FAQ: Отмена молочных квот в ЕС

Источник: The DairyNews
The DairyNews публикует ответы ЕК на часто задаваемые вопросы об отмене молочных квот в Европейском Союзе.
Зачем и когда были введены молочные квоты?
Молочные квоты были введены для того, чтобы остановить перепроизводство молока в конце 1970-х – начале 1980-х гг., когда в результате перенасыщенности рынок заполонили «молочные реки и горы масла». Фермерам ЕС была гарантирована цена на молоко (значительно превышающая уровень мировых цен) независимо от наличия спроса на него. Несмотря на попытки в 1970-х замедлить темпы производства молока, оно все равно продолжало расти гораздо быстрее, чем внутренний спрос. Сложившаяся система также негативно отражалась на мировых ценах на молоко, поскольку ЕС часто субсидировал экспорт на международный рынок.

В июле 1983 года Европейская Комиссия предложила ввести молочные квоты, решение было согласовано Советом ЕС 31 марта 1984 года. Новый режим предполагал закрепление квоты индивидуально за каждым производителем или закупщиком молока и штраф за превышение этого лимита. Впоследствии было решено взимать штраф только при условии превышения помимо индивидуальной еще и национальной квоты, установленной для члена ЕС.

Квотирование касается производства любого вида молока – в том числе овечьего и козьего?
Нет, квоты вводятся только в отношении производителей коровьего молока. Другие виды молока представляют очень несущественную долю на рынке ЕС.

Была ли достигнута поставленная цель после введения квот?

Система квот и нежелание платить штраф помогли остановить расширение производства молока в ЕС. Производство масла и СОМ, которое превышало 1 млн тонн, начало падать.

При этом были внесены существенные изменения в Общую аграрную политику (CAP), которые сделали сектор гораздо более рыночно-ориентированным. Реформы CAP касались сокращения гарантированной цены. Ряд политических инструментов в рамках этих реформ был внедрен для стабилизации фермерских доходов – в частности система прямых выплат, которая в целом не связана с производством.

Зачем отменять квоты?
Изначально молочные квоты были введены сроком на 5 лет. Впоследствии этот срок продлевался несколько раз. В итоге дата отмены квот была установлена в рамках реформ CAP в 2003 и окончательно согласована в 2008 году – было принято решение отменить квоты в конце марта 2015 года, обеспечив при этом «мягкую посадку» при помощи конкретных инструментов.

Основной причиной отмены квот стало растущее потребление молочных продуктов, особенно на международном рынке. Рост потребления прогнозируется и в дальнейшем, но режим квот не позволяет европейским фермерам отвечать на запросы рынка.
Например, экспорт молочных продуктов из ЕС в Корею в период с 2010 по 2014 вырос более чем в два раза – с 99 млн евро до 235 млн евро. Доля ЕС в структуре импорта молочных продуктов в Корею выросла, соответственно, с 28% до 37% за тот же период.

Молочный сектор, оценивающийся сегодня примерно в 55 млрд евро, представляет порядка 15% всего сельхозпроизводства ЕС. Молоко производится во всех странах-членах ЕС без исключения на 650 тыс. молочных ферм. Кроме того, в индустрии занято порядка 5400 перерабатывающих предприятий, на которых трудится 300 тыс. человек. Они имеют право выгодно воспользоваться растущим мировым спросом, особенно со стороны азиатских рынков.

Я производитель молока. Как изменится моя ежедневная работа с отменой квот?

Отсутствие квот будет означать упрощение административных процедур при ежедневном мониторинге производства. При этом решающая роль при мониторинге ситуации на рынке может быть отведена производственным организациям и кооперативам. Для этого Комиссией была создана Обсерватория молочного рынка (Milk Market Observatory), специалисты которой будут обеспечивать прозрачность отрасли и информировать участников рынка о ситуации на нем.

Означает ли это, что молочные фермеры остаются без какой-либо защиты или поддержки?
Высокая ценовая волатильность будет регулироваться сдерживающими инструментами, которые по-прежнему доступны и обеспечиваются Организацией общего рынка (ЕЭС) (госзакупки масла и СОМ и частные средства складского хранения). Комиссия также вправе вмешиваться в исключительных случаях, как, например, было в прошлом году в отношении балтийских стран и Финляндии, когда Россия ввела продуктовое эмбарго.

Помимо системы прямых выплат в рамках CAP, страны-члены ЕС располагают рядом опций, которые устанавливаются на национальном уровне. Они включают дополнительные выплаты регионам с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства и поддержку регионов или отраслей в нестабильных ситуациях. В рамках реформ CAP 2013 18 членов ЕС утвердили связанную поддержку для молочного сектора, которая составит в 2015 году более 800 млн евро.

Помимо этого, согласно программе развития сельских районов (RDP), государства-члены ЕС могут на свое усмотрение оказывать направленную поддержку в условиях каких-либо неблагоприятных факторов – например, молочным фермам в уязвимых районах.

Кроме того, CAP обеспечивает практическую и организационную поддержку согласно «Молочному пакету-2012» (Milk Package-2012). Он, в частности, включает более прозрачные правила при составлении контрактов и увеличение силы переговорной позиции производственных организаций. 

Определенную роль для молочного сектора играют и межотраслевые организации.

Перед тем, как истечет срок действия Milk Package в 2020 году, Комиссия выступит с докладом перед Европарламентом и Советом ЕС в конце 2018 года, посвященным ситуации в молочной отрасли.

Мы рискуем столкнуться с перепроизводством снова?

Нет, риска перенасыщения того же типа нет. Гарантированная цена на масло и сухое обезжиренное молоко сегодня служит лишь защитной мерой – как в 2009 году во время молочного кризиса, когда она определила нижний предел для рынка. Это значит, что производители руководствуются ситуацией на рынке, когда решают, сколько молока произвести. Большое внимание уделяется производству продуктов с добавленной стоимостью (таким как сыры и йогурты), а также ингредиентов для продуктов спортивного и диетического предназначения. Эти отрасли имеют большой потенциал для развития и трудоустройства в ЕС.

Каковы прогнозы производства в странах-членах ЕС и ЕС в целом?
Одни страны-члены ЕС воспринимают отмену системы квот с опасением, другие относятся к отмене квот как к новым возможностям. Согласно среднесрочному прогнозу Комиссии, сделанному в декабре, следует ожидать роста экспортных поставок, особенно сыра, сухого обезжиренного молока и сыворотки.

Как развивалось производство в последние годы?

Как и во многих секторах сельского хозяйства за последние 30 лет наблюдалось постепенное сокращение количества молочных ферм в ЕС (в среднем на 6% в год). При этом среднее поголовье увеличивалось, а усовершенствование генетики и повышение эффективности кормления позволили увеличить средние показатели надоев на корову.

Однако положение дел сильно различается в разных странах ЕС: в ЕС-15* средний показатель надоев на корову в год составляет 7300 кг, среднее поголовье стада – 54 коровы, в то время как в ЕС-10** соответствующие показатели равны 5700 и 19, в ЕС-2*** – 3400 и 5. (Для сравнения, среднее поголовье стада в США составляет 115 коров, в Австралии – 258, в Новой Зеландии – 413). Среди прочих тенденций рынка последних лет стоит отметить тяготение фермеров к тесному сотрудничеству, для этого они объединяются в кооперативы.

Общее производство молока оставалось относительно стабильным, сдержанным квотами. При этом рыночная ориентация все же способствовала переходу к производству продуктов с добавленной стоимостью, особенно предназначенных для экспорта. Например, производство сыра в ЕС в период с 2003 по 2013 выросло на 26%, а объем экспорта – на 69%. Также растет производство ингредиентов, что вызвано новыми пищевыми потребностями и интересами потребителя.

Важную роль сыграли дополнительные инвестиционные вливания со стороны Фонда развития сельских территорий ЕС (RDF). Особенно это коснулось индивидуальных проектов модернизации ферм, хотя и других тоже. В период с 2007 по 2013 гг. финансовые вливания ЕС в проекты, связанные с модернизацией ферм, составили 1,8 млрд евро. К ним добавились национальные/региональные госинвестиции (1,4 млрд евро) и частные (около 7,4 млрд евро). В итоге порядка 10,6 млрд евро было потрачено в указанный период на модернизацию молочных ферм.

* Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Соединенное Королевство
** Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия
*** Болгария, Румыния


Повысит ли это волатильность цен на молоко?
Волатильность – нормальная характеристика агрорынков. Сейчас европейский молочный сектор придерживается политики, ориентированной на рынок. Это значит, что с отменой квот производство должно будет ориентироваться на нужды рынка и возможности.

ЕС – важный производитель молока в мире и ключевая фигура на международном рынке – с квотами или без них. Опыт показывает, что квоты не способны предотвратить кризис. При этом они ограничивали наших фермеров, не позволяя следовать тенденциям рынка и извлекать выгоду из предоставляемых им возможностей.

Роль общественной власти ограничена в вопросе поддержки фермеров. Государственная интервенция остается возможной и будет применена в случае, если цены упадут ниже контрольного уровня.

Увеличение базового спроса не было затронуто последним рыночным спадом – рост численности населения, доходов, изменение пищевых предпочтений – все это позитивные драйверы роста спроса. Поэтому есть предпосылки оптимистично смотреть в будущее.

Что означает падение потребительских цен?
Прошлый опыт показывает, что то, что получает фермер и то, что платит потребитель, не всегда стоит в прямой зависимости. Например, значительное увеличение цены сельхозпроизводителя в первой половине 2014 года (+13% в ЕС) отразилось на потребительских ценах на молоко и сыр, но с существенными различиями в разных странах-членах ЕС: в Германии - +8,4%, во Франции - + 0,8%. .

Для сравнения, общее падение цен производителей во второй половине 2014 года не предотвратило последующего повышения потребительских цен в большинстве стран ЕС, хотя оно было небольшим.

Изменения цен производителя и потребительской цены, 2014 по сравнению с аналогичным периодом 2013 (в%)

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью