Эка ферма!

Источник: ИА DairyNews
Репортажи с экофермы «Коновалово», которые мы опубликовали ранее, вызвали живой интерес наших читателей. Поэтому мы решили рассказать о ферме более подробно.
Эка ферма!
Репортажи с экофермы «Коновалово», которые мы опубликовали ранее, вызвали живой интерес наших читателей. Поэтому мы решили рассказать о ферме более подробно.

На наши вопросы ответили Александр Коновалов, владелец и глава КФХ "Экоферма Коновалово", и Анастасия Коновалова, заместитель главы КФХ по работе с клиентами.


Что у вас есть на ферме, зачем сюда приезжают?
Александр: Кроме собственно фермы, где выращиваются фрукты-овощи и содержатся животные, у нас есть небольшой семейный отель на 16 человек (сейчас строятся номера для ещё 8 человек), экокафе, экобаня, часовня, спортивная площадка, пасека. Здесь красивая природа – озеро, лес. Можно рыбачить, ходить за грибами и ягодами, просто отдыхать.

Что привело вас к созданию экофермы?
Анастасия: Какое-то время мы жили в Голландии, в пригороде Арнема (на границе с Германией), и папа видел это всё – там ведь нет больших квартирных домов, как у нас, там приняты как раз небольшие семейные фермы. У папы уже тогда возникла мысль этим заниматься. Позже, когда моя сестра родила дочь, т.е. у него появилась внучка, да и я уже планировала ребёнка, он решил построить ферму для нас. А наши друзья сказали: зачем делать это только для себя, если можно строить на этом бизнес? Тогда мы начали расширяться, продавать, планировать…

Александр: Моя внучка родилась два года назад, и я сразу решил, что мои дети и внуки должны есть только натуральное, только чистый продукт. Сейчас у нас на столе практически всё только своё. Покупаем мы совсем немного – соль, сахар, масло растительное, макароны какие-то, крупы. А так у нас всё своё и всё свежее  (молочные и мясные продукты, мед, овощи, фрукты и дары леса) – и для себя, и для наших клиентов.

То есть вы не замораживаете продукты?
Александр: Нет, мы ничего не замораживаем, продаём только свежее. У нас есть небольшая, специально оборудованная комната – метров 40 квадратных, – где мы фасуем продукты в вакуумную упаковку, разливаем молоко по бутылкам, делаем масло, творог и сметану. У нас есть холодильные камеры, но мы не используем заморозку. Мясо в упаковке, например, можно держать в холодильнике до десяти дней, без заморозки при температуре от 0 до +2 градусов Цельсия, и оно сохранится свежим. Молоко, конечно, в холодильнике столько не стоит, продаётся сразу.

Кому вы продаёте свою продукцию? Планируете ли вы сотрудничать с крупными торговыми сетями?
Анастасия: Вначале мы работали по принципу сарафанного радио – к нам приезжали друзья, знакомые, бывшие коллеги (раньше я работала на телевидении). Потом дали рекламу на радио, в журнале, в интернете, и пошло-поехало… Основные наши клиенты – частные лица, с Новорижского, Рублевского и Волокаламского шоссе. Изредка у нас есть поставки в рестораны, в частности, на Садовом кольце – их интересует преимущественно мясо. В магазины же мы ничего не поставляем и не планируем. Нам вполне хватает того, что есть – мы развозим примерно по 25-30 кг продукции три раза в неделю.
Александр: На сегодняшний день у нас 87 клиентов, которые постоянно покупают наши продукты. Среди них есть очень известные люди, но я дал им слово не распространяться относительно них.

Правда, что вы поставляете продукты г-ну Медведеву?
Александр: Нет, пока не поставляем. Но планы такие есть.

Вы развозите продукцию лично?
Анастасия: Пока да, мы делаем это сами – я, папа, мой супруг, потому что не доверяем курьерам. Мы хотим знакомиться с клиентами лично, чтобы показать, что это мы – мы хозяева, мы всё делаем своими руками. Мы сами общаемся с клиентами, отвечаем на вопросы, всё рассказываем… Но в декабре я уйду в декрет, и муж будет рядом со мной; нам придётся взять курьеров. Конечно, в первое время мы сами будем с ними ездить и учить.

Кто ещё работает на ферме, кроме вас?
Александр: У нас здесь работает вся семья. Кроме нас есть ещё пять сотрудников: они следят за хозяйством, помогают прибираться, ухаживать за гостями. Раз в неделю на пасеку приходит пчеловод.

Какие животные живут на ферме?
Анастасия: Пять дойных коров, три телёнка, свиньи, бараны, овцы, козы, гуси… Есть пчёлы. И ещё жеребёнок пони. Не для мяса, конечно. Сейчас ему всего семь месяцев, а когда он подрастёт, будем катать на нём детей – и зимой, и летом.
Александр: У нас есть ещё около 100 бройлеров, 10 телят, 20 овец – но они не здесь (у нас просто места мало), а у соседей в деревне – наших партнеров, которые работают с нами по принципу агрофранчайзинга.

Рыба водится в озере?
Александр: Конечно – карп, форель, линь, карась, щука. В озере глубина 3 метра, оно никогда не замерзает, там  специальный компрессор стоит. Для рыбы там хорошие условия, много естественной еды. Вода здесь очень чистая – мы сдавали пробы в лабораторию, анализы показали даже наличие ионов серебра.
Анастасия: …Но специальные фильтры для воды мы всё равно поставили – на ферме, кухне, в туалете. Просто для перестраховки.

Кто доит коров, режет скотину?
Александр: Для этого есть специальные люди и ветеринар, но на своей ферме я всё умею делать сам. Я могу управлять трактором, пахать, сеять, косить траву, если надо, помогаю принимать роды у коров, молока могу надоить… я всё могу!
Анастасия: Я сама не дою, для этого у нас есть доильный аппарат. Козочку ещё могу подоить, а корову боюсь – вдруг меня лягнёт! Скотину режет папа вместе с моим мужем – это мы тоже никому не доверяем. Папа из Казахстана, он чуть ли не с детства умел это делать. Муж тоже… муж, кстати, у папы и учился.

Вы сами ухаживаете за животными?
Анастасия: Да. И ещё пара человек нам помогает. Мы за животными очень тщательно ухаживаем – потому что наши продукты мы сами едим в первую очередь. Мы никогда не отвозим продукцию клиентам, не попробовав её. Мы следим за коровами: протираем им вымя, делаем массаж со специальными кремами. У нас всё чисто, это важно. Мы были на других фермах в Подмосковье – у них коровы грязные. Подоят корову, а молоко, даже не процедив, сливают в ванну для охлаждения. Мы пробовали это молоко – оно пахнет, у него посторонний запах. Но и стоит оно 30 рублей за литр.

…А литр вашего молока стоит 120 рублей.
Александр: Это полностью оправданная цена, основанная на себестоимости: содержание, кормление, специальное оборудование, ветеринарный контроль – это всё определённые затраты. Конечно, можно продавать молоко и по 6 рублей, но я не знаю, как это можно назвать молоком. 

Кажется, к коровам у вас особое отношение…
Александр: Это вы про мониторы? Учёные провели исследования и доказали, что использование мониторов в коровниках, показ животным картинок с альпийскими лугами, тихая, спокойная музыка повышают надои. Вот мы и поставили своим коровам мониторы. А диски с музыкой, специально отобранной для коров, я привёз из Швейцарии – они там свободно продаются в специализированных магазинах для фермеров. 

Вы уже получили ощутимый эффект от этого?
Александр: Да, конечно. До того, как мы это внедрили на ферме, наши коровы давали по 26 литров молока в сутки. Теперь каждая из них даёт 28 литров молока. Главное, чтобы у них была спокойная музыка, чтобы было тихо, и чтобы им никто не мешал. Понятно, что на одной музыке молока не надоишь – у нас здесь чистота, комфорт, свежий клевер…

А зимой?
Александр: Мы сами высеваем траву на арендованном поле и заготавливаем сено. Все наши поля чистые, мы всё выращиваем без химических удобрений, используем только навоз. Мы уже заготовили на зиму 26 тонн сена, из расчета 3 тонны на голову. Кроме сена, мы даем коровам специальный натуральный комбикорм, натуральные кормовые добавки, а также морковь и свеклу, выращенные у нас на ферме. Поросятам комбикорм заправляем молочной пахтой. Остальные животные питаются так же – только натуральными кормами и добавками. Рыбу тоже подкармливаем натуральным комбикормом – запариваем зерно, пшеницу.

Кто приезжает отдыхать на экоферму?
Александр: У нас нет проблем с туристами, здесь постоянно кто-то гостит. Славу богу, летом в нашем районе не было особой жары и засухи, ничего не горело. У нас здесь было практически паломничество из задымленной Москвы. Туристы приезжают, отдыхают, утром едят завтрак из натуральных продуктов – молочко, творожок, сметанка, блинчики, творожники, яичница… И становятся фанатами нашего продукта, становятся нашими постоянными клиентами.
Анастасия: В основном, приезжают семьи с маленькими детьми. Часто арендуют целую ферму, хотят отдыхать в одиночестве, чтобы никого больше не было. К нам приезжали туристы из Германии, Франции – все удивляются, что такое есть практически в Москве. Они привыкли, что только в Европе может быть так, а в России везде грязь, куры бегают… Приезжают сюда – а у нас чистота и комфорт, Интернет в каждом номере, туалет, все удобства, телевизор. Правда, его почти никто не смотрит, разве что караоке поют. Люди ведь сюда приезжают на природу: собирать грибы-ягоды, рыбачить, отдыхать душой. Церковный хор послушать – иногда, по вечерам, когда наши гости захотят, мы включаем диск с записью церковного хора, открываем двери часовни, и по всей территории звучит этот хор – людям это очень нравится.

Как вы выбирали место?
Анастасия: Папа просто ехал мимо, увидел эту красоту, влюбился в неё, и на пустом месте создал всё это… Строительство шло ускоренными темпами, буквально за девять месяцев всё было готово. В ноябре нашей ферме исполняется год.

Вы планируете расширяться?
Анастасия: Дом строим ещё один с печью, ресторан решили расширить, магазинчик построим небольшой, вроде лавки. Потому что часто люди проезжают мимо, заходят, спрашивают, можно ли что-то прямо сейчас купить. А у нас нельзя купить прямо сейчас, потому что мы всё уже распродали под заказ. 

Сколько денег уже вложено в ферму?
Александр: Чтобы всё это построить, мы вложили 28 миллионов рублей.

Что прибыльнее – продавать экопродукты или заниматься экотуризмом?
Александр: Продажа продуктов – это процентов 40 нашего дохода, экотуризм – 60%. Но я занимаюсь этим для души. Скажу честно, я обеспеченный человек и не нуждаюсь в деньгах. А вот заниматься тем, что тебе по душе – конечно, это совершенно другое ощущение. Когда по ферме бегают детишки, щиплют травку, сами кормят козочек и коровок, молочко свеженькое пьют – это же счастье!
Анастасия: Первые полгода мы лишь отбивали свои затраты, и только потом вышли в прибыль. Мы не жалеем, что занялись этим. Работать на себя всегда выгоднее, надёжнее и интереснее.

Не боитесь, что при такой высокой цене на экопродукты все захотят этим заниматься, и у вас появятся конкуренты?
Александр: Не боимся. Места всем хватит. Да и конкурентов я пока, честно говоря, не встречал.
Анастасия: Наоборот, мы хотели бы, чтобы такие фермы были не только в Москве, но и по всей России. 

Вы занимаетесь агрофранчайзингом, помогаете налаживать такой же бизнес, как у вас. Это разве не конкуренция?
Александр: В данном случае речь не идет о таком же бизнесе как у меня, так как у меня многоплановый бизнес с элементами экотуризма, экокафе и т.п. И это не конкуренция, это скорее взаимовыгодное сотрудничество.

Что вы от этого получаете, что даёте взамен?
Александр: За мои услуги я прошу выращивать для меня качественную продукцию по моей технологии, по моей рекомендованной себестоимости и при моём ветеринарном контроле. Взамен я на 100% гарантирую сбыт этой продукции и могу помочь оборотными деньгами на закупку кормов и молодняка. 

С кем сейчас вы сотрудничаете на условиях агрофранчайзинга? С кем планируете сотрудничать?
Александр: На данный момент я сотрудничаю с тремя фермерами по выращиванию бройлерных кур и уток, по выращиванию телят и по выращиванию овец. Все мои партнеры находятся в Шаховском районе, у них постоянно бывает мой ветврач, я привожу им корма, и они работают по моей технологии. В ближайшее время мы хотим сделать небольшую овцеводческую ферму с моим партнёром, разводить кавказских овец. Планируем также заняться кроликами.

Что необходимо сделать для того, чтобы открыть собственную экоферму?
Александр: Зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство, открыть счет в банке, встать на налоговый учет, получить разрешение от ветеринарных служб и обеспечить всех своих работников санитарными книжками. А затем регулярно – на каждую партию продукции – получать специальные ветеринарные свидетельства.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью