27.10.2017
Источник: The DairyNews
Регион: Россия

С 11 по 13 октября в Подмосковье прошел организованный компанией «Хр.Хансен» Всероссийский семинар «Кисломолочные продукты и сыроделие: перспективы, вопросы и решения». В рамках мероприятия Наталья Тютикова, специалист по маркетингу и бизнес-анализу компании «Хр.Хансен», рассказала о исследовательском проекте «2025» компании Chr.Hansen. Цель проекта – выявить, что ждет глобальный рынок продуктов питания в ближайшие 10 лет. Эксперта слушал корреспондент The DairyNews.

В ходе семинара интересной темой стали глобальные тенденции на рынке продуктов питания и ключевые тренды 2017 года. Свое выступление эксперт компании Наталья Тютикова начала с цитаты основателя крупной пищевой компании, который отметил, что до кризиса бизнес продуктов питания и напитков был предсказуемым и высокомаржинальным. Однако с наступлением финансового кризиса грянул и кризис потребления. «Мы видели признаки перемен, но просто не верили им. Мы только сейчас начинаем понимать, что у потребителей другие убеждения, нежели те, что мы предполагали. Исследования могут свидетельствовать о том, что с продуктами все в порядке, но не факт, что потребитель считает также».

Наталья Тютикова отметила, что такие крупные производители ингредиентов, как Chr.Hansen, все чаще и активнее инициируют изучение запросов конечных потребителей. В связи с этим впервые за свою историю компания Chr.Hansen совместно с консалтинговой компанией «ReD Associates» инициировала исследование, чтобы выяснить, что ждет глобальный рынок продуктов питания в ближайшие 10 лет. Исследование проводилось в Европе, США и Китае – рынки этих стран считаются наиболее показательными в плане зарождения и развития рыночных трендов и потребительских предпочтений. Помимо общения с экспертами отрасли, представителями производства и ритейла были организованы «потребительские погружения» - в рамках таких погружений исследователи вместе с потребителями проводили весь активный период суток, чтобы понять продуктовые привычки и предпочтения.

Как отмечают исследователи, рынок продуктов питания меняется, и если раньше цена отражала качество, то сейчас потребитель хочет получать высокое качество по адекватной цене. Также большое значение сейчас приобретает состав продукта, поэтому потребитель хочет понимать и знать каждое из наименований, указанных на этикетке.

Исследование выявило 5 глобальных потребительских трендов, которые будут определять мир продуктов питания в ближайшее десятилетие: вкус, безопасность, аутентичность, удобство и польза. Продукты, которые максимально отвечают этим параметрам, рассматриваются как премиальные, и за них потребители готовы платить больше.

«Согласно исследованию Nielsen, 80% российских покупателей хотят видеть на полках больше 100% натуральных продуктов без ароматизаторов, красителей и ГМО », - отметила Наталья Тютикова. Отдельно исследователи выделяют поколение миллениалов, возрастная группа, родившихся с 1980 по 2000гг. Исследования показали, что если сейчас данная группа составляет всего 14% населения, то через 10 лет эта цифра вырастет до 27%, поэтому стоит ориентироваться именно на их предпочтения. Представители данной группы уделяют особое внимание себе и своему здоровью и готовы платить больше за здоровое питание.

Интересные данные привела эксперт и о ведущих ритейлера РФ, среди которых «Дикси», «Магнит», «Х5», «ОКЕЙ» и «Лента».  Самый большой рост магазинов с 2013-2016 год показала торговая сеть «Магнит». В своем интервью Telegram-каналу Rusbase Вячеслав Семечук, совладелец сети, отметил, что их сеть уже более трех лет открывает 3-4 магазина каждый день, что говорит о востребованности эконом-сегмента: «Что касается потребительской корзины, средний чек упал в сравнении с 2016 годом. Учитывая инфляцию, он должен был вырасти. Но пока не будет расти зарплата, люди будут выбирать более дешевые продукты», - прокомментировал нынешнюю ситуацию на российском рынке продуктов питания Вячеслав Семечук.

По данным консалтинговой компании New Nutrition Business, ключевыми трендами 2017 года стали: здоровье кишечника, натуральная функциональность, «спортификация», персонализация, раздражение, протеин, снекификация, «больше жира, меньше сахара», хорошие/плохие углеводы и премиумизация.

Лидер среди ключевых трендов 2017 года - натуральная функциональность, которая заключается в том, что потребитель сегодня хочет, чтобы продукт был натуральным и полезным. Однако, называть продукт натуральным некоторые маркетологи не советуют. «Дело в том, что несколько лет назад на этикетках очень многих продуктов было написано «натуральный», а в составе, тем не менее, присутствовало множество консервантов и химических ингредиентов. Таким образом, на данный момент в восприятии потребителей есть некая дискредитация слова «натуральность»», - подчеркнула Наталья Тютикова.

Говоря о таком тренде, как здоровье кишечника, Наталья Тютикова отметила, что он становится все более популярным среди потребителей, в особенности в Европе. Как следствие, идет рост интереса к безлактозным и пробиотическим продуктам, что говорит о том, что большой сегмент потребителей мотивирован на покупку продуктов, обеспечивающих нормальное пищеварение и здоровье желудочно-кишечного тракта.

В качестве относительно нового тренда Наталья Тютикова выделила «спортификацию». Она рассказала, что, по мнению исследователей, любой продукт может отвечать данному тренду, если ему присущи: индивидуальная упаковка, связь с активным образом жизни, персона из мира спорта как лицо бренда, промо на спортивных мероприятиях, и если продукт является источником энергии или протеина. «Если раньше спортивное питание мы связывали только с профессиональными спортсменами и бодибилдерами, то сейчас ситуация изменилась. На сегодняшний день тема спорта в питание представляет собой доступную, широкую линейку для любой возрастной группы», - отметила Наталья Тютикова.

Она также рассказала о таком тренде последних лет, как фрагментация. Фрагментация как деление рынка на группы в зависимости от того, какой запрос потребитель предъявляет к продуктам питания, все больше набирает обороты. Если в 2003 году, запросы потребителей были относительно немногочисленными и ограничивались, например, отказом от молока, глютена, жира и лактозы, то в 2016 году рынок стал намного более фрагментирован - потребитель все больше и больше предъявляет требований к продуктам питания. «Все это говорит о том, что процесс создания и продвижения продуктов питания стал более сложным», - резюмировала Наталья Тютикова. Она также добавила, что в силу развития тренда персонализации, все больше потребителей живет, придерживаясь установки «Я уникален», и каждый стремится получить индивидуальный подход. Примером развития тренда послужила американская компания Campbell, которая вложила 32 млн $, чтобы развить программу персонализированного питания. Данная программа питания разрабатывается на информации о геноме и анализа крови конкретного потребителя и предлагает рекомендации по питанию, доставку продуктов, анализ изменений в самочувствии, консультации со специалистами, пользовательские мобильные приложения.

По словам Натальи Тютиковой, одним из самых актуальных трендов 2017 года выступит высокая востребованность снеков. Согласно последним маркетинговым исследованиям, снеком может быть любой продукт, для снека подходит любое время суток, снеки должны быть полезны и питательны, как и обычный прием пищи. Особенно популярными становятся сырные снеки, причем как для взрослых, так и для детей. «Вместе с молочным жиром произошла полная реабилитация сыров – теперь они рассматриваются как один из самых полезных источников полезного молочного жира и кальция, - отметила она. Наталья Тютикова также добавила, что, как правило, в качестве снеков используются твердые или полутвердые сыры в сочетании с орехами, сухофруктами, другими источниками протеина. В Европе и Америке такие комбинированные снеки давно снискали популярность, но у в России пока ни один из производителей сыров не решился представить на рынок сырный снек. Поэтому здесь есть претворить свои идеи.

Конечно, для российского рынка, в силу сложившейся экономической ситуации, актуальны другие задачи. Но, как показывает практика, через некоторое, довольно непродолжительное время, мы видим реализацию общих трендов и на нашем рынке. И в конечном итоге выигрывает тот производитель, который, успешно решая актуальные задачи сегодняшнего дня, думает о ближайшей перспективе, отметила Наталья Тютикова.

С презентацией, посвященной данной теме, можно ознакомиться здесь.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.06.2018

Куда ведет аграриев повышение НДС

Стало известно, что Правительство РФ выступило с предложением об увеличении базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Вопреки тому, что такая мера обещает ощутимое пополнение бюджета страны, аналитики скупы на позитивные прогнозы. Ожидается, что повышение НДС ускорит инфляцию и больно «ударит» по автопрому и строительству. Чего ждать аграриям? Аналитики The DairyNews спросили участников молочного рынка.
Равис - Птицефабрика Сосновская, ООО
Адрес:  Челябинская обл, Сосновский район, пос. Рощино 
 
Кушнарев Евгений Николаевич, ИП глава КФХ
Адрес:  Приморский край, Чугуевский район, с. Цветковка 
 
Ланкон, ООО
Адрес:  Московская обл, Волоколамский район, г. Волоколамск, ул. Горвал, д. 5 
 
Снегирев Михаил, ИП глава КФХ
Адрес:  Тюменская область, Викуловский район, с.Поддубровное