Ежегодно Украина экспортирует свыше 35 млн т зерновых

Источник: forbes.net.ua
В 2013-м Жуковский попробовал свои силы на европейском рынке. Швейцарские партнеры помогли наладить поставки украинской «органики» по всему континенту.

Продавать «мясомолочку» в Европе пока мешают лицензионные барьеры, над устранением которых компания сегодня работает. Поэтому на экспорт уходит только зерно – овес, горчица, люпин. Сегодня внешняя торговля обеспечивает компании 30% годового оборота и помогает смягчить девальвационные риски. В прошлом году «ЭтноПродукт» нарастил продажи в Европе на 15%, до 1500 т. Валютные поступления помогают компании удерживать позиции в кризисное время, а также компенсировать затраты на импортную упаковочную продукцию, стоимость которой выросла пропорционально курсу евро.

Жуковский не загадывает слишком далеко. В ближайших планах – построить дополнительное зернохранилище, модернизировать ферму и увеличить земельный банк. Бизнесмен не будет искать инвесторов – у него достаточно своих средств. Все восемь лет компания обходилась без помощи банков.

Со сдержанным оптимизмом Жуковский смотрит и на масштабы своего бизнеса. «Органическая ферма по своей сути не может превратиться в агрохолдинг вроде украинских гигантов. Чтобы быть эффективным, приходится иметь высокую маневренность, тщательно работать с каждым гектаром», – объясняет фермер. По словам Жуковского, такая ограниченность – это минус его ниши. Но есть и плюс – высокая маржа товаров: в среднем органические продукты на 30% дороже обычных.

Семейный формат

Шесть лет назад жителям небольшой деревни в Херсонской области предложили интересное сотрудничество. Всем, кто вел молочное хозяйство и регулярно сдавал молоко местным переработчикам, рекомендовали объединиться в производственный кооператив. Взамен пообещали помощь: от советов по уходу за скотом и до финансовой поддержки. Так с помощью компании «Danone Украина» в украинском сельском хозяйстве возникла новая форма производства – семейные фермерские хозяйства. На сегодняшний день инвестиции в проект уже составили более 3 млн евро, а к 2017 году их общий объем должен превысить 8 млн евро.

Как и шесть лет назад, картина молочного производства остается неизменной. На крупные фермерские объекты приходится лишь 20–25% от общего количества сырья. Остальную часть производят домашние хозяйства. Но проблема такого перевеса в том, что вторые не всегда отвечают за качественный уровень своей продукции. «Это рынок, которому слово «качество» ни о чем не говорит», – сетует директор департамента закупок «Danone Украина» Ирина Кухтина. На Херсонщине, где расположен один из заводов компании, данная проблема стояла крайне остро: местное население было главным поставщиком для молочного производства. Задача оказалась не из легких – навести порядок в поставках, а качество сырья взять под личный контроль.

Первый этап инвестиционной программы длился два года и стал фундаментом формата будущего сотрудничества. Для начала «Danone Украина» обеспечила пункты сбора молока необходимым оборудованием (молоковозами, охладителями, лабораторной техникой), для фермеров начали проводить профессиональные тренинги. По ходу дела специалисты компании присматривались к хозяйствам, с которыми можно было бы перейти к следующему этапу программы – семейному фермерскому хозяйству. В конце 2013 года по разработанной компанией программе уже работали 17 кооперативов и 10 семейных ферм. В прошлом году было открыто еще 60 похожих хозяйств. Компания вышла за пределы Херсонского региона, и сегодня развивает проект в Полтавской, Запорожской, Днепропетровской и Николаевской областях.

Все кооперативы сосредоточены вокруг заводов «Danone Украина», поэтому проблем со сбытом у фермеров не возникает. «На семейных фермах люди относятся к производству молока как к собственному бизнесу. А это означает более профессиональный подход и лучший результат», – объясняет гендиректор компании Марек Войтына. По его словам, в результате сотрудничества с «Danone Украина» производительность хозяйств выросла на 25%, а качество молока повысилось до уровня первого сорта.

На постройку новой фермы программой развития предусмотрено $6000. За эти деньги для семейного хозяйства покупают доильный аппарат, строят стойла для скота, создают систему вентиляции, освещения и подачи воды. «Danone Украина» осуществляет контроль, фермеру же остается оплатить установку оборудования ($800) и следить за уровнем производства.

В прошлом году молочные кооперативы и семейные фермы произвели для Danone 15 500 т молока, что составляет 12% от всех потребностей компании. Несмотря на скромные показатели, в компании результатом довольны. «Для фермера – это более высокие надои, для нас – стабильные поставки качественного сырья», – подводит итоги Войтына.

Важность семейных фермерских хозяйств для молочной отрасли Украины отмечает и глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский. По его словам, развитие такой формы производства положительно влияет на весь рынок. «Сегодня дефицит производства молока в Украине – 800 000 т. Кооперативы позволяют не только снизить эту цифру, но и систематизировать поставки молока от населения, повысив качество продукции», – объясняет эксперт.

Эффект от кооперативного производства «Danone Украина» ощутила и в другом направлении – производстве клубники, главного ягодного сырья компании. Впервые компания объединила производителей клубники в 2012 году в Тернопольской области. Сегодня площадь таких угодий выросла в три раза, до 32 га, с которых в 2015-м собрали 346 т ягод. Урожай полностью обеспечил потребности компании.

Нынешний кризис немного притормозил планы кооперативного развития, но останавливаться в «Danone Украина» не собираются. Программа предусматривает развитие еще 150 семейных молочных ферм до 2017 года. Среди главных задач в клубничном сегменте – расширить площади насаждений и попытать счастья на внешних рынках.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью