IDF — Россия: Молочный Союз России не нашел веских аргументов продолжать сотрудничество

Источник: dairyunion.ru
Молочный союз России вошел в историю молочного дела России как организация, восстановившая, некогда утраченное членство России в Международной молочной федерации (ММФ/IDF).
Людмила Маницкая
Людмила Маницкая
Председатель Совета – директор Молочного союза России

Первый председатель Совета Союза Сергей Пластинин, в те годы совместно с Давидом Якобашвили, совладельцы крупнейшей в стране молочной компании «Вимм-Билль-Данн», при поддержке других членов Совета и компаний, поручили дирекции Союза во главе с Владимиром Лабиновым начать переговоры c Брюсселем, где располагается офис ММФ, о восстановлении членства России «в лице» Союза после того, как в середине девяностых годов прошлого столетия страна разорвала деловые отношения с этой организацией.

Молочный союз России в этом году на Мировом молочном саммите в Турции (Стамбул) представляли Людмила Маницкая и Лариса Абдуллаева.

Заручившись поддержкой Минсельхоза России (А.В.Гордеев) и создав Национальный комитет по молочному делу , Союз приступил к подготовке пакета документов для ММФ…

Членство России в Международной молочной федерации (International dairy federation — IDF) началось в далеком 1903 году, когда именно по инициативе России создавалась эта организации c целью совместного обсуждения научных проблем в области молочного дела и создания единых общеевропейских правил торговли молочной продукцией. Затем, после 1917 года, видимо, по политическим мотивам Россия (Советский Союз) вышла из состава IDF.

И только в 2002 году по инициативе Молочного Союза Россия возобновила членство в IDF. Именно Молочный Союз исполнял функции Российского национального комитета IDF c 2002 года по 2018 год.

При этом, Молочный Союз России уплачивал ежегодные членские взносы в эту организацию за Российскую Федерацию.

Для справки. В последние годы членский взнос для России составлял от 39 000 до 45 000 евро в год. Размер взноса рассчитывался по общему объему производства молока и молочной продукции в стране (подобный взнос платят, например, такие страны как США, Германия и некоторые другие страны). Основная часть членских взносов расходуется на содержание офиса IDF в Брюсселе (Бельгия), на командировки дирекции IDF, организацию и участие в Европейских и международных мероприятиях.

Сумму членского взноса все годы обеспечения членства в IDF оплачивали предприятия — члены Молочного Союза России. При этом государство никак финансово не участвовало в этом.

После определенных политических и экономических изменений в стране у членов Молочного Союза России стали все чаще возникать вопросы о целесообразности членства в этой организации и необходимости уплаты столь немалых ежегодных взносов.

Интересно, что Национальный комитет СССР по молочному делу был организован в 1956 году с целью вступления в Международную молочную федерацию. В те годы Комитет вел работу по пропаганде достижений научных исследований и практиков в области молочного дела, вопросов повышения продуктивности животноводства, гигиены производства молока и улучшения его качества. ММФ нужна была как площадка для советских ученых, которые активно принимали участие в международной жизни и распространяли свой опыт.

Таким образом, и это очень важно, — участие России в жизни ММФ в разные годы имело разные цели.

Один из Мировых молочных саммитов был проведен впервые в СССР 12 июля 1982 года, в котором приняли участие 2,5 тыс ученых и специалистов из более чем 50-ти стран. В те годы он проводился не ежегодно, а раз в четыре года.

(Подробная история деятельности СССР в ММФ, а позже и России в лице Молочного союза России, в виде переписок и протоколов хранятся в архиве Союза.)

В чем же суть этих вопросов? Почему Советом Молочного Союза России было принято решение о приостановке членства в этой организации?

Членство в этой международной организации и ведение российского секретариата IDF Молочным Союзом России на момент вступления и членства в IDF было важно, так как с 2002 года страна активно занималась гармонизацией пищевого законодательства и правилами торговли.

Процессы гармонизации и интеграции с Европейским союзом, США и другими странами шли очень активно до определенного момента, а именно до введения санкций и эмбарго. После введения санкций и эмбарго многое изменилось в торговле молочной продукцией, и надо отметить, что именно для российской молочной отрасли – в лучшую сторону. Такие отечественные направления, как сыроделие, маслоделие, стали активно развиваться в условиях продовольственного эмбарго.

Обсуждаемые в IDF общие правила торговли молочными продуктами в какой-то момент стали для России не актуальными, поскольку невозможно принимать позицию IDF, противоречащую общей политике ЕАЭС.

В рамках Договора о ЕАЭС и российского законодательства действуют свои правила торговли, пошлин, налогов, фитосанитарных и ветеринарных мер безопасности и т д. Эксперты Молочного Союза России, принимавшие участие в общих обсуждениях в части экономики и политики мировой молочной отрасли, стали отмечать все чаще нецелесообразность участия в общих инициатив IDF, если они не могут быть выполнены в соответствии с законами ЕАЭС и РФ. Интерес у экспертов вызывали в этой области, пожалуй, только материалы в области мировой статистики и экономики развития молочной отрасли. Но для ознакомления с этими материалами не обязательно быть членом IDF, все эти материалы есть в свободном доступе в открытых источниках. Кроме того, участие в мировых молочных саммитах, конференциях, симпозиумах всегда открытое, и любая заинтересованная организация может получить доступ ко всем презентуемым информационным ресурсам.

В части технического регулирования и стандартизации ситуация стала развиваться следующим образом.

Стандарты, в разработке которых принимает участие IDF, это стандарты Кодекс Алиментариус на молочные продукты и стандарты на методы контроля молочной продукции, разрабатываемые ISO (международной организацией по стандартизации).

В обеих этих международных организациях Россия членствует давно и успешно напрямую. К позиции России прислушиваются, делегации федеральных государственных органов (институт питания и Росстандарт) регулярно принимают участие во всех заседаниях Комиссии Кодекс Алиментариус и ISO.

У Молочного Союза России и секретариата ТК 470/МТК 532 всегда есть возможность через государственные органы изложить свою позицию по всем интересуемым проектам стандартов как на молочные продукты, так и на методы их контроля.

Изучая протоколы заседаний Комиссии Кодекс Алиментариус за последние 5 лет, можно отметить, что российские делегации постоянно отстаивают в дискуссиях по проектам международных стандартов Кодекса более строгие требования к пищевой продукции, и к молочной в частности, регламентированные в технических регламентах ЕАЭС. Наше законодательство в части молочной продукции во многом более строгое, чем международные, европейские и американские стандарты. Это, например, касается обнаружения остатков антибиотиков в молоке (у нас более «жесткие» требования по отдельным препаратам); количества разрешенных пищевых добавок в отдельных молочных продуктах (например, в плавленых сырах, кисломолочных продуктах в РФ и ЕАЭС очень ограничен перечень разрешенных добавок по сравнению с аналогичными международными стандартами); состава микрофлоры для классических национальных кисломолочных продуктов (в ЕАЭС и РФ кефир – это национальный продукт, производимый исключительно на кефирных грибках, а по стандарту IDF и Кодекса эти требования не столь строгие, можно сделать его и на закваске молочнокислых микроорганизмов с добавлением дрожжей); состава продуктов детского питания (количество витаминных добавок, сахара и т д, по регламентам ЕАЭС намного строже, чем в международных документах).

Все эти примеры показывают, что по молочной продукции стремление к полнейшей гармонизации со стандартами IDF и Кодекса Алиментариус не всегда хорошо для отечественного потребителя, так как все это будет способствовать потере национальных особенностей продукции и снижению показателей качества и безопасности. Кроме того, экспертами отмечалось, что попытки России высказать свои предложения в проекты стандартов IDF часто не встречали поддержки экспертов, представляющих крупнейшие транснациональные молочные корпорации, представленные в IDF от стран Европы и США.

Это понятно, так как глобализация молочного рынка, идею которой поддерживает IDF, не заинтересована в сохранении национальных традиций, мешающих экономике больших корпораций.

Есть и еще очень немаловажный фактор – международные стандарты ISO и IDF по правилам ЕАЭС и РФ не имеют прямого применения в нашей стране. Мы работаем в РФ в соответствии с ГОСТ, ГОСТ Р, СТБ, СТРК и другим национальным стандартам ЕАЭС. В связи с этим, возникает вопрос – а нужно ли российской молочной отрасли пытаться «идти в ногу» с политикой IDF в молочной стандартизации? Что дают стандарты IDF для развития российской молочной отрасли? Столь ли это важно для нас в данный момент, и не навредит ли это нашему отечественному потребителю молочной продукции?

Так же, справочно,- далеко не все страны с развитой молочной отраслью являются членами IDF.

Одна из самых «молочных» стран ЕАЭС и мира – Республика Беларусь рассматривала вопрос вступления в IDF, но, видимо, не усмотрев большого резона в членстве, а также опасаясь за снижение качества своей продукции в случае, если пришлось бы принимать условия стандартов, разработанных совместно, решила воздержаться от этого шага. Вышла из состава IDF Республика Казахстан, Мексика. Не являются членом IDF и такие страны как Австрия, Португалия, Испания, Венгрия, Словакия и т д.

Обобщив все рассмотренные аргументы, Совет Молочного Союза России не нашел веских оснований в продолжении членства России в IDF и уплате ежегодного немалого взноса из бюджета Союза. Средства, уплачиваемые в качестве членского взноса в IDF, могут быть потрачены более рационально с пользой для отечественной молочной отрасли без ущерба для предприятий.

В настоящее время отношения Молочного союза России и Международной молочной федерации (International dairy federation — IDF) перешли на новый уровень.

Источник: dairyunion.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью