ГД может поставить точку в законопроекте о торговле в третьем чтении

Источник: www.rian.ru
Госдума рассмотрит законопроект о торговле в третьем чтении, и если депутаты примут вызвавший много споров документ, то взаимоотношения поставщиков и ритейлеров будут закреплены на законодательном уровне. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что рассмотрение законопроекта стоит в повестке заседания нижней палаты парламента на 18 декабря.
ГД может поставить точку в законопроекте о торговле в третьем чтении
Госдума рассмотрит законопроект о торговле в третьем чтении, и если депутаты примут вызвавший много споров документ, то взаимоотношения поставщиков и ритейлеров будут закреплены на законодательном уровне. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что рассмотрение законопроекта стоит в повестке заседания нижней палаты парламента на 18 декабря. По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича, Совет Федерации рассмотрит документ в двадцатых числах декабря. По его словам, ожидается, что президент РФ Дмитрий Медведев подпишет закон до конца года.

Согласно регламенту, в третьем чтении в законопроект могут вноситься только технические поправки. После того, как Госдума примет законопроект, он будет направлен в Совет Федерации, который в свою очередь либо одобрит, либо отклонит документ.

Правила игры...

В первом чтении законопроект о торговле Госдума приняла 11 сентября, во втором чтении - 16 декабря. Законопроект направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей. Документ обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в Интернете. Благодаря законопроекту договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.

В документе уделяется большое внимание регулированию продовольственного рынка. Законопроект содержит ряд норм, вызывающих со стороны профессионального сообщества розничных компаний резкую критику. В частности, законопроект запрещает торговым сетям с 25-процентной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе; ограничивает размер премии за объем 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата скидки за объем при приобретении тех социально-значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство, а также включение в цену договора поставки всех остальных бонусов. Устанавливается предельные сроки оплаты только товаров в зависимости от сроков их хранения - 10, 30 и 45 дней соответственно. Условия договоров поставки продтоваров, заключенных до дня вступления в силу закона - 1 февраля 2010 года - должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней. Как отметил Грызлов, законопроект изменит распределение прибыли между производителями, предприятиями пищевой промышленности, а также оптовыми и розничными сетями, устранив существующие перекосы в пользу торговых сетей.

Ритейлеры неоднократно, по мере наполнения законопроекта новыми поправками, выражали свою тревогу предстоящим государственным регулированием отрасли. После того, как закон все-таки приняли во втором чтении, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) отметила, что не исключает риска повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России. "Законопроект очень и очень неоднозначный. Он нацелен на увеличение прибыли поставщиков и увеличение издержек сетей. И в этой ситуации непонятно, как законопроект отразится на потребителях", - отмечал исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский.

Генеральный директор сети "Магнит" Сергей Галицкий подчеркнул, что если опираться на версию принятого во втором чтении законопроекта, в России начнут складываться далеко не самые лучшие условия для развития свободного бизнеса. "Ни в одной стране нет запрета на профессию, а у нас запрещается открывать новые магазины, оказывать качественные услуги, если они востребованы потребителями", - заметил он.
Президент Мясного союза Мушег Мамиконян отметил, что в ряде случаев рынок станет более прозрачным. "Запрет на бонусы, а также ограничение скидки за объем позволит производителям, поставщикам более четко планировать свою стратегию работы - теперь можно будет просчитывать, какие условия предлагает та или иная сеть", - пояснил он.

"Законопроект, конечно, не может нравится всем. Нас он тоже во многом не устраивает. По многим вопросам в ходе обсуждения документа производители достигли договоренности с сетями, однако те, кто в итоге принимал решение, какие нормы должны войти в документ, нас не услышали. Например, в итоге в законопроект не вошла поправка, которая бы ограничивала продажу товара в рознице ниже закупочной", - сказал председатель совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" Давид Якобашвили. Также, по его словам, производителей не радует и ограничение 10% скидки за объем, а также отмена других бонусов. "Мы против недобросовестных поборов, но и любые ценовые ограничения повлекут за собой развитие серых схем", - пояснил собеседник агентства.

...единые для всех

Еще одной целью разработки законопроекта было создание единых условий для работы торговых компаниям во всех регионах, административные барьеры. Поэтому органам местной власти запрещается устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли. Также местная власть не сможет принуждать ритейлеров и поставщиков к повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот, кроме того, запрещается ограничивать свободное перемещение товаров между локальными рынками.

Предполагается, что региональные власти будут формировать торговые реестры, которые включают в себя сведения о торговых компаниях (за исключением производителей товаров) и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта. Еще законопроект обязывает арендодателей нестационарных торговых объектов предоставлять малому и среднему бизнесу 60% площадей. Однако, как отмечают эксперты, определение торговой сети в законопроекте, как "совокупность" всех магазинов "под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации" может отрицательно отразиться на развитии франчайзинговых магазинов, которым, как раз, занимается малый и средний бизнес.

Также законопроект содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью