Горячая тема

Эмбарго 2.0

Источник: The DairyNews
Два года с момента введения российского продовольственного эмбарго: потребление молочной продукции сокращается, производство молока стагнирует, изменения географии поставок, качества продуктов и общая экономическая ситуация привели к росту цен. Однако, все ли так мрачно?
В августе 2014 г. в России вступил в действие указ Президента страны «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Согласно документу, наша страна ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. В июне 2015 года в ответ на продление санкций Россия пролонгировала продуктовое эмбарго на год — до 5 августа 2016 года. Кроме того, начал действие приказ об уничтожении ввозимой санкционной продукции, вызвавший резонанс в обществе.В начале июля продэмбарго было продлено до конца 2017 года еще до получения официального заявления о продлении европейских санкций в отношении РФ до конца 2016 года.

НАЗАД В ПРОШЛОЕ.
«В связи со сложившейся ситуацией всех в первую очередь интересует вопрос, вырастут ли цены. Безусловно, цены на полке возрастут. За год мы не сможем качественно изменить ассортимент сыров в России», - констатировал после введения эмбарго глава ГК «Киприно» Денис Зюзин.

«В любом случае будет взвешенный подход к введению ограничений в зависимости от самообеспеченности России собственным продовольствием по видам продукции, - говорил два года назад председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. -Что касается молочной отрасли, то с учетом наступления сезона «большого молока» на рынке сегодня наблюдается избыток сырья, и его хватит для обеспечения потребностей россиян при введении запрета на импорт».Тогда глава Союзмолоко заявил, что до конца сезона «большого молока» производители и переработчики постараются мобилизироваться. Каждый производитель при существующих мощностях способен нарастить объем производства молока примерно на 10%.

На 2014 г. (до введения запрета) Россия продолжала наращивать объемы импорта молочной продукции. И если в первом квартале 2012 г. показатель составлял 6823 тонны (по данным ФТС), то уже в первом квартале 2014 г. он вырос до 11574 тонн. Крупнейшими странами-импортерами цельномолочной продукции на тот момент были: Финляндия, Эстония, Франция, Германия, Литва.

Эмбарго нужно продлить минимум на 3 года, чтобы отечественная промышленность вздохнула свободно, заявляли эксперты два года назад. 5 лет - замкнутый цикл, в котором можно вывести продукт на рынок, если два года строить завод, осваивать технологию и выводить продукт в сеть. За 5 лет по оценкам участников рынка, по многим категориям товаров можно было бы стать независимыми от импорта и увеличить объемы производства.  

Однако, уже тогда игроки отрасли отмечали нехватку сырья (особенно дешевого и качественного) и вероятный существенный рост на полке.

ЕВРОПА ОКЛЕМАЛАСЬ?

По данным за 2013 г. Россия являлась крупнейшим импортером сыра в мире, ввозя примерно 454 835 т, из которых 257 265 т. поступало из стран ЕС.  

«Эмбарго будет стимулировать производство молока и молочной продукции в России и рост прибыли российских производителей, но в основе этого будут лежать не экономические причины, а временный допинг. Цены на все молочные продукты упадут, фермеры также ощутят негативные последствия. Европейской комиссии придется разрабатывать меры для поддержания цен. Я уверен, что эмбарго окажет сильное влияние на сельское хозяйство западных стран, в большей степени европейских, чем американских. Европейским потребителям эмбарго принесет некоторую выгоду из-за снижения цен, для российских потребителей цены напротив вырастут», - отметил в комментарии The DairyNews сразу после введения эмбарго президент Brazzale S.p.A. Роберто Браццале.

Все так и случилось: за последние два года Еврокомиссия выделила миллиарды евро на поддержку отраслей сельского хозяйства, пострадавших от российского эмбарго, большая часть средств при этом была направлена молочной отрасли.
 
По оценкам официальных источников в ЕС, совокупность факторов в последние два года (в т.ч. действие эмбарго, отмена квот на производство молока) привела к тому, что на рынке остались наиболее сильные производители молока. Несмотря на ситуацию, Европа продолжает наращивать производство. Компании-переработчики диверсифицируют рынки сбыта и расширяют поставки в страны Востока. По оценкам аналитиков, фермеры активизируют инструменты управления рисками,в целом европейские компании не испытывают надежды на российский рынок, отчетливо понимая, что даже в случае отмены эмбарго европейская продукция на полках РФ будет гораздо менее конкурентна, чем два года назад.

«В 2015 году экспорт сыра в Европе увеличился на 105 000 тонн по сравнению с 2014 годом. Основными альтернативными рынками – импортерами стали Япония, США и Южная Корея. Так импорт европейского сыра в Японии в 2015 году вырос на 32%, в США – на 15%, в Южной Корее – на 39%. Конечно, в большинстве случаев цены на экспорт понизились (хотя цены в США, который является главным европейским рынком сбыта, поддерживались за счет сыра), но это был стратегический ход, чтобы сохранить объемы экспорта», - комментировала ранее Вероник Агуэра, аналитик агентства GIRA.

ПОТРЕБИТЕЛИ И ЦЕНЫ
Как показывают данные Росстата, за два года потребительские цены в стране выросли на 24%, продуктовые – примерно на 30%. При этом молочная продукция подорожали более чем на 20.

«Для дальнейшего развития определяющее значение имеют реальные доходы населения», - заявил на днях исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов. По официальным данным, реальные доходы россиян в 2015 году снизились на 4 процента. По его словам, которые цитирует rosbalt.ru, в долгосрочной перспективе эмбарго может отпугнуть инвесторов.

По данным Минсельхоза России, средние потребительские цены на 1 августа 2016 г. составили: на молоко пастеризованное – 48,28 руб./кг (0,0% за неделю, + 2,0% с начала года); на масло сливочное – 413,15 руб./кг (+ 0,3% за неделю, + 4,1% с начала года); на сыры – 429,98 руб./кг (+ 0,1% за неделю, + 3,1% с начала года).

Именно потолок потребительского спроса назывался экспертами два года назад фактором саморегулирования отрасли. Молочная продукция, входящая в список социально значимого продовольствия не может дорожать так как растут цены на импортные составляющие и оборудование.

«Глобально эмбарго помогло только сыроделам. С другой стороны, если ты неэффективен, то помочь ничего не может. Все равно самые эффективные предприятия будут выживать, а неэффективные уйдут с рынка, - отметил в беседе с The DairyNews генеральный директор «Саратовского молочного комбината» Николай Арыков. - Что касается ситуации на рынке по году. Год был достаточно тяжелый, потому что молочная продукция не может дорожать так как дорожают расходы в валюте – на упаковку, на запчасти и оборудование. Для производителей молока все хорошо – они получают хорошую рентабельность на животноводстве или растениеводстве».

«Вопрос не простой. Если бы было только «продэбмарго», но одновременно влияние оказывают и девальвация, и кризис на финансовом рынке. И это закономерно, экономика - система, любые вмешательства приводят к целому комплексу последствий, - констатировал Владимир Суровцев, к.э.н., заведующий отделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства, ФГБНУ СЗ НИИ экономики и организации сельского хозяйства. -  Если совсем коротко – «богатые стали богаче, бедные еще беднее».  Рост цен на продукты питания при одновременном снижении уровня реальных доходов уменьшает платежеспособный спрос, что сказывается и на доходах производителей.  Сложнее стало сельхозпроизводителям осуществлять технологическую модернизацию на «мировом уровне», что для стабильного развития АПК крайне вредно».

Два года назад Владимир Суровцев отмечал: «Надо очень хорошо понимать, что всем производителям и переработчикам для ипортозамещения придется достаточно быстро увеличивать объемы производства без существенного роста цен на свою продукцию. Об этом недвусмысленно говорится в указе президента: «…принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию». Для этого необходимо снижать издержки производства по всей производственной цепочке. А вот это, к сожалению, умеют далеко не все, даже очень крупные производители».

СЕГОДНЯ
В первые месяцы после введения эмбарго его положительное влияние ощутили сыроделы. У отечественных производителей сыров появилась возможность выйти на сетевые полки там, где ранее их не ждали, освоить новые регионы и расширить объемы продаж. Шанс получили и небольшие «ремесленные» производства уникальных сортов сыра. Однако в первом случае на крупные сырзаводы по-прежнему оказывает влияние рост фальсификата и подделок под упаковку известных предприятий, а также снижение потребительского спроса. Во-втором случае практически отсутствует централизованная государственная поддержка небольших производств сыров.

За два года иностранные компании-производители сыров, имеющие площадки в России, значительно расширили производство продукции известных брендов. Финская Valio осуществила значительные вложения в площадку в подмосковном Ершово и расширила сотрудничество по производству продуктов под собственными ТМ на комбинате «Галактика». Arla Foods начала сотрудничать с ГК «Молвест» в Воронежской области. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ доля рынка крупнейших брендов сыров, которые производятся в России, увеличилась в 2013-2015 гг с 23,5% до 25%. В частности, на российском рынке закрепилось лидирующее положение компании Hochland, отмечают в АЦП. В сегменте свежих сыров, отмечают участники рынка, полки в РФ заняты на 100%. Хорошее развитие направления отмечали ранее представители завода «Умалат» Брянской области.
Директор по транспорту и сырью ОАО «Еланский маслосыркомбинат» Сергей Лихолай отметил, что В Волгоградской области развитие предприятий приостанавливает нехватка качественного молока-сырья. «С введением эмбарго покупательская способность не выросла, поэтому смысла значительно увеличивать производство нет. Есть планы по расширению производства, но всё будет зависеть от тех возможностей, что мы увидим. Было бы хорошо, если бы в условиях эмбарго российские производители начали возрождаться», - сказал эксперт.

Несмотря на неоднозначную ситуацию в отрасли, игроки рынка говорят о том, что потребитель в регионах поддерживает местного производителя. В частности, в цельномолочном сегменте покупатель проголосует за регионального производителя, потому что он видит его продукцию каждый день, знает, что она производится рядом и всегда свежая, - говорит один из участников отрасли.

Между тем, Минсельхоз заявил о разработке программы поддержки экспорта сельхозпродукции РФ. По мнению ряда игроков рынка, это может помочь предприятиям, в условиях падения внутреннего спроса на продовольствие.
По данным Центра Изучения Молочного рынка, экспорт молочной продукции (коды ТН ВЭД 0401-0406) из России в 2015 г. составил 168 тыс. тонн на сумму $193 млн. Прирост по сравнению с 2014 г. составил 7,72%, однако в денежном выражении экспорт упал на 33,4%. 89,7% молочной продукции из России было поставлено в страны СНГ, на долю других государств пришлось 10,3% в 2015 г. Причем прирост экспортных поставок молочной продукции из РФ в страны вне СНГ в 2015 г. составил почти 43% по сравнению с 2014 г.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью