Владимир Суровцев
Владимир Суровцев
Кандидат экономических наук. Заведующий отделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства, доцент Северо-Западного научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства.
Импортозамещение должно обеспечивать рост доходности производителей и потребительских свойств отечественной продукции без роста цен. Решая задачи импортозамещения молока и молочной продукции, необходимо ориентироваться не только на отраслевые объемные показатели на рынке. Важно обеспечить импортозамещение на самых выгодных сегментах рынка с высоким маржинальным доходом, что обеспечит рост доходности производства молока и молочной продукции всех участников производственно-хозяйственной цепочки, будет способствовать повышению устойчивости развития молочной отрасли без роста цен на молочную продукцию массового спроса. Актуальность импортозамещения на премиум сегментах рынка растет при усилении кризисных явлений в экономике, колебаниях курса валют, снижении реальных доходов населения и платежеспособного спроса на продукты питания.

С начала 90-х годов ХХ века производители молока и молочной продукции «Ленинградского региона» (здесь и далее Ленинградская область и Санкт-Петербург рассматривается вместе) начали конкурировать на глобальном рынке с ведущими мировыми производителями. В торговых сетях региона были широко представлены производители сливочного масла и сыра из Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, Швеции, Дании, Прибалтийских и других стран.

Исторически сложившийся более высокий уровень технологического развития производства и переработки молока у ближних и дальних конкурентов по сравнению с производителями в РФ, позволял обеспечивать стабильно высокое качество молока и молочной продукции при относительно низких издержках, создавал возможность зарубежным производителям занимать наиболее привлекательные сегменты рынка.

Формирование рынка молочной продукции с длительными и удлиненными сроками хранения, ультрапастеризованного молока, йогуртов, молочных продуктов для детского питания повышало спрос на сырое молоко высокого качества, отвечающего требованиям для производства высокомаржинальных продуктов. Переработчики молока с середины 90-х начали выплачивать хозяйствам надбавку за уровень качества, превышающий определенный ГОСТом, приступили к поддержке технологической модернизации производителей молока через различные схемы лизинга и кредитования с целью производства молока с повышенными требованиями к качеству.

Опираясь на финансовую поддержку переработчиков молока и регионального бюджета, хозяйства области во второй половине 90-х начали активно заменять доильное оборудование, системы охлаждения и хранения молока, осваивать элементы системы управления качеством. К процессу технологической модернизации производства активно подключились поставщики доильного оборудования, холодильных установок, других видов техники и оборудования, заинтересованные в расширении рынка своей продукции. Начали формироваться лизинговые схемы поставок оборудования с участием переработчиков и производителей молока.

В частности, крупнейшее в регионе в 90-х годах молокоперерабатывающее предприятие «Петмол» (ныне Danon) при поддержке правительств Швеции и Ленинградской области выступило лизингополучателем шведского доильного оборудования компании «ДеЛаваль» (DeLaval), которое было передано в сублизнг в девять сельскохозяйственных предприятий области. Хозяйства расплачивались с «Петмолом» не деньгами, а определенным в договоре объемом молока в течение 5 лет, что снижало для хозяйств риски колебаний валютных курсов. Все участники сделки реализовывали свои коммерческие цели: производители оборудования – увеличивали объем продаж, осваивали и закреплялись на новом для них российском рынке; молокоперерабатывающее предприятие формировало стабильную сырьевую базу высококачественного молока; хозяйства за счет улучшения технологии доения, сбора и хранения молока повышали качество, тем самым увеличивали выручку и прибыль.

Рост доходов населения с начала двухтысячных привел к росту спроса на молочную продукцию премиум-класса. Ситуацией не замедлили воспользоваться производители молочной продукции из-за рубежа, активно наращивающие до 2014 года объемы экспорта молока и молочной продукции в Россию.

Развивался и импорт технологий производства и управления в молочной отрасли. Компания «Валио» (Valio) в рамках приграничного сотрудничества с Ленинградской областью в 2007 году приняла активное участие в становлении и развитии крупнейшего переработчика молока в регионе - МК «Галактика». Специалисты финского концерна были приглашены как эксперты для внедрения системы качества на заводе и в нескольких выбранных хозяйствах-поставщиках молока в рамках пилотного сырьевого проекта. С учетом рекомендаций зарубежных специалистов проводилась модернизация производства, персонал хозяйств проходил обучение на финских фермах по вопросам контроля качества молока, кормления, условий содержания и здоровья животных. Помимо изменений в производственных технологиях коренным образом изменились требования к системе управления качеством производства молока в хозяйствах.

Предприятия, претендующие на поставку молока для производства молочных продуктов под брендом Valio, проходят специальную аттестацию на соответствие требованиям концерна. Специалисты МК «Галактика» и эксперты из Финляндии регулярно проводят аудит выбранных хозяйств, осуществляют мониторинг показателей качества, разрабатывают рекомендации по улучшению процесса производства молока. Это позволило с 2009 г. из молока аттестованных хозяйств на МК «Галактика» организовать в соответствии с финскими стандартами качества производство питьевых йогуртов и кефирных продуктов под брендом Valio. Система управления и контроля качества по всей производственной цепочке: от производства кормов, доения и содержания коров, хранения и транспортировки молока, до производства молочной продукции на заводе, обеспечивает стабильность технологических процессов, неукоснительное соблюдение «рутин» при производстве и переработке молока, что является гарантией стабильно высокого качества и безопасности продукции.

Реализация европейских подходов и требований к качеству и безопасности на всех производственных этапах способствует улучшению здоровья и воспроизводственных функций животных, увеличению их продуктивного долголетия, что положительно сказывается на финансово-экономических результатах хозяйств.

Процесс от начала сотрудничества хозяйства с МК «Галактика» до поставок молока для производства молочной продукции под брендом Valio занимает не один год. Систематический внешний аудит приучает специалистов и работников хозяйств неукоснительно соблюдать требования к выполнению всех технологических операций в строгом соответствии с разработанной для хозяйства системой управления качеством продукции. В результате хозяйства обеспечивают стабильно высокие, отвечающие европейским стандартам, показатели качества и безопасности производимого молока: бактериальная обсемененность не превышает 30 тыс. КОЕ/см³, содержание соматических клеток - 200 тыс. ед./ см³, гарантируется отсутствие в молоке остатков антибиотиков.

Количество хозяйств, способных обеспечить такие показатели безопасности не велико, но постепенно растет. В настоящее время аттестацию прошли и поставляют молоко для производства продукции Valio три хозяйства из Ленинградской области и одно – из Ярославской. Рост объемов производства молока, отвечающего европейским стандартам качества, позволяет «Валио» наращивать выпуск молочной продукции на МК «Галактика». Если до введения санкций сливочное масло, сливки и пастеризованное молоко «Валио» завозилось в Ленинградский регион (и РФ в целом) из Финляндии, то в 2014 г. питьевое молоко и сливки различной жирности начали производиться на МК «Галактика». В 2015 году из российского молока было начато производство широкого спектра цельномолочной продукции и сливочного масла «Виола» на партнерских предприятиях, вдвое была увеличена производственная мощность предприятия «Валио» в Подмосковье, где производятся плавленые сыры «Виола».

Результативность и эффективность импортозамещения в сегменте рынка премиум качества, когда молочная продукция производится из российского сырья на российских предприятиях под зарубежным брендом в Ленинградском регионе, обусловлены рядом взаимосвязанных факторов:

  1. Работа по повышению уровня конкурентоспособности по издержкам и качеству продукции была начата заблаговременно, т.к. производство молока и молочной продукции в Ленинградском регионе находилось с начала 90-х в условиях жесткой конкуренции глобального рынка. К середине 2014 года была в основном завершена модернизация производства в молокоперерабатывающих предприятиях и сельскохозяйственных организациях, что обеспечило выход на отвечающий мировым стандартам технологический уровень. Был накоплен большой опыт взаимодействия по освоению сквозной системы управления качества, что обеспечило конкурентоспособность молока и молочной продукции по показателям качества и безопасности в условиях глобальной конкуренции.

  2. В работе по повышению качества производимого молока и молочной продукции в Ленинградском регионе активное участие долгое время принимали и принимают участие зарубежные производители и поставщики техники, оборудования, комплектующих, ветеринарных препаратов, кормовых добавок, других ресурсов. Это позволило адаптировать богатый международный опыт по организации производства продукции конкурентоспособной по уровню качества на глобальном рынке.

  3. Органы управления АПК поддерживали и поддерживают сотрудничество региональных производителей и переработчиков молока друг с другом, а также с зарубежными компаниями, по осуществлению технологической модернизации, освоению систем управления качеством и безопасности продукции. Эффективность импортозамещения на рынке молочной продукции обеспечивают предпринимаемые в Ленинградском регионе с середины 90-х годов усилия по переходу от импорта молочной продукции к импорту технологий, а в дальнейшем систем управления процессами производства на всех этапах производственно-хозяйственной цепочки.


«Интернациональность» капитала в условиях глобальной экономики приводит к заинтересованности искать новые регионы для выгодных инвестиций и получения доходов выше средних. Несмотря на то, что значительную часть дополнительной маржи при производстве продукции под иностранным брендом получает зарубежная компания, российские потребители, сельскохозяйственные производители и молокоперерабатывающие предприятия получают существенную выгоду. В частности:

  • потребители имеют возможность приобретать высококачественную продукцию по относительно низким ценам;
  • хозяйства, осваивая систему управления качеством в соответствии с европейскими требованиями, решают и ряд других производственных затрат, в частности по улучшению здоровья и повышению продуктивного долголетия коров;
  • тесные хозяйственные и информационные связи с зарубежными производителями обеспечивают непрерывность процесса повышения эффективности системы управления качеством молока, что приводит к росту качества и безопасности производимого молока в регионе;
  • непрерывно улучшается система управления качеством переработки молока и производства молочной продукции на перерабатывающем предприятии;
  • потребители молока и молочной продукции получают дополнительный сигнал лояльности к произведенной в регионе продукции, т.к. на упаковке продукции с иностранным брендом, который рассматривается потребителем как гарант качества, указано, что продукция произведена региональным переработчиком из молока, произведенного хозяйствами области;
  • переработчик наращивает объемы производства, повышается загрузка оборудования, снижаются удельные постоянные издержки, увеличиваются поступления за контрактное производство.

Таким образом, освоение сегмента рынка молочной продукции премиум качества требует импорта не только овеществленного капитала – современных техники и оборудования, лучших мировых образцов, но и неовеществленного, «человеческого капитала» в форме опыта и знания экспертов, информации об эффективных способах освоения инновационных технологий производства и управления в молочной отрасли.

Переход от импорта продовольствия к импорту знаний и технологий производства и управления, в том числе систем управления качеством и безопасностью продукции, при сохранении импорта самых современных техники и оборудования, способны ускорить процесс импортозамещения на рынке продовольствия, обеспечить его эффективность и устойчивость вне зависимости от наличия или отсутствия санкций, колебаний курса рубля, других политических и экономических рисков, ускорить формирование экспортного потенциала российской молочной отрасли.

Подготовлено Владимиром Суровцевым, к. э. н., заведующим отделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства, доцентом Северо-Западного научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства, совместно с Юлией Никулиной, к. э. н. научным сотрудником ФГБНУ СЗНИЭСХ.

Полный текст статьи «Отечественный рынок молочной продукции: импортозамещение на основе импорта систем управления качеством» опубликован в журнале «Молочная промышленность», № 7, 2016 г.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

17.04.2018

Роскачеством по молоку

В апреле 2015 года была создана АНО «Российская система качества». За это время организация провела массу проверок потребительских товаров в различных сегментах и получила как положительные отзывы о своей деятельности, так и негативные. Так, по мнению ряда участников молочного рынка, работа Роскачества является лишь очередным угнетающим балластом для потребительского спроса.
Темур, КФХ
Адрес:  Северная Осетия - Алания респ, Ирафский район, с. Ахсарисар 
 
Волга Айс, АО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., г. Чебоксары, проспект Мира, д. 3 
 
Атлашевская, АФ ООО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., Чебоксарский район, пос. Новое Атлашево, ул. Промышленная, д. 1 корп. Б 
 
Аккондмолоко, ООО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., Янтиковский район, с. Янтиково, проспект Ленина, д. 49