Фермеры Ульяновской области – за рыночные отношения

Источник: media73.ru
Выступая на региональном сельском сходе, председатель НК «Ассоциация фермеров Ульяновской области» Вячеслав Варганов отметил, что 10 лет назад посевная площадь, которую обрабатывали фермеры составляла 116 тысяч гектаров или 15% от общей площади обрабатываемых в регионе земель. В прошлом году она составляла уже 260 тысяч гектаров. Индекс физического объёма производимой продукции за последние 12 лет вырос в хозяйствах населения на 112, в сельхозпредприятиях – на 175, в фермерских хозяйствах – на 848%.

В ассоциацию сегодня входят 500 активно действующих фермеров. Только за последние 5 лет фермерское сообщество региона увеличилось на 200 новых фермерских хозяйств, тогда как в целом по России оно заметно сократилось.

К сожалению, приходится говорить и о проблемах. Первое, что по словам Вячеслава Варганов беспокоит фермеров, это нехватка средств на льготное банковское кредитование. Наступила весна, вот-вот начнутся весенне-полевые работы. Нужны «короткие» кредиты, чтобы купить семена, топливо, удобрения. Но лимит субсидий для Ульяновской области в этом году составляет 53,2 миллиона рублей против 84,8 миллиона в году прошлом, то есть, на 37% меньше. Уже сегодня очевидно, что выделенного региону лимита субсидий будет недостаточно. Между тем, заявленная сельхозпроизводителями области потребность в краткосрочных кредитах составляет 1,8 миллиарда. По состоянию на 16 марта уже рассмотрено и согласовано заявок от 38 заёмщиков на 595 миллионов рублей. 

Второй вопрос, требующий постоянного решения, – поддержка фермерских программ. За последние 6 лет она составила 448 миллионов рублей. Гранты вручены 201 новому фермеру, ещё 35 грантов предназначены для дальнейшего развития семейных ферм. Наибольшее количество грантов получили молодые фермеры Мелекесского района – 21, Цильнинского – 19, Ульяновского – 15. Участниками программ в прошлом году произведено сельхозпродукции на 740 миллионов рублей. Выплачено 20 миллионов рублей налогов, создано 455 новых постоянных рабочих мест.

При этом около 50 фермеров-грантополучателей Мелекесского, Старомайнского, Ульяновского, Цильнинского районов не создали ни одного нового постоянного рабочего места. Средняя зарплата в хозяйствах таких грантополучателей составляет 8 600 рублей, что в 2 раза ниже средней в сельском хозяйстве области. Самые низкие зарплаты отмечены в Мелекесском и Новомалыклинском районах – от 2 до 4 тысяч рублей. Хотя есть и другие примеры. Так, например, у фермеров Александра Мулянова из Цильнинского района и Сергея Калганова из Новоспасского, она составляет свыше 20 тысяч рублей.

Экономический анализ показывает, что до 20 фермерских хозяйств, получивших в разные годы гранты, работают неэффективно, а порой просто стоят на месте. Причины разные. Главные из них – отсутствие профессиональных навыков, неумение из-за отсутствия опыта управлять хозяйством.

Так, фермер Светлана Чуваева из села Волжское Старомайнского района получила в прошлом году в качестве гранта 5 миллионов рублей на строительство животноводческой фермы. Заключила договор, но подрядчик оказался недобросовестным, сейчас строительство остановлено. Тут начался отёл, поголовье скота стало расти и превысило сотню голов. Фермер потеряла покой и сон: можно потерять стадо. Обратилась напрямую к министру сельского хозяйства региона Михаилу Семёнкину. Нашли место, животных разместили. А что дальше?

Здесь большая доля ответственности ложится на руководителей муниципальных образований. Они должны более внимательно подбирать кандидатов на получение грантов, не оставлять в забвении тех, кто в прошлом году претендовал на гранты, но в силу разных причин, остался, что называется, вне игры.

Если говорить о технике, то сегодня Росагролизинг предоставляет самые лучшие и удобные для земледельцев условия. Технику можно приобрести без первоначального взноса, на 5 лет платежей со ставкой 2,5% годовых. Размер квоты для Ульяновской области составляет пока 35 миллионов рублей. Это размер первого транша. Ожидается. что сумма будет удвоена. Списки кандидатов на её получение составлены. Но и ответственность большая. Нарушит дисциплину платежей хотя бы один фермер, останется без квоты вся область: таковы условия.

По-прежнему остаются проблемой земельные отношения. Как полагает Вячеслав Варганов, должна быть выстроена единая государственная система управления земельными ресурсами, которая понесёт всю полноту ответственности за их состояние. В равной степени нужна полная информация о земле. Для этого на кадастровый учёт необходимо поставить все земельные участки страны, а не только те, по которым проводятся сделки.

Пора, наконец, решить вопрос о строительстве жилых домов на землях сельхозназначения, принадлежащих КФХ. Нонсенс: фермер обрабатывает свою землю, но строить для себя дом и жить на ней не имеет права! Этот вопрос поднимался на съезде фермеров ещё в 2012 году, но ответа на него нет до сих пор.

Для всех очевидно, что кооперация – это стратегический путь развития сельского хозяйства, возрождения российского села. Путь, по которому идет весь мир. Она обязательно должна получать помощь для формирования стартовой материально-технической базы. Значительную долю господдержки желательно направлять крестьянам через кооперативы: состоишь в кооперативе – получаешь поддержку.

Дикой называет Вячеслав Варганов несправедливость по тарифам на электроэнергию для сельхозпроизводителей. Она в 2 раза выше, чем тарифы для крупных промышленных предприятий. Ассоциация фермеров региона предлагает ежегодно предоставлять крестьянам скидку в размере 30% на дизельное топливо для проведения сезонно-полевых работ. Включить КФХ и иных земледельцев в категорию потребителей, которые приравнены к сельскому населению. Вопрос считается непробиваемым, но и фермерам упорства не занимать.

Отказаться от господдержки крупных сельхозорганизаций. Выделять несвязанную поддержку на один гектар только субъектам малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. Это будет справедливо. Крупные холдинги не волнуют вопросы обустройства села, поскольку их хозяева живут в столицах. А для фермера село – его малая родина. Он много делает для обустройства своего села, а при наличии достатка способен будут делать ещё больше. Значит, село будет не просто выживать, а полнокровно жить.

И уж если речь идёт о финансах, то нельзя не сказать, что закупочные цены на сельхозпродукцию складываются стихийно. В урожайные годы они обрушиваются, как это произошло в 2017 году с ценами на зерно и молоко. Предлагается с нынешнего года установить уровень минимальной цены на зерно в размере 7-8 тысяч рублей за тонну, а максимальную – 12 тысяч рублей. При цене ниже минимальной государство компенсирует убытки фермерам, а выше максимальной – торговым сетям. «Мы за рыночные отношения, – говорит от имени фермеров Вячеслав Варганов. – Но государство должно этот рынок регулировать. Вот тогда сельский бизнес можно будет планировать».
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью