25.04.2014
Источник: news.iltumen.ru
Регион: Республика Якутия-Саха
В сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) главной отраслью является животноводство. В общей структуре валового производства продукции сельского хозяйства 68% занимает производство продукции животноводства, в том числе производство молока - 33,5%.

Значительная часть населения республики занимается разведением крупного рогатого скота (более 18 тыс. личных подсобных, 2835 крестьянских (фермерских) хозяйств и 91 сельскохозяйственная организация, которые отчитываются перед Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).

Доход от реализации продукции скотоводства занимает значительный вес в структуре доходов сельского населения, следовательно, затрагивает интересы большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.

Сельское население, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, сдающие сырое молоко заготовительным организациям, получают доход из двух источников:

1) от заготовителя молока в виде расчета за сданное молоко по закупочной цене;

2) от государства в виде субсидии на сданное молоко и на поголовье коров.

Что касается второго источника дохода, то ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства на субсидии за сданное молоко. А вот по первому пункту возникает ряд вопросов, из них самый основной и «больной» - определение размера закупочной цены на молоко.

Организация закупа молока

18 лет назад был принят ФЗ №193 от 08.12.1995 «О сельскохозяйственной кооперации». В рамках данного закона мы хотим обсудить и рассмотреть проблему на примере деятельности системы заготовки, переработки и сбыта переработанной молочной продукции.

Проблемы сельского хозяйства издавна волновали не только ученых, но и других представителей интеллигенции. Еще Алексей Кулаковский в 1912 году написал в «Письме якутской интеллигенции»: «Необходимо разработать вопросы о маслоделии, мыловарении, сыроварении, творога и пенки (урумэ). Каждый из этих вопросов имеет громадное значение, и каждый из этих видов сельского хозяйства в состоянии поднять экономическое благосостояние скотоводов. Но маслоделие - дело обоюдоострое: если оно будет в ведении частных лиц, то последние очень скоро могут совершенно закабалить темный народ, скупая передним числом все молоко, так необходимое в домашнем обиходе, как это часто случалось в России и Западной Сибири. Поэтому нужно, чтобы указанные виды хозяйства, в частности, маслоделие, велись на общинных или общественных началах».

В настоящее время эта проблема не потеряла своей актуальности, так как до сих пор проблемы размещения производительных сил, сложной транспортной схемы, сбыта готовой продукции кардинально не решены.

Сегодня в республике пайщик, т.е. сдатчик молока, получает от своего кооператива в среднем 5,6 рубля за килограмм сданного молока. На этом его доходы от кооператива исчерпываются. Положение о получении дополнительного дохода пайщиком со своего кооператива по итогам года от общей реализации конечной продукции практически не реализуется. Мы не будем говорить о кооперативных выплатах, о членских книжках.

Определение размера закупочной цены на молоко

Много говорится о том, что закупочная цена за сдаваемое молоко должна быть как можно выше. А каков минимальный уровень ее размера и кем он определяется?

Минимальный уровень закупочной цены на молоко рассчитывается с учетом получаемого дохода от реализации масла.

Производство масла требует минимальных капитальных вложений, имеет более длительный срок хранения, низкую доходность в пересчете на объем сырья по сравнению с другими видами молочной продукции.

На примере фактических данных 2012 года подсчитаем среднюю реализационную цену и затраты на производство масла. Реализационная цена переработчика (отпускная цена) на масло 286 рублей за 1 кг (дифференцируется по районам). Учитывая, что для производства 1 кг масла необходимо в среднем 23,5 кг молока, получаем среднюю стоимость 1 кг молока в масле - 12,17 рубля, в том числе 8,18 руб. – затраты на переработку (67%), 3,99 руб. – закупочная цена (33%).

Исходя из этих расчетов, пайщики устанавливают минимальную цену на закупаемое кооперативом молоко, которая утверждается решением общего собрания или совета кооператива.

Максимальный уровень закупочной цены рассчитывается с учетом дохода от производства и реализации наравне с маслом цельномолочной продукции.

По итогам работы 8 единых заготовителей в 2012 году произведено 2588 тонн цельномолочной продукции, что в пересчете на молоко составило 8997 тонн. При этом общая производственная себестоимость составила 135,8 млн рублей, выручка от реализации - 175,9 млн, получена прибыль 40 млн рублей.

Общая сумма выручки составила 443,6 млн рублей, в том числе от реализации масла 267,7 млн рублей, от реализации ЦМП, как уже было сказано выше - 175,9 млн рублей.

Общий объем сырья составляет 31425 тонн. По расчетам, если учесть нормативные затраты на производство масла, речь о которых пойдет ниже, максимальная закупочная цена молока составила бы 6,95 руб./кг (443,6/31425-7,16)=6,95 руб.).

На примере деятельности единых заготовителей видна потенциальная возможность повышения закупочной цены при условии увеличения объемов производства цельномолочной продукции. При этом закупочная цена может дифференцироваться по улусам, исходя из различий:

1) в состоянии технической и технологической оснащенности перерабатывающих предприятий;

2) потребительского рынка сбыта и транспортных условий.

В целях стимулирования увеличения объемов производства цельномолочной продукции, соответственно, повышения закупочной цены молока, необходимо установление размера субсидий в виде надбавок к состоявшейся цене закупки на молоко в пределах нормативной себестоимости с учетом нормированной рентабельности.

Каким должен быть объем государственной поддержки на текущий год?

В условиях Якутии государственная поддержка развития сельского хозяйства является опорой традиционного источника дохода сельского жителя и использования исконных (коренных) способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.

Однако выделяемый объем финансовых средств из республиканского бюджета, направляемый на компенсацию части затрат на производство продукции сельского хозяйства, с экономической точки зрения недостаточно обоснован.

Объем государственной поддержки должен определяться, как разница между нормативной себестоимостью (расхода) и расчетной выручкой. При этом общая сумма дохода должна обеспечить нормативную рентабельность производства:

Объем государственной поддержки = Себестоимость + прибыль – выручка от реализации;

Или же:

Себестоимость + прибыль – выручка от реализации - объем государственной поддержки = 0 .

Если получим показатель больше 0, то это означает, что доходы отрасли не покрывают нормативных затрат и т.д.

Нормативная себестоимость молока должна обеспечивать полноценное, сбалансированное кормление по зоотехнической норме кормления скота с учетом продуктивности, нормативных трудовых и материальных расходов (на основании научно-обоснованных норм обслуживания скота по принятой технологии производства).

Несомненно, нормативная себестоимость (расход) должна обеспечивать уровень заработной платы, учитывающей квалификацию специалиста с учетом минимальной оплаты труда, утвержденной тарифным соглашением, и выполненный объем работ, нормативные расходы материальных ресурсов, затраченные на производство продукции при определенной технологии производства.

Министерством рассчитана и утверждена примерная нормативная себестоимость производства молока. В центральной и западной группах улусов она равняется в среднем 43 руб./кг. Удой на 1 корову при этом составляет 2050 кг молока.

Заработная плата при расчете нормативной себестоимости принята на уровне 75% от среднего уровня заработной платы в республике (с учетом тарифного соглашения, среднемесячная заработная плата дояра составила 35456 рублей.)

Материальные затраты рассчитаны на основании методики расчета нормативной себестоимости продукции скотоводства, разработанной и утвержденной ГНУ ЯНИИСХ и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).

Размер прибыли рассчитан на основании Соглашения № 2794/17 от 20.12.12г между Правительством республики и Минсельхозом РФ до 2020 года, где норма рентабельности определена на уровне 6,3% от общих расходов. Нормативная себестоимость молока с учетом нормативной рентабельности составила 45,70 рубля (43*1,063).

Расчетная выручка определяется, исходя из нормативной (плановой) продуктивности за вычетом расхода молока на внутрихозяйственные нужды (выпойка телятам, личное потребление). Объем товарного молока (объем реализации) доводится с учетом задания на производство масла сливочного и ЦМП по жиробалансу.

Для определения минимального уровня закупочной цены молока в 2014 году произведен расчет нормативной себестоимости производства масла, которая составила 286 рублей за 1 кг масла животного, или 12,11 рубля за 1 кг сырья, в том числе:

- затраты по переработке составили 7,16 руб;

- стоимость сырья - 4,95 рубля.

При реализации масла по цене 400 рублей/кг стоимость 1 кг сырья (молока) составит 17,02 руб/кг. Соответственно, при затратах на переработку масла 7,16 руб/кг минимальная закупочная цена 1 кг сырья (молока) составит 9,86 руб.

Таким образом, принимая за базовый уровень существующий объем государственной поддержки и используя рассчитанные выше показатели, получим значение 11,68 руб., т.е. непокрытая часть себестоимости составит 11,68 руб./кг (45,70 руб./кг-34,02 руб./кг).

45,70 – 24,16 - 9,86 = 11,68 руб./кг, где 45,70 руб./кг - нормативная себестоимость производства молока с учетом рентабельности.

Доход от реализации молока с учетом государственной поддержки составит 34,02 руб./кг (19,29+4,87+9,86), в том числе:

- действующая сегодня государственная поддержка производства молока - 24,16 руб./кг (19,29+4,87);

- минимальная закупочная цена - 9,86 руб./кг.

Рекомендуется возмещение непокрытой части себестоимости:

- 50% (5,84 руб./кг) за счет повышения закупочной цены;

- 50% (5,84 руб./кг) - за счет повышения ставки субсидии на молоко.

В таком случае максимальная закупочная цена, обеспечивающая рентабельность производства молока составит 15,7 руб./кг (9,86 руб./кг+5,84 руб./кг).

А дополнительная субсидия в размере 5,84руб/кг будет выплачиваться в случае повышения минимальной закупочной цены от 9,86 руб./кг.

Вывод: при минимальной закупочной цене на молоко 9,86 руб/кг государственная поддержка составляет 2,45 руб/кг на 1 рубль заготовленного молока. (Объем предусмотренных государственных средств 24,16 руб/кг/минимальную закупочную цену 9,86 руб/кг).

Стимулирование за повышение минимальной закупочной цены производится в соотношении 1:1 (5,84руб/кг.руб/5,84 руб.кг).

Например, на 2014 год СППК “Амма” установлена закупочная цена на молоко в размере 12,86 руб./кг, или на 3 рубля выше, чем минимальная закупочная цена. Следовательно, за повышение закупочной цены на молоко дополнительно будет выделено субсидии на 3 рубля/кг (3*1).

Предложенная методика расчета объема государственной поддержки предполагает стимулирование заготовителей молока на повышение закупочной цены, что обеспечит повышение уровня дохода от производства молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Итоги размышлений

В 2014 году в бюджете предусмотрено средств на заготовку 57300 тонн молока на сумму 1105,3 млн. рублей (57300*19,29 руб.) или товарность составила 33,4%. На сегодняшний день предусмотрено в бюджете 19,29 руб./кг за сданное молоко, 4,87 рубля за молоко в расчете на поголовье (10 тыс. рублей на маточное поголовье с продуктивностью 2050 кг).

Непокрытая часть государственной поддержки с учетом максимальной закупочной цены (при нормативных затратах по производству молока и переработке молочной продукции) на молоко составляет 5,84 руб./кг (45,7 руб. – 15,7 руб.-19,29 руб.-4,87руб.)

Общая потребность в государственной поддержке при заготовке 74000 тонн молока составит 2220 млн. рублей (45,7-15,7=30 руб.*74000тн). Из них предусмотрено в бюджете 2014 года всего 1465 млн. рублей, в том числе на молоко 1105 млн. рублей (19,29*57300) и на поголовье 360 млн. рублей (4,87руб*74000тн.)

Общий дефицит бюджетных средств составит 754 млн. рублей, в том числе:

- за счет увеличения объема заготовки с 57300 тонн до 74000 тонн- 322 млн. руб. (74000-57300*19,29);

- за счет разницы нормативной себестоимости и закупочной цены, ставки субсидии на молоко и поголовье - 432 млн. рублей (45,7-15,7-19,29-4,87=5,84*74000).

Условия рынка требуют не только самоокупаемости при производстве сельскохозяйственной продукции, но и рентабельного ведения производства. Только тогда в сельском хозяйстве будет обеспечен достойный уровень заработной платы, соответственно, будет обеспечена занятость населения. Рентабельное ведение производства позволит сельскохозяйственному товаропроизводителю расширить производство, обновить изношенную материально-техническую и производственную базу, усовершенствовать технологию производства, повысить уровень товарного производства.

В связи с этим предлагаем предусмотреть дополнительные средства на производство молока на сумму 754 млн. рублей.

Предложения

- В целях стимулирования повышения закупочной цены, обеспечения окупаемости издержек на производство молока установить с 01.06. 2014 года норматив государственной поддержки на 1рубль закупочной цены 2 рубля 50 копеек субсидии - на возмещение затрат без ограничения объёма заготовки с условием безубыточной деятельности заготовки (до 2012 года при закупочной цене 2,50 руб./кг, субсидия составляла 20,92 руб./кг (17,50+3,42), т.е. на рубль заготовки 8,3 рубля господдержки, а в прошлом, 2013 году, соответственно на рубль заготовки 3,46 (24,16/6,95).

- Отменить субсидии на возмещение части затрат по содержанию коров

организованных хозяйств (на голову) и прекратить субсидированные заготовки молока от личных подсобных хозяйств с 01.01.2015 года.

- Предусмотреть законом, что при условии установления максимального уровня закупочной цены молока заготовителем, государство возместит затраты на сырье до уровня нормативной себестоимости производства молока с учетом рентабельности.

Ожидаемый результат

Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить гарантированную достойную заработную плату производителям сельскохозяйственного сырья, сохранить и в перспективе наращивать поголовье КРС, повысить уровень занятости сельского населения, включая молодежь.

Председатель ЯРО АПР

Н. Н. ПОПОВ.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20