

В субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, использование производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий составляет не более 43,2 процентов. Например, в Астраханской области проведена реконструкция ООО «Молочный завод «Володарский» с увеличением мощности до 80 тонн в сутки. Однако из-за отсутствия сырья мощности предприятия задействованы только на 30 процентов. Одной из основных причин сложившегося положения является нехватка сырого молока. На протяжении последних пяти лет наблюдается разрыв между объемами произведенного и переработанного молока. В 2010 году в хозяйствах всех категорий было произведено 31,8 млн. тонн молока, из них реализовано всего 19,1 млн. тонн, или 60 процентов. При этом если молоко, произведенное сельхозпредприятиями, практически полностью идет в реализацию (92,2%), то молоко, полученное в хозяйствах населения, - только на 31,3 процента. Данная ситуация свидетельствует о том, что значительные ресурсы, более 12 млн. тонн молока, не используются для переработки.
В настоящее время в России отсутствует система сбора молока у населения. Для этих целей задействовано всего 2320 молокосборных пунктов. Особенно не хватает предприятий по первичной переработке молока. На молочно-товарных фермах и молокосборных пунктах отсутствует оборудование для охлаждения молока, молоковозы не оснащены холодильными системами. В результате нарушается «холодовая цепь» при транспортировке сырого молока на перерабатывающие предприятия. Все это оказывает негативное влияние на качество молока.

При отсутствии достаточного количества молока увеличивается импорт молока и молочных продуктов. В 2011 году в Россию завезено 8,2 млн. тонн молочных продуктов (в пересчете на молоко), или на 17% больше, чем в 2009 году. По данным Минсельхоза России, в 2011 году доля импорта в общем объеме ресурса молока и молочных продуктов достигла 19,5 %, тогда как в 2009 году она составляла 16,8 процентов.

В условиях роста импорта отечественные производители при производстве молочных продуктов с целью снижения затрат увеличивают использование растительных масел (пальмовое, кокосовое и другие), ввоз которых ежегодно составляет порядка 750 тыс. тонн.

В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию требуется дальнейшее совершенствование поддержки отечественных производителей.

По оценкам специалистов, предполагаемое снижение ввозных таможенных пошлин на отдельные виды молочных продуктов, в том числе на сухое молоко, сухую молочную сыворотку и ряд других, может привести к росту импортных поставок молочной продукции до 2,5 млн. тонн (в пересчете на молоко).

Увеличение объемов импортной молочной продукции будет способствовать снижению востребованности молока как сырья и сокращению объемов его переработки на внутреннем рынке, что приведет к  падению   поголовья  скота  в   сельскохозяйственных   организациях, сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности на селе.
Требуется рассмотрение вопроса ужесточения требований к качеству выпускаемого молока и молочных продуктов. В настоящее время нормы, заложенные в технический регламент на молоко и молочную продукцию, менее жесткие, чем в других странах. Регламентом допускается в молокосодержащих продуктах использование заменителя молочного жира, произведенного из растительных жиров, до 50 процентов. В других странах такие продукты не являются молочной продукцией и относятся к категории «другие продукты».

В соответствии с регламентом продукция, изготовленная с добавлением сухого молока, может продаваться только под маркой «молочный напиток». Однако на практике зги законные требования к составу, происхождению и качеству молока в России практически не соблюдаются. Россия продолжает оставаться крупнейшим импортером сухого молока, в 2010 году его импорт составил более 150 тыс. тонн, или почти половина от объема производимого внутри страны. Вместе с тем во многих странах использование сухого молока максимально ограничено.

Проведенная проверка показала, что вышеназванные проблемы не позволяют удовлетворять потребности населения в молоке и молочных продуктах, а также обеспечить в полном объеме продовольственную безопасность России. За три года показатель по обеспечению населения отечественными молоком и молочными продуктами уменьшился на три процентных пункта и составил в 2011 году 79,4% при установленном Государственной программой индикаторе в 80,9 процента.

В настоящее время Минсельхозом России подготовлен проект новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Ряд проблем, отмеченных в ходе проведенной проверки, нашли отражение в новом документе.
В целях повышения социальной значимости молока, как необходимого для здоровья нации продукта питания полагали бы целесообразным Правительству Российской Федерации при утверждении новой Государственной программы:

- принять меры по совершенствованию механизма учета, коров с применением современных технологий для определения достоверной численности молочного стада;

-рассмотреть вопросы совершенствования механизма оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации, имея в виду выделение средств из федерального бюджета на 1 кг молока, реализованного сельхозпроизводителем переработчику или на рынке;

-разработать меры по повышению инвестиционной привлекательности отрасли молочного скотоводства, способствующие созданию новых высокотехнологичных молочных комплексов, модернизации старых ферм;

-предусмотреть меры поддержки отечественных производителей молока и молочных продуктов в связи с вступлением в ВТО;

-    принять меры по повышению продуктивности молочного стада за
счет ускоренного его обновления высокопродуктивными племенными
коровами;

-рассмотреть вопросы по ужесточению требований при использовании сухого молока, растительных масел (пальмовое, кокосовое и другие) для производства молочных продуктов;

-    предусмотреть меры по стимулированию населения к сохранению
поголовья коров, гак одной из составляющих закрепления населения на
селе.

Контрольное управление Президента Российской федерации

Со статьей RBC-daily вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.









30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью