Импортозамещение без выхода на экспорт ничего не даст

Источник: pnp.ru
Сенатор Сергей Калашников рассказал о парламентском взгляде на модернизацию отечественной экономики.

Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития готовит доклад о неотложных мерах, которые необходимо принять для выхода из кризиса. Ожидается, что документ ляжет в основу «программы сенаторов» по системному реформированию экономики и социальной сферы, которую представят президенту уже в июне. Глава Временной комиссии Сергей Калашников рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» о некоторых аспектах нового пути и чем он будет отличаться от уже предложенных вариантов.

25 мая Владимир Путин провёл первое за два года заседание президиума экономического совета, где обсуждалось будущее экономики страны. О своём видении проблемы выхода из кризиса главе государства рассказали руководитель рабочей группы экономического совета при Президенте Алексей Кудрин и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Альтернативу либеральной модели предложил бизнес-омбудсмен Павел Титов, который представил программу Столыпинского клуба. По сути, «антилиберальный блок» делает ставку на некоторое дистанцирование от Запада и развитие за счёт внутренних ресурсов. Кудрин, как известно, советует президенту снизить напряжённость в геополитике и встроиться в международные технологические цепочки.

По мнению первого зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергея Калашникова, каждая из этих позиций имеет право на жизнь. Определённая часть финансово-экономического блока Правительства за то, чтобы ничего не менять: неудачная реформа в условиях кризиса может ещё сильнее ухудшить ситуацию. Вторая группа, наоборот, считает, что кризис представляет возможность провести ряд принципиальных изменений, которые гарантируют нам прорыв в будущее. «У главы государства сейчас непростая задача, — говорит сенатор. — И в том и в другом случае результат слишком непредсказуем. Все эти модели достаточно умозрительные, поэтому никаких судьбоносных решений на совете не принято».

Инвентаризация проблем

Комиссия, которую возглавляет Сергей Калашников, создана в октябре 2015 года. Каждую сессию её члены должны готовить доклад об экономической ситуации в стране с предложениями по её улучшению. По словам сенатора, за это время проведена инвентаризация проблем экономики, но самое главное, вскрыты их причины.«На основе этого анализа нами выработаны некие стратегические оценки и предложения, — рассказал он «Парламентской газете». — Чтобы не плодить число умозрительных моделей, неизвестно как стыкующихся с реальностью, мы пошли по пути выработки стратегических принципов построения российской экономики. В отличие от сторонников программы Столыпинского клуба, мы предлагаем не демонтаж не оправдавшей себя либеральной модели, а капитальный ремонт отдельных сегментов».

Для удобства подготовленный членами комиссии доклад «О состоянии и неотложных мерах по развитию экономики» разбит на три блока: «Стабилизация экономической ситуации», «Модернизация экономики» и «Источники финансирования модернизации». Одним из главных слагаемых роста экономики является обеспечение стабильности в обществе. Прежде всего, считает сенатор, необходимо разобраться с валютным регулированием. «То, во что поставили за последние полтора года страну спекулятивными биржевыми курсами рубля, трудно поддаётся описанию. Нельзя развивать экономику, когда не знаешь, с каким курсом рубля ты проснёшься завтра», — убеждён Калашников. Второй момент — обеспечение финансовой стабильности субъектов Федерации. Никто окончательно не проводил инвентаризацию полномочий глав регионов и не знает, сколько они «стоят». «Получается странная вещь, — недоумевает сенатор. — Федеральный бюджет должен обеспечить финансирование тех полномочий, которые переданы в субъект, но деньги перечисляют не ритмично и не вперёд. А зарплаты и пособия бюджетникам нужно платить каждый месяц. Глава региона вынужден брать их в коммерческих банках под гораздо больший процент, нежели рекомендует Минфин. В итоге, когда деньги из Центра всё же приходят, их не хватает, чтобы рассчитаться».

Сегодня треть субъектов находятся в долговых обязательствах, которые они не могут самостоятельно исполнить. Денег взять неоткуда, нужны структурные решения. Нестабильность финансовой ситуации в регионах мешает развивать экономику. Эксперты-экономисты часто жалуются, что у нас не развивается малый бизнес. В России объективно не сложились условия для того, чтобы малый бизнес работал на большой, считает парламентарий. В сырьевой экономике малому бизнесу делать нечего, он ограничен. А с другой стороны, его так заласкали, что он уже шарахается при виде власти. Не проходит ни одной сессии Думы, чтобы не вносились законопроекты, касавшиеся этого сектора экономики. Предприниматели и фермеры живут как на пороховой бочке, не зная, что принесёт им завтрашний день. «Кажется, нужен специальный закон, чтобы пять лет не принимали никаких других поправок для малого бизнеса, даже очень-очень хороших, — предложил сенатор. — Тогда шанс будет».

Там, за горизонтом…

Стране нужно чёткое понимание, что будет завтра, что будет через год. И это можно сделать даже в условиях нестабильной международной ситуации, убеждён Сергей Калашников.«Правительство занимается решением текущих проблем, его горизонт деятельности в лучшем случае 2018 год, после которого оно будет изменено, — рассказал сенатор. — Необходимо ведомство, которое займётся стратегическим планированием на десять-двадцать лет вперёд, наподобие Государственного комитета по науке и технике, как было в Советском Союзе».

ГКНТ в новом формате должен подчиняться только президенту и ставить стратегические задачи, координировать все научно-технические разработки в стране. «Сколково», по словам законодателя, пример того, как делать нельзя. За время своего существования Фонд переварил примерно 100 миллиардов рублей. На стартапы пустили около одного миллиарда. Всё остальное закопали в землю.

Есть вопросы у членов комиссии и к программе импортозамещения. «Если оно не ориентированно на экспорт, то эффекта от него не будет, — подчеркнул сенатор. — Сами себя мы всегда прокормим. Но если продукты будут хуже или дороже импортных, мы не избавимся от контрабанды». По словам Калашникова, российскому малому предприятию невозможно выйти на внешний рынок, настолько там мощная бюрократическая стена. Китай же решил эту проблему. Любой производитель, который считает, что у него есть конкурентоспособная продукция, приходит в уездный комитет по импорту, и там решают все вопросы. У нас каждый сам бьётся лбом.

Сенатор также предлагает кардинально реструктурировать банковский сектор. Весь банковский оборот в прошлом году составил 78 триллионов рублей. Из них только 1,5 процента ушли на инвестиционные проекты. «Если банки не обеспечивают экономику деньгами, зачем они нужны? — задаётся он вопросом. — Мы создали банковскую систему для зарабатывания денег самими банками. Она невыгодна ни людям, ни промышленности». К примеру, средняя рентабельность предприятия 8 процентов, а кредиты дают под 20 процентов годовых. «Для начала давайте создадим просто инвестиционные банки, которые ничем другим заниматься не должны, кроме кредитования под нормальные проценты новых производств», — предложил Калашников.

Где взять деньги на модернизацию?

«Да, сегодня Запад не даёт нам кредиты, но у нас самое лучшее финансовое положение в мире, — убеждён сенатор. — Внешний долг всего 3 процента от ВВП. У нас есть стабилизационный фонд, а мы жалуемся, что нет денег». Кроме того, Калашников обратил внимание, что на депозитах предприятий находятся более 11 триллионов рублей, придержанных на чёрный день. По разным оценкам, от 31 до 33 триллионов рублей хранится на руках у россиян. Остаётся только убедить их всех вложить эти деньги в развитие экономики.

Из более реальных источников сенатор предложил зарезать «священную корову» финансистов — НДС. «Мы всё равно собираем только 30 процентов этого налога от расчётной цифры, — пояснил он. — Давайте заменим его на налог с продаж и сделаем не 18 процентов, а 12. Это даст минимум 8 триллионов в год». Можно ещё ввести дифференцированный подоходный налог физических лиц, чтобы богатые платили больше. Это ещё около 4 триллионов. Так что деньги — не проблема, уверен Калашников.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью