Гендиректор "Киприно" Денис Зюзин рассказал, с чего начинался его бизнес

Источник: altapress.ru
28 апреля прошла очередная встреча в рамках проекта "Школа успеха". Ее героем стал генеральный директор группы компаний "Киприно", президент Союза сыроделов Алтайского края Денис Зюзин. Больше двух часов он рассказывал молодым предпринимателям, с чего начинался его бизнес, как он пришел из торговли в производство и какой сыр был самым вкусным в его жизни.
Гендиректор "Киприно" Денис Зюзин рассказал, с чего начинался его бизнес
— Для начала расскажу немного о себе. Я родился в 1963 году в Магаданской области. Высшее образование получил в Магаданском политехническом институте по специальности "Геологоразведка". Учитывая, что женился я рано, надо было после армии искать работу, которая бы позволяла кормить семью. Поэтому я выбрал простую, но достаточно денежную профессию строителя. Отработав три года в строительстве, я решил заняться предпринимательством. Это был 1986 год, самое начало перестройки. С 1987 по 1995 год я развивал свой бизнес, в основном связанный с торговлей. Это были разные форматы, по началу совсем мелкие. Но за три года я и мои партнеры доросли до оборота в сотни миллионов рублей. Мы доставляли из Южной Кореи продукцию пароходами и самолетами. Это был незаменимый опыт.

Но в лихие 90-е годы вопрос криминальных разборок и стрельбы в Магадане стоял очень жестко. По этой причине я принял решение оттуда уехать и перевез семью во Владивосток.

Дальнейшую схему построения бизнеса я принял следующую. Рыба и морепродукты с Дальнего Востока попадают в Сибирь или Москву, обратно вагоны грузятся другой продукцией. Таким образом, деньги могут ездить по кругу. Но для того чтобы это начать, у меня не было оборотных ресурсов. Мой капитал составлял 10 тыс. долларов, оставшихся с прошлых времен. Эти деньги я занял своему знакомому, который с ними же и пропал. Так у меня не осталось ни копейки. По счастливому случаю мой друг продал свою квартиру и занял мне ровно 10 тыс. долларов. На эти средства я купил конфеты "Рафаэлло", тогда они только-только появились. Эту партию привез во Владивосток и продал с наценкой в 300%. Так я сумел привезти "Рафаэлло" три или четыре раза. А дальше начать новый бизнес с нуля.

Во Владивостоке я поставил пару ларьков и успевал за день несколько раз купить со скидкой товар, привезти его и перепродать. Оборачиваемость средств в месяц у меня составляла около 300–400%. Крутиться приходилось постоянно. За два года наработал достаточно оборотных средств для покупки нескольких вагонов рыбы.

С 1995 года я начал во­зить ее с Дальнего Востока в Барнаул. На улице Малотобольской у нас был небольшой склад. Цену выставляли невысокую, поэтому продукцию сразу забирали местные оптовики. Чтобы деньги делали оборот, было принято решение вывозить из Алтайского края местную продукцию. Самым денежным товаром на тот момент был сыр. Мука стоила дешево, крупа дешево, а сыры в период перестройки были в дефиците. Импортной продукции на рынке еще не было.

К поставкам сыров я сразу отнесся серьезно. В Барнауле был "умирающий" тарный цех, который за счет нашей компании просуществовал еще несколько лет. Мы закупали доски, делали хорошие ящики, чтобы продукт в дороге не деформировался. Таким образом большое количество оптовиков и розничных торговцев на Дальнем Востоке мы перетянули на свою сторону.

Пошел в производство


— Следующим шагом для меня стало понимание, что такое на самом деле сыр. В 1997 году мы впервые разместили заказ на "Барнаульском экспериментальном заводе". В этот момент я принял на работу технолога, который сделал все расчеты. Как оказалось, экономики в производстве сыра практически не было. Заработать на этом деле было крайне сложно. Но, сделав ставку на торговую марку и хорошее качество, я принял решение начать производство собственного сыра. В то время торговля в разных ее вариантах была уже понятна. Хотелось реализовать себя в производстве.

Через полгода ко мне обратился один из руководителей молочного хозяйства в Шелаболихинском районе с просьбой приобрести завод в их селе. Мы приехали, посмотрели предприятие, поговорили с коллективом. Я работников сразу предупредил: работать придется много. Люди согласились, ведь последние четыре года они вообще не видели заработной платы. За три месяца мы восстановили производство. 2 декабря 1997 года на "Кипринском маслосырзаводе" была проведена первая варка. Через год я смог рассчитаться за акции, которые на меня переписал коллектив. Это предприятие стало началом торговой марки "Киприно" и всей нашей компании. В последующие годы были приобретены и восстановлены Змеиногорский и Третьяковский маслосырзаводы, а также предприятия в Троицке и Романове.

Параллельно с покупкой и восстановлением заводов мы расширяли сбытовую сеть. С партнерами на Дальнем Востоке заключали договоры, формировали команду, создавали логистические центры.

Следующим этапом стало создание собственной сырьевой базы. Восемь лет назад мы приобрели несколько крупных хозяйств. Сельхозпредприятия "Алтай", "Шелаболихинское", "Кипринское" на сегодняшний день поставляют 70% качественного сырья на "Кипринский молочный завод".

Еще один важный момент развития связан с торговыми сетями. Мы все видим, что в крупных магазинах количество упакованного, расфасованного продукта растет. Это позволяет "забрендировать" сыр, выделить его на полке. Пять лет назад мы организовали собственное производство по фасовке сыров. Это потребовало серьезных инвестиций. После запрета импортных сыров объемы продаж подобной продукции начали увеличиваться.

Но, к сожалению, не всегда взаимодействия с торговыми сетями бывает взаимовыгодным. Условия большинства ритейлеров, особенно федеральных, не дают особых возможностей для процветания и положительной экономики.

Когда пять лет назад мы только заходили на рынки европейской части страны, сложно было вообще попасть на переговоры с сетями. В тот момент как раз происходил расцвет импортных товаров. Иностранные компании могли предложить торговцам низкие цены, большой маркетинговый бюджет. Договориться с категориальными менеджерами нам было достаточно сложно. Сначала у нас было по одной встрече в год, потом — по две. Сейчас мы проводим переговоры гораздо чаще. После введения эмбарго торговые сети начали к нам присматриваться.

С одной стороны эмбарго должно было нам существенно помочь. Но есть и другой аспект. Процентные ставки банков за последние месяцы выросли с 12 до 25%. Сегодня немного опустились до 19%. В любом случае подобные условия не стимулируют отечественного товаропроизводителя. В то же время банки предъявляют достаточно жесткие условия к залогам. Налогов мы тоже платим с каждым годом больше. С трудом преодолеваем и кадровые проблемы. Крайне редко к нам на предприятия приходят молодые специалисты, потому что все заводы находятся за пределами Барнаула. Жить в селе молодые люди не стремятся, учитывая, что система образования, медицинского обслуживания в районах оставляет желать лучшего.

Мнение участника встречи
Полина Перекидайлова,
старший специалист по продажам компании "ВымпелКом":


Компания "Киприно" — одна из ведущих компаний в регионе. Мы являемся партнерами с 2005 года и за 10 лет совместной работы успели построить тесное сотрудничество. Весь персонал компании пользуется мобильной связью от "Билайн". В рамках нашего сотрудничества в 2013 году мы реализовали успешный проект — строительство базовой станции в селе Киприно Шелаболихинского района, тем самым обеспечив устойчивой связью дирекцию и сотрудников предприятия.

Встречи с первыми лицами таких крупных и успешных компаний, как "Киприно", в рамках "Школы успеха" — это отличная возможность из первых уст узнать, что поставленная цель может быть достигнута. В условиях нынешнего экономического положения опыт и советы Дениса Анатольевича, безусловно, помогут в развитии всем начинающим и уже действующим предпринимателям.

Из общения с аудиторией


— Насколько производство сыра зависит от поставок импортных компонентов?

— Могу сказать, что все ферменты, закваски, расходные материалы для производства качественного сыра у нас импортные. В России в свое время было всего две фабрики в Угличе и Барнауле, которые их выпускали. На сегодняшний день они находятся в плачевном состоянии. Их продукция не идет ни в какое сравнение с импортной. Оборудование для производства также практически все импортное. Только порядка 5% комплектующих мы закупаем в России.

— Из чего складывается себестоимость алтайского сыра?

— Начнем с того, что на один килограмм сыра требуется порядка 10–10,5 литра молока. Базовая стоимость сырья в Алтайском крае в прошлом году составляла около 20 рублей. Соответственно, только на сырье для производства одного килограмма сыра нужно потратить 200–210 рублей. Добавим к этому надбавку на переработку самого предприятия. У заводов, которые не проводят модернизацию, она составляет порядка 35 рублей на килограмм продукции. Плюс к этому — НДС. Вот уже получается 270 рублей. Надо учесть также затраты на доставку — порядка 30% и наценку магазинов — также порядка 30%. Итоговая цена сыра получается около 460 рублей за килограмм. Есть, конечно, продукты, которые стоят 250–270 рублей. Их цена зависит от количества молока, используемого для производства, рецептуры, условий поставщика, а также уровня торговой наценки. В любом случае и производитель, и торговая сеть стремятся создать продукт, ориентированный на средние доходы населения. Данная тенденция прослеживается и в колбасе, и в масле, и во многих других категориях товаров.

— Как сказался кризис на вашей компании?

— Точно так же, как и на всех остальных. Мы все видим, что доходы населения сокращаются, закредитованность растет. На этом фоне продажи падают. К примеру, в ноябре прошлого года одна из торговых сетей Якутии вообще прекратила закуп. Есть такие сети, которые сократили заявки вдвое. Полагаю, что, если бы люди в конце прошлого года меньше денег потратили на покупку ненужной бытовой техники или вторых автомобилей, ситуация была бы иная. Но, к сожалению, таков менталитет русского человека: все делать впрок. Но я смотрю на это философски. На то он и рынок: мы то взлетаем, то падаем.

— Где вы ели самый вкусный сыр?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Для меня любой сыр вкусный, если он сделан с душой. Первое яркое впечатление, связанное с сыром, относится к детству. Будучи в отпуске в Санкт-Петербурге, моя мама отстояла огромную очередь и купила сыр Viola. Нам она не дала его даже попробовать. Мы отвезли его на Колыму и только там съели. Мне тогда этот сыр показался самым вкусным на свете.

— Много было сказано о вашем прошлом, а каковы планы на будущее?

— Главные задачи — делать хороший продукт, расширять линейку. В наши планы также входит дальнейшая реконструкция предприятий. Мы осознаем: для того чтобы привлечь хороших специалистов, наши заводы должны быть на европейском уровне — с хорошими помещениями, столовыми, современными рабочими местами. Понятно, что ситуация на рынке вносит свои коррективы, но тем не менее наши планы не меняются. Просто сейчас у нас появляется возможность лучше их обдумать.

Цитата
Владимир Песоцкий, экс-руководитель Алтайсбербанка:

Облик Дениса Зюзина для меня ценен тем, что он пришел в производство из торговли. Большая часть предпринимателей двигаются в обратном направлении. Денис Зюзин сумел создать не просто производство, а цельный комплексный бизнес. Компания занимается и сырьем, и переработкой, и логистикой. И, наконец, у них есть серьезная торговая сеть. Я иногда задумываюсь, как этот руководитель может все успевать? Но это, наверное, особенности его характера. У компании три основных предприятия. Реконструкция одного из них — "Третьяковского маслосырзавода" — проводилась за счет наших кредитов. Для того чтобы получить эти средства, Зюзин применил интересную тактику. Он предложил провести презентацию этого завода и пригласил на нее весь кредитный комитет банка. Рассказ был очень убедительный. Кредит мы выдали, завод провел модернизацию. И вот уже пять лет предприятие оттачивает технологии на самом современном оборудовании.

Цифра

Более 80 наименований продукции выпускается под торговой маркой "Киприно".
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью