08.10.2010
Источник: ИА DairyNews
Регион: Россия
Среди обывателей принято считать, что эффективность производства сыра в России значительно ниже, чем на западе. На самом деле себестоимость производства сыра у нас практически такая же, как и за рубежом. Основу себестоимости сыра составляет молоко (около 65 %).  А его себестоимость в свою очередь зависит, прежде всего, от стоимости кормов для крупного рогатого скота – молочных коров.

По данным «Всероссийского института аграрных проблем и информатики  имени А.А. Никонова» как минимум в 39 молочных хозяйствах входящих в топ 100 - полная себестоимость молока ниже 6 руб.

 
Представляется вполне возможным организовать массовое производство сыра с себестоимостью менее 100 руб. 
Почему же этого не происходит? 

Весь объем молока разбирают цельномолочники по цене выше 12 руб. на производство фасованного молока, кефира, сметаны. Потому для сыроделия в России не хватает сырья. Себестоимость сыра в России составляет около 160 руб. Возникает второй вопрос. Почему, при такой высокой цене молока на рынке, молочное животноводство не развивается бурно? Причин такого положения в молочном животноводстве несколько. Во-первых, для достижения низкой себестоимости молока в России большинству хозяйств требуется переход на более высокий технологический уровень, что требует значительных инвестиций. Во-вторых, производственный цикл в молочном животноводстве очень длинный 5-7 лет, значит, и инвестиционные кредиты требуются долгосрочные, а в России такие кредиты выдаются максимум на 8 лет, да и то далеко не всем, а только приближенным.  Для сравнения в США такой кредит может получить любой фермер на 30 лет. В соседней Белоруссии инвестиции в молочное животноводство делает само государство, при этом животноводы не несут инвестиционных издержек. Таким образом, получается,  что в России производитель молока, вложивший деньги в развитие производства, имеет себестоимость 6 руб. постоянная составляющая плюс 6- 8 руб.  инвестиционная  составляющая. Продавая молоко по 12 руб., наш фермер рискует не дотянуть до полного возврата кредитов, и как следствие - лишиться бизнеса. Вот и получается, что российский фермер оказывается в условиях несправедливой конкуренции по отношению к белорусскому. Это подтверждается показателями. На сегодняшний день Белоруссия является крупнейшим экспортером молочной продукции в мире. Россия напротив – крупнейшим импортером. 
Давайте попробуем разобраться в макроэкономическом смысле, кто в тандеме Россия – Белоруссия выигрывает от экспорта – импорта молока. Россия, импортируя молоко, решает проблему недостатка производства молока в стране. При этом молочная продукция завозится по цене немного ниже рынка России (около 12руб). Импорт из Белоруссии составляет порядка 6 млн. тонн на сумму порядка 72 000 млн. руб. В том числе около 30 000 млн. руб. - это добавленная стоимость, вывезенная из России. То есть прямая прибыль  белорусских перерабатывающих предприятий, которые покупают молоко практически по себестоимости 6,5 руб. Что получает Белоруссия? Прежде всего - завоевывает наш молочный рынок. Отечественные предприятия, оказавшиеся в положении недобросовестной конкуренции, разоряются. Это подтверждается статистикой. Из более 200 сыродельных заводов выжили и работают нормально не более 10 предприятий. В ряде крупнейших  российских регионов разоряются колхозы. Зарастают поля в Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской и других областях. Люди разъезжаются, деревни пустеют. Целые районы живут только за счет бюджета.  В Белоруссии напротив - отрасль бурно развивается. В телевизионном сюжете, показанном по белорусскому телевидению в мае 2010 г, президент республики, узнав от директора сырзавода о размере прибыли, тут же дает указание, в обход существующего порядка, закупить два новейших европейских сыродельных комплекта оборудования для белорусских заводов. Где же Белоруссия берет деньги на инвестирование в сельское хозяйство? Известно где – в России. Кому это выгодно? Кто виноват? Наверное, больше всего виноваты сами предприятия сыродельной отрасли, которые не смогли объединиться  в союз или в СРО для защиты своих интересов.  Только благодаря инициативе «СОЮЗМОЛОКО» о проблемах отрасли впервые было доложено министру сельского хозяйства России Елене Скрынник на совещании 30 марта 2010 г. Надо отдать должное, министр прямо на этом совещании дала указание на разработку программы развития сыроделия, а также пообещала содействовать искоренению недобросовестной конкуренции. 

 Что же делать? 

Как устранить недобросовестную конкуренцию между фермерами двух братских народов России и Белоруссии? В условиях таможенного союза или единого экономического пространства необходима синхронизация механизмов регулирования рынков стран входящих в эти союзы или пространства. На сегодняшний день существует административный запрет на вывоз молока с целью переработки на территории России, а готовую продукцию вывозить можно. Это не справедливо. Вряд ли белорусские колхозы отказались бы продавать в Россию молоко почти вдвое дороже, чем в Белоруссии. 

Весь цивилизованный мир регулирует свои рынки исходя из баланса интересов своих производителей и потребителей. В интересах потребителей - иметь возможность купить по доступной цене качественный сыр. В интересах производителей и переработчиков молока - получить за свой труд достойную оплату. В обязанности государства - обеспечить этот баланс вдумчиво, с расчетом на будущее.

Задача Национального союза производителей молока – помочь государству в этом непростом деле помочь предприятиям отрасли не только выжить в жестких условиях рынка, но и стабильно развиваться с целью удовлетворения потребностей потребителей молочной продукции и обеспечения продовольственной безопасности России.       

Гость
Очередная заказная истерия по поводу Беларуси.
Оказывается все проблемы с\х РФ из за беларусов. Денег видите ли в России набрали, а теперь нам продают свои продукты. Может лучше поискать проблему где то у себя?

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.11.2017

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.
19.11.2017 12:51:32

Дешёвое молоко

31 13422 Александра Смородина
УРАЛЕЦ, ООО (Русский Сарс)
Адрес:  Пермский кр, Октябрьский район, с. Русский Сарс
УРАЛЕЦ, ООО
Адрес:  Пермский край, Нытвенский район, д Постаноги, ул. Школьная, д. 4
БЕРЕЗНИКИ, СПК (КОЛХОЗ)
Адрес:  Нижегородская обл, Гагинский район, с. Березники, ул. Въездная, д. 1 "А
КОРОВИН В. В., КФХ
Адрес:  Алтайский край, Троицкий район, Хайрюзовский, с Ельцовка