24.09.2010
Источник: ИА DairyNews по материалам Алиминой О.Л.
Регион: Россия
Импорт в обход здравого смысла
Производственная организация или розничный реализатор получает заманчивое предложение: приобрести интересующий товар (сырье, оборудование и др.) по очень привлекательной цене. Все замечательно. Товар не контрафактный, документы в порядке. Но… руководитель в задумчивости, и не спешит подписывать договор о поставке. Почему? А дело в том, что интересующий товар является импортируемым. И у иностранной компании-производителя в России есть официальный представитель. А потенциальный поставщик, пришедший с заманчивым предложением, таковым не является. Мало того, о такой компании ничего не известно ни самому производителю товара, ни на рынке она себя никак не зарекомендовала. Знакомая ситуация? 

Это происходит сплошь и рядом. Но откуда берется этот товар? Почему цена на него ниже, чем у официального представителя? Нет ли подвоха в таком приобретении? Обо всех "подводных камнях" рассказывает Ольга Леонидовна Алимина, налоговый юрист, член палаты налоговых консультантов, юрисконсульт ЗАО "Клевер Машинз".


Предлагаемый товар, очевидно, попал на российский рынок по схеме так называемого «параллельного импорта» - ввоза оригинального товара неуполномоченным импортером. Или по схеме «серого импорта» - ввоз оригинальных товаров с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования путем фальсификации таможенных документов либо ввоз товара в обход таможенных постов. И задумавшийся руководитель прав – здесь есть о чем поразмыслить. 

Давайте проанализируем реальность такого предложения и возможные последствия «супервыгодной» сделки.
Реализацию своего товара (работ, услуг) в России иностранный производитель (вендер) осуществляет в сложившейся практике если не через свое собственное представительство, то через официального российского представителя, сотрудничая на основе долгосрочных партнерских соглашений, оформленных в виде пакета взаимосвязанных договоров. Работая через своего доверенного партнера, производители обеспечивают ритмичные поставки адаптированного для российского рынка товара, делят ответственность перед потребителями и за качество поставляемого товара, и за сервисное обслуживание, и требуют, в свою очередь, от своего представителя определенного уровня обслуживания конечных или промежуточных (оптовых) потребителей. 

Вендер оставляет за собой право проведения контроля не только за объемами сбыта представителем его товара, но и уровнем оказания услуг. От этого зависит размер представительских (дилерских, дистрибьюторских) скидок, да и само существование отношений вендера с представителем порой зависит от результатов такой ревизии. Реальный производитель серьезно относится к своему имиджу и не позволит чернить свое имя в глазах потребителей на территории представителя, не предоставит право представлять свою торговую марку недостаточно компетентному партнеру. 

Проще говоря, приобретая товар у официального представителя, покупатель приобретает ряд гарантий и преференций, обеспеченных непосредственно производителем, но при условии, что он сможет представить законность канала приобретения. 

И ничего этого не может обеспечить случайный поставщик – тот, кто по случаю приобрел товар в стране производителя и неизвестными путями осуществил в Россию поставку, о которой сам производитель, скорее всего, не в курсе.

Что может предложить серый импортер, кроме пониженной цены, какими преимуществами и какой компетентностью он обладает? Очевидно, что его единственная компетентность – в умении минимизировать таможенные платежи.
Способы минимизации таможенных платежей:

1. Способ недостоверного декларирования, когда вместо реально ввозимого товара декларируется другой (например, с более низкой таможенной пошлиной или льготными условиями ввоза). Таможенными органами это расценивается как контрабанда: уголовная ответственность составляет вплоть до 5 лет лишения свободы, товар же в этом случае конфискуется (ст.188 УК РФ). 

2. Способ поставки в обход официальных путей, пренебрегая установленным порядком перемещения товаров через таможенную границу РФ, т.е. поставка через «дыры» в границе. Ответственность за такой бизнес – опять же, по ст.188 УК РФ, – до 5 лет. 

3. И самой распространенной схемой недобросовестного импорта является занижение стоимости товара по инвойсу. Таможенные органы владеют статистикой о таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров, и при возникновении подозрения о ее занижении начинается длительная процедура доказательства стоимости товара. Даже если импортеру удалось доказать стоимость груза и товар был выпущен из таможни, «спать спокойно» ему все же не придется.  

Меры таможенного контроля могут применяться в течение всего срока нахождения товаров под таможенным контролем. Также в соответствии с общим для всех форм таможенного контроля условием проверка достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (п. 2 ст. 361 ТК).
В целях осуществления такой проверки таможенники вправе потребовать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ). 

Из этого следует, что любая организация, приобретающая импортный товар на внутреннем рынке, может попасть под такую проверку.
 
Каковы полномочия таможенных органов при обнаружении незаконно ввезенных товаров у лиц, которые приобрели эти товары на таможенной территории РФ?

1. На такие товары налагается арест, либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (п. 1 ст. 391 ТК РФ).

2. Покупатели импортных товаров вправе уплатить таможенные платежи и выполнить таможенное оформление в упрощенном порядке. Если уплата платежей осуществляется не позднее пяти дней со дня обнаружения товаров (либо она обеспечивается), то товары не изымаются, а пени не начисляются (п. 2 ст. 391 ТК РФ). После этого данные товары будут рассматриваться как выпущенные для свободного обращения (п. 4 ст. 391 ТК РФ).

3. Если лицо, приобретшее незаконно ввезенные товары, отказалось от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций, то взыскание пошлин и налогов производится за счет товаров, в отношении которых эти пошлины и налоги не уплачены. При этом обращение взыскания производится на основании решения арбитражного суда (п. 3 ст. 352 ТК РФ) и независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары (п. 5 ст. 352 ТК РФ).

4. В соответствии с п. 1 ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, поименованных в ст. 16.21 КоАП РФ, которая предусматривает следующее. Приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу РФ и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные согласно законодательству РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из всего вышесказанного следует вывод, что «спать спокойно» не придется и покупателю такого товара.
 
И это еще не все. Параллельные импортеры, использующие разнообразные полулегальные, нелегальные и откровенно противоправные схемы поставок отдают себе отчет о том, чем они занимаются и насколько серьезная ответственность может их постичь. 

В целях обеспечения своей личной безопасности для приобретения товара и дальнейших их поставок российскому потребителю серыми и параллельными импортерами используются так называемые «фирмы–однодневки»: «.. юридические лица, не обладающие фактической самостоятельностью, созданные без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющие налоговую отчетность, зарегистрированные по адресу массовой регистрации, и т.д.» (Письмо от 11.02.2010 №3-7-07/84 Федеральная налоговая служба (ФНС) России).

Рассмотрим одну из наиболее часто применяемых схем поставок, суть которой в незаконном уменьшении импортных платежей, подлежащих уплате на таможне. 

Схема довольно простая: фиктивный продавец (как правило, оффшорная компания) продает ввозимый товар фиктивному импортеру по значительно заниженной стоимости. На основании фиктивных счетов за товар производится таможенное оформление с оплатой соответственно заниженных таможенных платежей, после чего товар продается импортером фирме-«однодневке», либо в роли «однодневки» выступает сам импортер. И вот, в дальнейшем приобретение налогоплательщиком у такой компании искомого товара (по очень привлекательной цене) может породить очень непривлекательные административные, налоговые, или того хуже – уголовные последствия по обвинению в создании схемы ухода от налогообложения, посредством использования компаний-«однодневок», или, как минимум, отсутствие в действиях налогоплательщика должной осмотрительности.
И при этом нужно четко понимать тенденцию действий налоговых контролеров. Проверке и налоговым последствиям будет подвергнут именно реальный налогоплательщик, с которого есть что взыскать, а не безответственная «однодневка», у которой кроме минимального уставного капитала нет ничего.

По информации, представленной газетой «Учет. Налоги. Право» (№ 18 2010 г Московский выпуск. Статья О. Ошаниной: «Инспекторов научили, как взыскивать много налогов») внутренним документом столичного УФНС в 2010 (документ есть в редакции газеты «Учет. Налоги. Право.»), инспекциям на местах предложено пересмотреть план выездных проверок на текущий год и исключить из плана компании «однодневки», которые являются техническими звеньями в схемах ухода от налогов. 

Причем отказаться от проверок компаний-«однодневок» Управление не просто рекомендует, а устанавливает, что за проверку такой компании, как за проверку, по результатам которой невозможно взыскивание в бюджет реальных денежных средств, руководители инспекций будут отвечать перед Управленим ФНС лично. Управление советует инспекциям отслеживать фиктивные организации только с целью выявления по цепочке тех, кто их использует в уклонении от уплаты налогов. При этом выгодоприобретателей в работе с «однодневками» инспекторам рекомендуется выявлять не только в зоне действия своей инспекции, но и в других территориальных органах. 

А «выгодоприобретателями», в трактовке налоговиков, являются реальные платежеспособные компании, имеющие среди своих поставщиков компании-«однодневки». Вот их и ищут налоговые и правоохранительные органы, и, надо отдать им должное, находят. Находят обычно в лице компаний, которые заключали с этими, с позволения сказать, организациями, расходные договора.

Что произойдет дальше с налогоплательщиками, которые будут уличены в сотрудничестве с «однодневкой»? Итог предсказуем: непризнание расходов по таким сделкам, а значит, увеличение налоговой базы, как следствие – доначисление всех налогов с увеличенной базы, и, конечно, пени за просрочку уплаты. И, естественно, штраф. 

Остается вопрос размеров таких последствий. Каждый ли бизнес выдержит такой удар? И даже если такой результат не уничтожит налогоплательщика, то урон бюджету компании будет нанесен весьма чувствительный. И это только финансовая сторона вопроса – об уголовной ответственности руководителей налогоплательщика в случае передачи налоговиками материалов в органы внутренних дел по ст.199 УК РФ также не стоит забывать.

Обо всем этом и должен поразмыслить руководитель, прежде чем принимать сверхвыгодное (на первый взгляд) предложение и вступать в отношения с неизвестным поставщиком-импортером. За все нужно платить: за удобство, спокойствие и комфорт официальной работы, находящейся в правовом поле, нужно платить деньгами; за рискованное ведение бизнеса в благих, вроде бы, целях – заработать больше – своим спокойствием и, возможно, теми же (если не бОльшими) деньгами, но уже в режиме проверок и взысканий. А также риском быть привлеченным к ответственности.

Какой выбрать путь – каждый решает сам. Главное, чтобы, делая выбор, руководитель организации знал обо всех возможных последствиях и принимал обдуманное решение.

Тем же налогоплательщикам, которые настроены на ведение бизнеса без экстрима, хочется порекомендовать соблюдать осмотрительность, просчитывать варианты и возможные негативные последствия заключения необдуманных, очень выгодных на первый взгляд, но очень рискованных, сделок.

Офшорный Гость
Проблема в высоких налогах, дурацком налоговом администриовании, проще говоря - беспредел процветает. Поэтому все будут бежать в оффшоры, и "хорошие" и "плохие", а там поди разберись кто есть кто.
Гость
проблнма в жадности дистрибьютеров и поэтому их обходят и будут обходить
например
есть одна компания в США производит материалы для индустрии красоты, вот примерный расклад по ценам.
США - 10$ за еденицу товара
Европа - 15$ за еденицу товара
Рассея - 32$ за еденицу товара
НАХЕР НУЖЕН такой дистрибьютер ??????????? Это уже извините монополия !!!

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

07.12.2016

ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока

"Центр изучения молочного рынка" составил Рейтинг «ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока», сообщает The DairyNews.
Сосновка, ОАО
Адрес:  Орловская обл., Ливенский район, с. Сосновка, ул. Центральная, д. 4
Нерусса, СПК
Адрес:  Орловская обл., Дмитровский район, пос. Красное Знамя
Барково, ООО
Адрес:  Орловская обл., Ливенский район, д Барково, ул. Карла Маркса, д. 39
Русь, СПК
Адрес:  Орловская обл., Шаблыкинский район, с. Климово