Глобальная слежка. Интервью с Gerard Mac Carthy, директором Enterprise Ireland, главой коммерческого отдела стран России и СНГ посольства Ирландии

Источник: The DairyNews
27 лет назад ирландец Gerard Mac Carthy приехал в Россию. Как складывалась его карьера,как он пришел в сельское хозяйство и чем занимается организация Enterprise Ireland читайте в интервью The DairyNews.
Глобальная слежка. Интервью с Gerard Mac Carthy, директором Enterprise Ireland, главой коммерческого отдела стран России и СНГ посольства Ирландии

DN: Какая миссия у Enterprise Ireland?

GM: Enterprise Ireland в России - это государственное агентство, но во многом мы похожи на коммерческую организацию. Наша цель - это достижение конкретных  результатов: способствовать экспорту товаров и услуг ряда ирландских компаний в Россию, которые могут предложить решения для непростых актуальных задач российской экономики по мере развития ее инфраструктуры.

Также мы являемся одним из крупнейших инвесторов в проекты на их разных стадиях. Мы тесно работаем с российскими фондами и компаниями, в частности со стартапами для развития их потенциала в глобальных масштабах.

Мы давно поддерживаем сектор высоких технологий в России, потому что здесь сосредоточено большое количество очень перспективных стартапов и Hi-tech компаний, которые не знают, как выйти на мировой рынок. У нас есть ряд программ, которые поддерживают такие компании инвестициями, а также предлагают другие виды поддержки, возможно более важные, например, менторские советы. Человеческий вклад дороже денег, нам интересно вникать в идею, которая лежит в основе каждой компании!

Для ирландских компаний (прим. ред.- это и «родные» ирландские компании, и те компании, которые зарегистрировали юридическое лицо и IP в Ирландии и живут там) есть ряд критериев, которым обычно необходимо соответствовать, чтобы стать «клиентом» Enterprise Ireland: у них должно быть больше 10 сотрудников, оборот должен быть более миллиона евро в год. Такие компании имеют полное право получить нашу поддержку в Москве и еще в 33-х офисах по всему миру. Офис Enterprise Ireland в Москве отвечает за Россию и страны СНГ. 

Население Ирландии составляет 4,6 млн. человек, это очень маленький рынок, поэтому любая компания стратегически стремится к экспорту. Для этого у Enterprise Ireland и есть еще 33 международных офиса. Такой широкий охват помогает компаниям достичь мирового рынка.

В связи с падением цен на нефть и, соответственно, курса рубля, начиная с 2014 года, любой импортный товар стал практически в полтора – два раза дороже, поэтому очень сильно сократился экспорт из Ирландии в Россию: в 2015 году экспорт упал на 55% по сравнению с 2014 годом, который был рекордным. В 2016 году падение экспорта значительно снизилось, падение составило 3-4%. Такой низкий показатель стал результатом не только изменения курса валюты, но также результатом введения ответных санкций со стороны России, которые очень сильно ударили по агропромышленному сектору.

До введения эмбарго было много компаний, которые хотели работать в России, но в конечном итоге смогли зайти и остаться только те, кто предлагал уникальные и инновационные решения. 

Получается, Enterprise Ireland с одной стороны работает, чтобы поддерживать компании, которые приезжают в Россию, а с другой, осуществляет поиск компаний, которые хотят открыть для себя мировой рынок и улучшить свою продукцию, чтобы выйти на российский рынок.

DN: Можете привести пример таких стартапов?

GM: Самая успешная российская компания, у которой головной офис в Ирландии, называется «Инналабс». Она создана 3,5 года назад. У компании был прототип будущего продукта – украинский гироскоп (прим. ред.- навигационный прибор), который был в несимпатичном нелепом большом ящике. Инвестор, который приобрел интеллектуальную собственность на это изобретение, показал его специалистами в Ирландии – это были инженеры, которые раньше работали на заводе «Делл», «Интел», «Люсерн» и др. Они попросили отдать им гироскоп на пару недель и спустя некоторое время предоставили маленькую блестяшую коробочку и прибор с улучшенными функциями. Они посоветовали инвестору обратиться к нам. Он не очень хотел – мол, «а что я могу получить от государственного агентства, кроме проблем и замедления процесса?». В итоге, Enterprise Ireland предоставило ему не только 1000 метров под производство, но также и полную поддержку в налаживании связей, визовую поддержку и около 1,5 млн. евро инвестиций и грантов с 2013 г. 

Сейчас у компании высокий оборот производства – несколько десятков миллионов евро в год. В компании более 50 сотрудников. Всем хорошо. Учредитель компании сейчас в России уже занимается другими новыми проектами, зная, что первый совместный опыт был очень успешным. Чем больше будет таких гибридных проектов, которые позволяют нам совместить глубокую научную инновационную базу с накопленным опытом в коммерциализации и выходом на мировой рынок, тем лучше для наших стран.

Что касается российских стартапов, то мы начали их продвигать только в феврале 2015 года. Казалось, что очень много российских разработок были на уровне нанотехнологий и сложных космических алгоритмов – точно не приложение для интернет-знакомств, хотя было бы весьма интересно посмотреть на результаты применения таких подходов! Люди сначала не понимали, думали, что это что-то из области фантастики. 

У нас есть несколько программ. Первая – это инвестиции в проекты стадии ‘pre-seed’ (прим.ред.- период от возникновения идеи до запуска проекта в эксплуатацию или продукта в производство), 50 тысяч евро. Вторая – инвестиции в проекты стадии 'seed' (прим. ред.- стадия изучения рынка, составления и реализации технического задания, составления бизнес-плана, тестирование созданного проекта или продукта, подготовка к запуску проекта, переговоры с первыми потенциальными клиентами) от 250 до 500 тысяч евро. В каждом раунде поиска компаний теперь около трети всех международных заявок приходят из СНГ и России. Около 40-50% проектов, которые в итоге получают инвестиции – это также проекты из России и СНГ. По итогам 2016 года, 11 компаний стадии 'pre-seed’ получили 50 тысяч евро инвестиций от Enterprise Ireland. Более трех миллионов евро вложено в 3 проекта стадии ‘seed’. И это все государственные деньги Ирландии.

Самая молодая компания разрабатывает продукт Countbox для торговой сферы, считают количество покупателей, находящихся в магазине. Они могут понять, в какой именно магазин зашел человек, в какое время суток и что он до этого покупал.

DN: Получается, что за потребителем активно следят. Могут ли такие технологии быть применимы у нас в России? Не испугает ли это русских? 

GM: Countbox – это виртуальный счетчик покупателей, он не вмешивается в личное пространство человека.  В России такая технология уже работает.

«Следят» – звучит довольно провокационно. Думаю, что учитывая количество информации, которая уже находится в свободном пользовании, и которую мы сами добровольно загружаем и дарим каждый день, поздно пугаться таких технологий. 

Везде и во всем следят глубоко и интенсивно. В наши дни, если ты чихнешь, то об этом мгновенно узнают ряд организации – и коммерческие, и государственные – даже если об этом не сделали пост в Fb, вК или Instagram.  Многие организации знают не только, когда ты чихнул, а знают когда ты только собираешься чихнуть, даже раньше, чем начал чесаться нос. Еще хуже то, что они могут предсказать вероятность твоего чиха, из-за чего ты чихаешь, где, и с кем, причем значительно раньше этого события, еще раньше тебя. Но об этом тебе никто никогда не сообщит, этот момент просто зафиксируют на каком-то сервере, где-то глубоко под землей, на каком-то ЦОД (прим. ред.- центр хранения и обработки данных) до того момента, пока эта информация не станет кому-то выгодной 

Должно ли это нас пугать? На локальном уровне, это не должно пугать, но может раздражать. На уровне международных корпораций и государств – это пугает однозначно.

Что делать? Сейчас мы видим тенденции развития систем кибер-безопасности и страхования. Человек может заблокировать информацию о своих банковских данных, своем местонахождении, своих передвижениях. Очень много корпоративных клиентов и правительств ищут защиту от кибератак и тратят на это огромные бюджеты.  Скоро это станет мегабизнесом для частных лиц. Лично я боюсь, что уже поздно – мы уже сами собственными руками выпустили зверушек из зоопарка.

DN: По мнению Forbes, Ирландия является лучшей страной для ведения бизнеса. Какими фактами обосновано данное утверждение?

GM: Есть десять основных пунктов - отличная деловая инфраструктура; корпоративный налог в размере 12,5%; грамотная юридическая система с крепкой защитой интеллектуальной собственности; английский язык; идеальное географическое положение между Европой и Америкой; количество молодых и образованных потенциальных сотрудников и так далее. Еще один не маловажный плюс – это положительный ‘lifestyle’.

DN: Какие сектора экономики в Ирландии обеспечивают наибольший рост?

GM: Ирландия, которая раньше считалась только страной колхозников, теперь стала еще и королевством технологий, в том числе и в агропромышленном секторе. 

Ирландия училась кормить не только себя. Возможно, пафосно звучит, но примером тому великий голод в 1845-1847 годах, из-за которого население сократилось с 8 млн. до 5 млн. Теперь, согласно статистике, мы можем кормить мясной и молочной продукцией почти в 10 раз больше, чем население Ирландии. У нас очень высокий уровень технологий, генетики, геномики, высокие показатели содержания крупного рогатого скота, что позволяет производить и экспортировать продовольственных товаров на сумму около 11 млрд. евро в год – это 2500 евро на душу населения.

DN: По каким направлениям Вы выбираете проекты?

GM: У нас есть специальный межправительственный комитет Ирландия-Россия, где мы 6 лет назад выбрали наиболее перспективные направления: агропромышленный сектор, авиация, образование, высокие технологии, энергетика. Этими направлениями мы занимаемся вместе с ирландскими компаниями, посольствами, министерствами и российскими партнерами.

DN: Какое из этих направлений дает наибольший толчок для развития?

GM: Агропромышленный сектор очень перспективный, особенно в области генетики и геномики. 

Также авиация. В глазах представителей российской авиации Ирландия находится среди лидеров. Частично это результат исторических взаимоотношений, поскольку основные российские игроки помнят время, когда аэропорт Шэннон был базой дозаправки и технического обслуживания рейсов Аэрофлота на Кубу, в США и Латинскую Америку. Каждый десятый российский самолет зарегистрирован в Ирландии, многие компании имеют долгосрочные контракты на обслуживание двигателей, онлайн продажу билетов. Более того, Ирландские компании предлагают развлекательные программы во время полетов. 

Сегодня все секторы важны, и необходимы совместные проекты, в которых лучшие умы России и Ирландии могут объединиться. Естественно, высокие технологии учитывают обмен интеллектуальной собственностью и способствуют созданию совместных проектов с высоким уровнем академических и технологических знаний. 

DN: Как организовано сотрудничество между бизнесом и наукой в Ирландии?

GM: Есть два агентства, которые этим занимаются – Enterprise Ireland и Science Foundation Ireland. Одно больше для поддержки и развития академической исследовательской деятельности, но с конкретной целью – выйти на бизнес. Есть много инкубаторов и акселераторов на базе университетов, которые объединяются на микроуровне, с целью прийти в большое агентство, которое отполирует сырые идеи и поможет монетизировать бизнес. В позапрошлом году в Ирландии было создано 12 научных бизнес-центров и вложено около 200 млн. евро. Это смесь государственных и частных денег. Одно из агентств дает 60% средств в качестве гранта или предоставляет налоговые льготы.

DN: Какие компании, занятые в АПК, пришли в Россию и стали успешными?

GM: Первая компания - это Kerry Foods. Это очень крупная ирландская компания, которая занимается ингредиентами. У них свой испытательный и исследовательский центр в России. Они неплохо себя здесь чувствуют, хотя кризис последних лет с одной стороны мешал, а с другой – стимулировал к развитию бизнеса в России. 

Вторая компания – Hermitage Pedigree Pigs. Это наши звезды, которые занимаются свиноводством и возят в Россию семенной материал. Они успели до эмбарго ввезти партию свиней и создали предприятия в Вологодской и в Воронежской областях. Сейчас у них все очень хорошо: высокий уровень генетики и генетических исследований.

Третья компания – это DairyMaster, которая в плане пиара и рекламы ведет себя весьма скромно, но они общаются с региональными министерствами и у них хорошие как личные контакты с потенциальными клиентами, так и контакты, налаженные через дистрибьюторов.

DN: Есть ли сейчас ирландские компании, которые в ближайшее время планируют выйти на российский рынок?

GM: После повышения курса валюты, Enterprise Ireland советовал всем: если у вас нет конкретного покупателя, то нужно ждать более благоприятных экономических условий, но при этом постоянно приезжать в Россию и общаться. Новых крупных компаний, которые приезжают сюда и стоят в очереди, нет. Может быть, потому что до кризиса и санкций перспективные компании успели выйти на российский рынок. 

В ближайшие 3-4 года инвестиций из Ирландии в Россию, скорее всего, не будет. Хотя есть цифры, которые Министерство экономического развития дает нам: Ирландия находится на 7-8 месте по инвестициям в Россию. Это другие вложения, не связанные с  конкретными производствами.

Недавно я был в Ирландии и получил приглашение на лекцию, посвященную рейдерству в России. Мне стало дико неудобно и страшно, т.к. подобные мероприятия усугубляют и подстегивают негативное отношение к России. Нам это мешает. Пока идет негативная информация в СМИ, даже самую стратегически правильную компанию будет сложно привлечь к сотрудничеству с Россией.

DN: Какие еще страны рассматривают ирландские инвесторы?

GM: В течение многих лет знания в сельском хозяйстве было немодно экспортировать. Ирландия продолжает модернизировать собственную инфраструктуру в агросекторе, развивать инновации и полученные результаты исследований. Результатом является экспорт молочной и мясной продукции.

В России за последние 20-30 лет опытные фермеры перешли в более рентабельные сектора, население переезжает из сельской местности в города. Важным шагом сейчас является модернизация базы знаний в агросекторе, особенно в контексте санкций и импортозамещения. В 21 веке для развития сельского хозяйства и повышения производительности, главную роль играют не машины и технологии, а человек, который знает, как и чем живет его хозяйство, как ухаживать за животными и выращивать урожай. Ирландцы готовы делиться знаниями, развивать партнерские отношения, основанные на понимании задач и проблем. В Ирландии даже созданы специальные агентства с полной поддержкой ряда министерств SFSI (Sustainable Food Systems Ireland). Его задача – продвигать знания на мировые рынки: в Среднюю Азию, Южную Америку, Африку, а также и в Россию. Для достижения результатов и получения высокой производительности, сегодня нужны компетентные и надежные люди.

DN: Джерард, Вы в России уже 27 лет. Что существенно поменялось за это время?

GM: Когда я приехал, купить было абсолютно нечего. Магазинов и самой концепции торговли не было. Люди общались только дома, не было так много кафе и ресторанов, были очереди за гуманитарной помощью. Сейчас, даже учитывая санкции и импортозамещение, изобилие всего. Появились российские производства самых разных направлений. 

Внешне в городах все изменилось. Что не поменялось, так это разговоры людей, поводы для переживаний. Сейчас обсуждается кто что смотрел по телевизору, чувствуется материальная интоксикация. То же самое происходит и в Ирландии, люди там также озабочены своим материальным благополучием.

DN: В Россию Вас приехали сами?

GM: После окончания учеба в Ирландии мои друзья приехали в Питер снимать документальный фильм. Они пригласили меня, потому что в университете я снимал достаточно много. Как раз в то время я путешествовал по Европе.

Тогда у молодежи начались разговоры– как нам быть и кем быть дальше. Это был период перестройки, распад СССР – время тектонических политических и социальных перемен, это сильно ощущалось, хотя я не говорил ни слова по-русски. Атмосфера изменений была наэлектризована и в чем-то страшна. Никто не знал, что будет завтра. Это был очень сложный, но очень интересный период. Не для всех – многие не успели адаптироваться, вынуждены были уехать. Мне было проще, потому что у меня на руках был европейский паспорт, я мог уехать в любой момент. Но я даже не думал об этом. 

DN: Почему Вы решили остаться?

GM: Я был молод и неопытен, но необходимые базовые знания у меня были. В то время никто не говорил о брендинге, пиаре, фирменном стиле и т. п. Даже особо о менеджменте речь не шла – надо было быстро двигаться вперед. В этом движении я начал заниматься сначала кино, потом рекламой, затем инвестициями. Начались один за другим проекты, крупные «шаттлы». Так получилось, что шесть лет назад в пик ирландского кризиса освободилось место в посольстве, и меня пригласили туда служить.

DN: Ваш опыт, человека, приехавшего в Россию из Ирландии, можно назвать успешным. Вы приехали 27 лет назад и сделали потрясающую карьеру.

GM: Если смотреть ретроспективно, то можно подумать, что все делалось специально. Сам бы я не назвал свою карьеру потрясающей. Я хорошо реагирую на обстоятельства и достаточно любопытный – люблю новые вызовы, преодолевать препятствия. У меня никогда не было плана. Если бы мне 10 лет назад сказали, что я буду возглавлять Коммерческий отдел Посольства в Москве, я бы не поверил.

Но теперь это моя основная работа, в которую я верю. Мы укрепили наши взаимоотношения с Россией, пережили два очень тяжелых года, и постоянно находим новые темы для партнерства. Сегодня, на мой взгляд, в России очень много возможностей для развития бизнеса. Стало в чем-то сложнее, но перспективы не уменьшились, тем более для тех, кто любит новые вызовы и преодолевать препятствия!


ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ «НЕДЕЛЯ ИРЛАНДИИ НА THE DAIRYNEWS»
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью