Эксперты назвали проблемы продовольственного импортозамещения на Дону

Источник: rbc.ru
Несмотря на успешную реализацию политики импортозамещения, в Ростовской области по-прежнему остаются сложности с самообеспечением мясной, молочной и плодоовощной продукцией.
Ростовская область на фоне многих других регионов РФ достаточно успешно реализует политику импортозамещения, заявила в рамках круглого стола «Импортозамещение в продовольственной сфере Ростовской области: есть ли результат» директор ростовского офиса Альпари Юлия Харитонова. При этом, по ее словам, в регионе по-прежнему остаются сложности с самообеспечением мясной, молочной и плодоовощной продукцией.

«Для поставленных в части импортозамещения целей Ростовской области в производстве мяса и молочной продукции все еще не хватает мощностей, сырья (недостаточное количество скота) и перерабатывающих предприятий, необходимых для повышения качества и объемов производимой продукции», - говорит она. Что касается плодоовощной продукции, то, по словам Харитоновой, 2016 г. для региона в этой части должен стать показательным, так как ранее заложенные сады дадут свой первый урожай. Однако увеличение объемов производства плодоовощной продукции потребует значительного расширения мощностей консервных заводов, которых не хватает уже сейчас.

Проблемы с хранением и переработкой

Донские власти признают проблему. По словам главы департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, несмотря на очевидный рост присутствия на рынке произведенных в регионе продуктов питания, по некоторым позициям каких-либо значительных успехов добиться пока не получается. Так, картофель импортного производства занимает 50% рынка, лук — 70%, консервированные помидоры и огурцы - 41% и 26% соответственно.

Это вызвано не тем, что Ростовская область недостаточно производит этих культур, а тем, что в регионе фактически нет инфраструктуры по длительному хранению, заморозке и переработке плодовоощной продукции. Однако в ближайшие годы на территории области планируется реализовать ряд инвестпроектов, частично решающих эту проблему. В частности, уже в 2016 г. в регионе планируется запуск в эксплуатацию нескольких оптово-распределительных центров.

Другой яркий пример — молоко. По словам Теларовой, Ростовская область почти на 100% закрывает свои потребности по его производству. При этом на полках магазинов лишь 30% молочной продукции донского производства. Причина — недостаток перерабатывающих мощностей.

Попались в сети

При этом все участники круглого стола признают, что санкции, контрсанкции и в целом провозглашение в России курса на импортозамещение открывает для производителей, в том числе донских, большие перспективы. В частности, речь идет о представленности в крупных сетевых магазинах.

Как заявляет директор Южного дивизиона Федеральной торговой сети "Пятерочка" (X5 Retail Group) Геннадий Таран, санкции - «золотое время для отечественного продуктового бизнеса».

«Доля продукции, попавшей под запрет, в торговых сетях X5 составляла менее 10%. Мы быстро смогли заместить эти позиции. Безусловно, мы проявили более пристальный интерес к нашим производителям. Мы предлагаем расширить ассортиментную линейку действующим партнерам, либо связываемся с компаниями, с которыми еще не работали, но знакомы с их продукцией», - говорит Таран.

По его словам, только в 2015 г. ассортимент «Пятерочки» в регионах ЮФО пополнился продукцией 80 новых местных поставщиков, 26 из которых — из Ростовской области. В итоге в настоящее время доля местных производителей в ассортименте торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» в южных регионах достигла 30%.

При этом он отмечает, что сетевикам по-прежнему зачастую приходится сталкиваться со спекуляциями некоторых производителей, заявляющих о том, «как тяжело попасть в сети».

«Вопрос работы с сетями это не прогулка по Большой Садовой. Это достаточно сложный, долгий, взаимовыгодный процесс, который требует определенной профподготовки. Крупные и средние предприятия, которые действительно работают, попадают на наши полки и с нами сотрудничают», - рассказал Таран.

Вторая жизнь факторинга

При этом, как отмечают участники рынка,  упростить взаимоотношения сетей и производителей сегодня возможно за счет факторинга - услуги, которая также получила свое развитие на волне импортозамещения.  Как прокомментировал управляющий филиалом АКБ «ФОРА-БАНК» в Ростове Сергей Бондаренко, факторинг позволяет производителям решить как минимум два вопроса, возникших по итогам реализации политики импортозамещения. Во-первых, это рост цен на сырье, то есть на производство одной единицы продукции сейчас приходится затрачивать больше средств. Во-вторых, это существенный рост спроса на их продукцию, позволяющий существенно увеличить производство.

«Факторинг значительно упрощает для поставщика задачу возврата вложенных в производство денег и соответственно восполнения оборотных средств и восстановления финансирования производства. Производителям, отдавая товар в сеть, вынужденно приходится ожидать некоторое время, пока сеть рассчитается. Факторинг позволяет делать это моментально», - поясняет Бондаренко. Прямое кредитование сейчас, продолжает он, связано с рядом проблем — залоги, более глубокая оценка финансового положения поставщика и т. д. При этом стоимость факторинга уже "вплотную приблизилась" к стоимости прямого кредитования.

Он добавил, что в настоящее время ростовский филиал «ФОРА-БАНК» по такой схеме уже сотрудничает с сетью «Магнит» и гипермаркетом «Мега». Только за 2015 г. факторинговый портфель филиала вырос в два раза и достиг порядка 600 млн руб.

Подводя итоги, Юлия Харитонова отметила, что несмотря на санкции и контрсанкции, сокращения рынка продуктов и других потребительских товаров за последние два года в России и Ростовской области в частности не произошло: там, где резко просели параметры импорта, спустя время пробелы восполнили отечественные продукты и товары.

«Если поначалу и были недочеты в качестве, то позже рыночный спрос отрегулировал эти моменты естественным образом», - заключила она.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью