09.04.2014
Источник: rostov.rbc.ru
Регион: Ростовская обл.
Фермеры Ростовской области поставили минсельхозу «неуд»

По мнению президента регионального представительства ассоциации Александра Родина, одной из причин стала плохая работа регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия.

По данным АККОР, в прошлом году в регионе прекратили свое существование 672 фермерских хозяйства, в 2012г. свою деятельность свернули около тысячи фермеров. При этом в министерстве сокращение крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) связывают не с количеством или доступностью дотаций, а с эффективностью самих хозяйств.

Тенденция по сокращению количества фермерских хозяйств в Ростовской области сохраняется на протяжении нескольких лет. "В 2012г. их число снизилось на 994 единицы, в 2013г. - на 672. Финансовая поддержка малых сельхозхозяйств Ростовской области также недостаточна. В 2012г. она составила около 500 рублей на 1 гектар, в 2013г. - уже менее 400 рублей. При этом для «выживания» фермерам необходимо порядка 3 тыс. рублей поддержки на 1 га", – рассказал Родин ИА "РБК Ростов".

К тому же, по данным АККОР, лишь 30% малых сельхозхозяйств в прошлом году смогли получить даже эту небольшую поддержку из-за административных барьеров. По мнению Родина, это свидетельствует о том, что областной минсельхозпрод не смог нормально организовать процесс получения субсидий.

«По указу Президента России оценка деятельности органов государственной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий для предпринимателей ставится по трем показателям. Это рост количества субъектов предпринимательской деятельности за год, рост объемов производства в этом секторе и оценка предпринимателями местных программ развития этой сферы. Исходя из этого АККОР решил признать деятельность министерства сельского хозяйства Ростовской области по итогам 2013г. неудовлетворительной в части поддержи фермерских хозяйств. Собственно, такую же оценку министерство получило от нас и в прошлом году», - говорит Родин.

В минсельхозпроде с такой оценкой не согласны. Сокращение крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) в министерстве связывают не с количеством или доступностью дотаций, а с эффективностью самих хозяйств. Основная их доля ориентирована сейчас на выращивание зерновых и подсолнечника. При этом конъюнктура рынка по этим культурам ежегодно меняется. «Выживают» только те хозяйства, которые диверсифицируют производство: соблюдают севооборот и занимаются животноводством, для чего необходимы существенные земельные ресурсы.

«Именно такая тенденция и имеет место в Ростовской области. За последние 10 лет при общей тенденции сокращения количества КФХ увеличивается средний размер земельного участка на 1 хозяйство: если в 2000г. на одно КФХ приходилось 82,4 га, то в 2013г. – порядка 144 га. Земля «переходит» к более эффективным собственникам», – рассказали ИА «РБК Ростов» специалисты регионального минсельхозпрода.

В министерстве полагают, что вопрос эффективного управления землей мог бы решиться путем объединения небольших фермеров в кооперативы. "При ежегодном планировании деятельности всех членов такого кооператива это позволило бы соблюдать севооборот даже на небольших земельных участках, а фермеры-«растениеводы» обеспечивали бы фермеров-«животноводов» высококачественными кормами. Кроме того, имея в кооперативе основные средства по хранению и доработке сельхозпродукции, можно не продавать урожай «с колес», а использовать сезонную конъюнктуру рынка" – говорят в министерстве.

В целом же, по данным регионального минсельхозпрода, за период с 2007 по 2013гг. объем государственной поддержки малых форм хозяйствования увеличился в 6 раз: с 157 млн руб. до 1,1 млрд руб. С 2012г. в области реализуются программы по поддержке начинающих фермеров и семейных ферм (создано 93 новых КФХ) и развитию кооперативного движения (создано 7 новых кооперативов).

«При этом областная АККОР не оказывает содействия в привлечении фермеров к участию в таких программах», - добавили в министерстве.

Однако проблема отрасли, по мнению Родина, состоит не только в сокращении финансирования, но и в самих формах господдержки. «Основные средства у нас выдаются на субсидирование процентной ставки, то есть деньги в конечном счете даются банкам, кредиторам, а не фермерам. Таким образом, поддерживается высокая процентная ставка. Такого нет практически нигде в мире, основной вид поддержки там – на 1 га. К тому же из-за несовершенства законодательства до 90% господдержки уходит крупному бизнесу с миллиардными оборотами, а не простым фермерам, которым она явно нужнее», - говорит Родин.

По его словам, свои предложения по внесению изменений в госпрограмму развития сельского хозяйства Ростовской области АККОР подготовил и направил в местный минсельхозпрод еще в августе 2013г., однако никакой реакции оттуда на них не последовало. Теперь фермеры планируют выйти с этими предложениями напрямую на губернатора Василия Голубева.

Как пояснили в министерстве, ответа не было по той причине, что предложения АККОР имеют формальный характер и не всегда соответствуют законодательству РФ.

«Количество районных АККОР, входящих в ассоциацию, ежегодно сокращается. Когда-то их было 33, сегодня – не более 10. Нельзя говорить, что областная АККОР выражает мнение всех фермеров Ростовской области», – заявляют в министерстве.

При этом в соседних Краснодарском и Ставропольском краях АККОР вполне успешно развивается. Их «секрет» в том, что они ставят задачу оказывать содействие фермерам путем установления экономических отношений с субъектами рынка: от имени АККОР заключаются договора на оптовые поставки фермерам-членам АККОР минеральных удобрений, ГСМ, семян с существенными скидками и на выгодных условиях.

«В Ростовской области таких отношений для своих членов АККОР не выстраивает», – констатируют в областном министерстве.

Сейчас в Ростовской области работает 12,5 тыс. фермерских хозяйств. На долю малых форм хозяйствования приходится подавляющее большинство производимого на Дону молока, овощей, картофеля и мяса.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20