30.11.2017
Источник: The DairyNews
Heumilch. Интервью с Карин Доппельбауэр, Атташе по сельскому хозяйству и окружающей среде, Посольство Австрии в Москве

DN: Расскажите, пожалуйста, об обязанностях атташе по сельскому хозяйству.

К.Д.: Самая главная функция – проложить многоуровневый мост. Не только между Австрией и Россией, но и между двумя культурами, между различными заинтересованными сторонами: производителями, чиновниками, другими участниками процесса. И сейчас мы создаем платформу для общения: собираем и передаем информацию, объединяем все стороны в большую информационную сеть. Это очень интересная и обширная работа и сфера, которые делают каждый день увлекательным.

Коммуникации, установление деловых контактов, составление отчетов, прогнозов, определение возможностей и проблем, понимание системы являются главными аспектами моей работы. Люди на такой позиции должны знать историю, особенности современного уклада,  а также быть способными смотреть в будущее.

DN: Взаимодействуют ли аграрии Вашей страны с российскими сельхозпроизводителями и СМИ? Если да, то, в каких формах это осуществляется?

К.Д.: Насколько мне известно, большого взаимодействия не осуществляется, разве что в единичных случаях есть какая-то персональная связь с Россией.

Сельское хозяйство в Австрии традиционно ведется в основном через маленькие семейные фермы, где люди очень привязаны к своей земле, из поколения в поколение живут в одном месте. Во времена «железного занавеса» люди не могли поверить, что Москва - это всего два с половиной часа на самолете. В сознании многих австрийцев Россия была где-то очень-очень далеко.

Впервые я приехала в Россию еще в 2002 году, студенткой по обмену. Ваша страна всегда меня восхищала своим необычным восточно-западным менталитетом. Но сейчас я еще и вижу, как российские производители начинают вспоминать о традициях, а их продукция возвращается на прилавки магазинов, где раньше было гораздо больше импортных марок. Мне нравится, что сейчас в России многие понимают, что не только деньги управляют бизнесом. Важны еще и люди. Качество человеческих отношений возвращается как ценность в российское общество.

DN: Как Вы полагаете, какой опыт аграриев Вашей страны может быть интересен российским сельхозпроизводителям?

К.Д.: Всегда есть чему друг у друга научиться. И это интересно в контексте того, что исторически производство в Австрии и России очень различается. Какой-то опыт можно позаимствовать. Австрия в 200 раз меньше России, и 70 % площади страны – это горы. У нас все иначе, и когда мы вошли в ЕС в 1995 году, мы столкнулись с высокой конкуренцией со стороны более крупных производителей из других стран Евросоюза. Но иногда трудные ситуации заставляют людей становиться очень изобретательными. И мы сделали акцент на органическом производстве с устойчивым развитием. Мы знаем, что Австрия занимает первое место по органическому производству среди стран ЕС. Более 22% сельхозпроизводителей в нашей стране сертифицированы как производители органической продукции. Когда речь заходит о качестве жизни, качестве производства и высоких ветеринарных стандартах – здесь мы можем поделиться хорошим опытом.

Устойчивое развитие – главный аспект в нашей стране, особенно в молочной промышленности. Генетические разработки прорабатываются тщательно. Главная порода, отличающаяся крепким здоровьем – симментальская, которую так же называют флекфи, хорошо адаптирующася в различных климатических условиях. Симменталы – порода, отличающаяся высокой мясной и молочной производительностью. У симменталов отличные качественные характеристики мяса, высокая фертильность и продолжительность жизни, для данной породы характерна высокая продуктивность молока с хорошими показателями жира и белка.

Другой важный и полезный аспект устойчивого развития – это ряд мер при производстве сельхозпродукции, направленных на сохранение окружающей среды.  Предусмотрено большое количество компенсационных выплат.  

Австрия – страна с очень высоким уровнем жизни, особенно в сельской местности. Поэтому население не бежит в столицу. Одной из причин тому является мелкоструктурированное сельское хозяйство в регионах, которое ведется часто в сочетании с другими видами деятельности, как, например, частный туризм.  

Последнее, но не менее важное традиционное и инновационное обязательство к качественному производству и переработке продуктов включает более высокие ветеринарные стандарты.

У Австрии очень хороший ветеринарный статус. Это означает, что в стране отсутствует целый ряд заболеваний.

На мой взгляд, главной задачей для инновационного и устойчивого развития сельского хозяйства Австрии является высококачественная система сельскохозяйственного образования – от специализированных школ и курсов дополнительного образования до аграрных вузов.  


3 200 000 ТОНН МОЛОКА


DN: Сколько коров насчитывается в хозяйствах вашей страны?

К.Д.: Количество молочных коров в Австрии составляет около 539 000. Как уже упоминалось, австрийское сельское хозяйство состоит из очень маленьких хозяйств, в которых среднее поголовье составляет лишь 17 голов на одно хозяйство. Эти фермы большей частью являются семейными. Поэтому в сравнении с Германией, Францией, Италией – Австрия просто маленький ребенок. Наверное, поэтому австрийские производители не так широко известны за рубежом, но зато мы берем качеством. И поэтому очень рассчитываем на туризм. Ведь туристы не изучают долю рынка или еще что-то. Они просто пробуют и говорят: «О, как вкусно! Отличная еда».

Австрийские производители молока производят 3,2 миллиона тонн молока в год. Средний показатель поставок на предприятие составил 101 000 кг в 2015 году и 106 000 кг в 2016.

22% всех производителей молока являются сертифицированными предприятиями по производству био-продукции. Доля био-молока составляет 17%.

Австрия является страной с преимущественно горной местностью. 75% всех поставок молока в Австрии производятся в горных местностях. На экстенсивных территориях производства производится особенно высококачественный продукт, Heumilch - молоко коров, кормящихся только свежей альпийской травой и цветами, а зимой – сеном и зерновым шротом. На данное молоко приходится 10% от всего производимого сырья в Австрии.

Средняя цена на литр молока составляла в прошлом году 33 цента за литр, + 13% НДС, + 12 центов био-наценки, + 6,5 центов надбавка Heumilch.

DN: Какой формы хозяйства доминируют? Есть ли кооперативы?

К.Д.: Кооперативы играют в Австрии очень важную роль. Причина тому кроется в мелкоструктурированности сельского хозяйства. Молочные заводы большей частью – на 70% - являются кооперативами. Австрийское молочное производство перерабатывает каждый литр молока самостоятельно. Почти 50% молока идет на экспорт, 2/3 из которого экспортируется в страны ЕС, 1/3 сбывается в третьи страны. Важнейшими рынками являются Германия, Италия, Испания, Греция, Словения, Хорватия и Китай.

DN: Кто в вашей стране занимает доминирующее положение: транснациональные компании или отечественные?

К.Д.: Компания Berglandmilch с годовым оборотом 820 миллионов евро является крупнейшим молочным заводом. 1 500 сотрудников заняты переработкой 1,2 млн. литров  сырого молока в год, поставку которого обеспечил 11 461 фермер.

DN: Как Вы оцениваете уровень развития производства молока, какие технологии используются аграриями?

К.Д.: В прошлые годы, особенно после вступления в Евросоюз в 1995 году, многочисленные инвестиции были необходимы, чтобы на большом внутреннем рынке быть конкурентноспособным. Инвестиции значительно увеличились и предприятия с большим количеством ресурсов вырвались вперед. Такие модернизированные предприятия с автоматическими доильными аппаратами и молочными роботами имели в своем распоряжении поголовье 50 коров и полуавтоматические доильные аппараты. Все в жизни относительно: предприятие с поголовьем 50 коров в России классифицируется как мелкое.

С другой стороны, смена структуры после вступления в Евросоюз привела к массивному сокращению предприятий. Если в 1995 году количество производителей молока составляло 82 000 предприятий, то в 2016 году их стало только около 30 000, то есть на 60% меньше. Несмотря на прекращение деятельности предприятий количество производимого молока увеличивается благодаря увеличению эффективности производства ежегодно на 2%.

Отличительной особенностью Австрии являются очень высокие стандарты качества и ветеринарии. Это достигается прежде всего с помощью строгого контроля. 90% всего производимого в Австрии молока производится в контролируемых предприятиях, которые на добровольной основе входят в союзы.

Контроль производственных показателей и членство предоставляют базу для ведения животноводческой деятельности. 90% поставок молока получены от коров, которые находятся под постоянным контролем качественных и производственных показателей. Каждое животное на таких предприятиях проходит контроль от 9 до 11 раз в году. И качество просматривается с самого начала цикла производства, в процессе переработки, до поступления продукта потребителю.

Также наши фермеры сами объединяются, и им Центральное рабочее сообщество племенного скотоводства оказывает поддержку и обеспечивает интенсивное обучение для молодых специалистов-животноводов. В Австрии очень активно развита сеть сельскохозяйственных среднеспециальных образовательных учреждений и вузов.

На сегодняшний день средняя выработка местных контролирумых предприятий составляет 7 200 кг молока на корову. Австрия может гордиться и физическими показателями относительно времени между отелом, которое составляет 394 дня, а также низким показателем количества соматических клеток в молоке.

Программа гарантии качества коров австрийских контролируемых предприятий в прошлом году имела огромный успех. Цель программы- улучшение состояния здоровья животных, обеспечение устойчивого развития и высокого качества продуктов питания. После чего средний показатель соматических клеток снизился с 200.000 в 2012 году на 8% до 185.000 в 2016 году.  


88% РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ


DN: Поддерживает ли государство молочную отрасль? Если да, то каким образом?

К.Д.: Да, производители молока в Австрии поддерживаются государством. Инвестиционная поддержка составляет до 17%  от вложенной в производство суммы. Исключение составляют основные закупки. В дальнейшем государственные денежные средства были перераспределены на реализацию вышеупомянутой программы гарантии качества.

DN: Каковы показатели молочной отрасли в Вашей стране? Как на них повлияло снижение цен на большинство видов продовольствия?

К.Д.: Прошлый год был с точки зрения молочной промышленности очень напряженным. Цены на молоко упали до 30 центов за литр, самая низкая цена – до 28 центов. По нашему мнению, причиной тому было сочетание перепроизводства и ослабленных возможностей сбыта, вызванных введенного Россией эмбарго, а также слабый спрос со стороны Китая. Еще одной проблемой на молочном рынке Австрии является доминирование на рынке трех сетей: Spar, Rewe и Hofer (Aldi), которые занимают 88% рынка продовольствия.

DN: Экспортируете ли вы молочные продукты? Какую долю занимает продукция на экспорт в общем объеме производства? Как формировался экспорт в вашей стране?

К.Д.: В Австрии экспорт молочной продукции составляет 48%. Австрийское молочное производство является первопроходцем в отказе от ГМО в нашей стране, генные разработки реализованы с помощью дополнительных затрат. Отказ от генно-модифицированных продуктов является важнейшим столпом в международной торговле и стратегией качества Австрии. Уже с 2005 года австрийские производители молока отказываются от ГМО. Это преимущество рынка Австрии, играющее огромную роль для экспорта. Австрия является экспортером таких высококачественных продуктов как бергкезе, эмментальский сыр, сортов сыра долгого созревания, высококачественных йогуртовых продуктов.

Раньше в России был простой подход: «С Запада – значит, хорошее». Сейчас потребитель стал более разборчивым. Российские производители тоже понимают, где их сильные и слабые стороны. Те, кто хочет развиваться, обязательно найдут у нас поддержку в тех областях, в которых Австрия считается лидером. И моя задача – найти те аспекты, в которых австрийский опыт может лучше всего помочь России.

DN: Каково потребление молочных продуктов на душу населения? Менялось ли оно за последнее время?

К.Д.: Потребление молока на душу населения составляет примерно 77 кг. Потребление сливок составляет около 8 кг, масла – 5,4 кг, сыра – 21,6 кг. Потребление в последние годы постоянно растет.

DN: Какие существуют тренды в потреблении молочных продуктов: например, спортивное питание или диета для пожилых?

К.Д.: Мы наблюдаем высокую тенденцию по направлению продуктов здорового питания, а именно речь идет о продуктах с низким содержанием сахара, высококачественных сортах сыра, и особенно живых йогуртах, масла, которое пользуется все большей популярностью.

Дискуссии о вреде пальмового масла сегодня положительно влияют на потребление продуктов здорового питания.

Я надеюсь, что тенденция здорового питания не только сохранится, но и усилится, и на этом фоне, конечно, высококачественный молочный продукт всегда будет вызывать большой интерес у населения.

DN: Cпасибо Вам за интервью!

Специально для The DairyNews

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.10.2018

Золотая осень: предварительные итоги АПК

На агропромышленной выставке "Золотая осень" в рамках деловой программы и работы стендов регионов РФ прошло множество деловых и дружественных встреч. The DairyNews пообщалось с представителями отрасли и руководства аграрных ведомств регионов, узнав о предварительных итогах АПК в 2018 году и планах на ближайшие годы.

Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Семимол, ООО
Адрес:  Ростов-На-Дону, ул. Варфоломеева, д. 274/1 
 
Самаров Петр Николаевич, КФХ
Адрес:  Чувашия, Вурнарский район, деревня Большие Яуши 
 
Молпродторг, ООО
Адрес:  Воронежская обл, Новоусманский район, с. Бабяково, ул. Совхозная, д. 2 "Б" офис 2