12.07.2017
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 3127

Почти три года прошло с момента введения Россией продовольственного эмбарго. Максимальный эффект от санкций, по словам экспертов и участников рынка, получила отрасль сыроделия, отметившая 2015 год многократным ростом в 18,5%, но уже позднее сбавившая темпы роста из-за снижения потребительского спроса на фоне слабой национальной валюты и нестабильной макроэкономической ситуации.

Согласно данным Росстата производство сыров и сырных продуктов за 2015 году увеличилось почти на 20%. Эксперты подчеркивают, что наибольшую динамику показал прирост производства сырных продуктов, однако, росли и другие сегменты – в частности, выпуск творога и элитных сыров. В 2015 году импорт сыров и творога в РФ сократился на 36,5% и составил 201 тыс. тонн. 2016 год продолжил эти тенденции, однако темпы роста производства сыров существенно снизились, продолжив уменьшаться в начале 2017 года. Наиболее показательным на первые эффекты для сыроделия стал 2015 год: когда в начале года у ритейлеров закончились запасы импортного сыра, а отечественные производители только начали

По данным Центра изучения молочного рынка (ЦИМР) объем отечественного производства сыров вырос на 3,5% в 2016 году, достигнув 464 тыс. тонн. Однако темпы роста производства сыров в 2016 году существенно замедлились. Производство сырных продуктов в 2016 году, если верить официальной статистике, составило 136,2 тыс. тонн, на 2,4% больше, чем в предыдущий период. В 2015 году рост производства сырных продуктов был равен 14,8% по сравнению с 2014 годом.  Производство творога в 2016 году сократилось на 1,9% до 405 тыс. тонн. 

С января по апрель 2017 года производство сыров предприятиями РФ выросло на 1,2% (с учетом творога рост составил 2,4%), сырных продуктов - на 9,9%.

Сыроделы уверены, что перспективы ниши сыров не исчерпаны, особенно в части производства творога и элитных сыров, которые постепенно завоевывают рынок. Однако, участники рынка отмечают, что в непростых условиях сберегательной потребительской модели, большинство покупателей может себе позволить лишь недорогие сыры и сырные продукты, выпуск которых будет расти.


ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ


Как отмечает Александр Егоров, специалист по качеству молочной продукции компаний «Избёнка» и «ВкусВилл», в последнее время, ситуация с качеством сыров на рынке стала улучшаться, но недостаточно быстро, чтобы можно было говорить о каком-то кардинальном улучшении. «По-прежнему много фальсификата. Введение продуктовых санкций дало стимул для более интенсивного производства в России аналогов европейских сыров, но зачастую такие сыры производятся либо практически вручную в абсолютно несерьезных объемах, либо производители почему-то думают, что сулугуни и моцарелла это одно и то же», - подчеркивает эксперт.

По словам Александра Егорова, по качеству российские сыры вполне могут конкурировать с зарубежными. Проблема, отмечает эксперт, в том, что российский потребитель в основной своей массе не привычен к таким сырам и не понимает их.

«Невозможно объяснить российскому покупателю, что на сыре с плесенью по французской технологии эта плесень может дальше развиваться на сыре во время хранения и к концу срока годности сыр может играть всеми цветами радуги, и это нормально. Стопроцентное совпадение по органолептическим показателям с зарубежными сырами у наших производителей вряд ли получится, т.к. разное исходное молоко-сырье, корма и т.д. Также могу отметить, что наиболее удачные аналоги зарубежных сыров (итальянских, с плесенью и т.д.) получаются у тех производителей, где производство этих сыров ставят зарубежные технологи. У других же в большинстве случае так и получается сулугуни под видом моцареллы», - высказывается представитель ритейлера.

Директор ООО «Рождество» и производитель сыров Джон Кописки старается оценить ситуацию на рынке объективно и отмечает, что сыроделие (особенно ремесленное) в РФ по-прежнему не организовано.

«Как следствие сегодняшних санкций, или кризиса, мы увидели большой рост количества частных и небольших производителей сыра - это факт.  Однако, рынок не организован, продавать довольно сложно, и есть серьёзные вопросы по качеству и надёжности, а также по общему контролю сертификации,  как для сырья, так и для конечного продукта. Такие сыры производятся не массово и практически все ручной работы, в результате цены выше и такой продукт не доступен значительной части покупателей», - комментирует Джон Кописки.

«С хорошим молоком и долгосрочным обязательством мы можем производить хорошие сыры здесь, в России. Мягкие сыры, такие как Камамбер. Твёрдые сыры, такие как чеддер и пармезан. Это уже происходит, но в небольших количествах.  Но наши цены выше. Мы не получали и не получаем субсидии на производство, наши затраты на финансирование высоки, а платёжный период короче», - констатирует основатель и руководитель ООО «Рождество».

На рынок сыров, несмотря на его замедление, продолжают заходить инвесторы. Сырное производство имеет высокую себестоимость: для производства 1 кг сыра в среднем нужно 12-16 литров сырого молока, более того, твердые сыры имеют высокую выдержку – более 1 года, а это высокие затраты на электроэнергию, отмечает гендиректор ГК «Лосево» Эльдар Беглов. Против этого – невысокая покупательская активность. Лишь немногие могут позволить себе купить качественный сыр.

«Наша компания изучила спрос на итальянские мягкие и полутвердые сыры, запустив в декабре 2013 года экспериментальный цех на базе нашего молочного производства. В прошлом году было принято решение построить отдельный завод, так как мы оценили, что потребность в наших сырах есть. Мы планируем начать его строительство только в конце 2018 года», - рассказал руководитель ГК «Лосево».

Крупным производителям на рынке сыров по-прежнему не хватает качественного сырья. Это стало ключевой причиной выхода крупных и средних переработчиков в отрасль производства сырого молока (к примеру холдинг «Молвест»).

«Наш завод обеспечен сырьем на 100%, нам не хватает оборудования, чтобы увеличить объём производства. Однако, дефицит молока – это серьезная проблема, которая тормозит развитие отрасли, ведь если нет молока, то и сыр не из чего делать», - говорит представитель ГК «Аланталь» Александр Никитин. – «Стоит учесть, что решать проблему нехватки сырья нельзя однобоко, если кто-то скажет, что необходимо вкладывать деньги и развивать только увеличение поголовья, это будет неправильно. Необходимо развивать и переработку, иначе просто некому будет поставлять сырье. Несбалансированное развитие приведёт к перекосу в отрасли», - уверен г-н Никитин.

Накануне стало известно, что «Молочный комбинат «Воронежский», являющийся ключевым предприятием «Молвеста» (3 место в России по объемам переработки сырого молока) зарегистрировало товарный знак «Сыроварни Аркадия Пономарева». Ранее сообщалось, что переработчик может начать производство сыров с плесенью по типу камамбера.

«Сыроделие развивается медленными темпами из-за отсутствия поддержки государства. Более высокий рост можно обеспечить только за счет своих собственных средств, за счет прибыли от продажи сыра. Получить господдержку или льготные кредиты очень трудно. мы в самом начале. Но у нас есть проблема с недостаточно развитой культурой потребления сыра, особенно в регионах», - уверен Владимир Иевлев-Старк, предприятие «Сыр без дыр».

Однозначно можно говорить о том, что интерес к отрасли не пропадает, хотя и становится более продуманным и неторопливым со стороны потенциальных инвесторов. В случае повышения потребительского спроса и уровня жизни населения, рост производства качественных сыров может ускориться.

Как будет развиваться рынок сыров в РФ?

Узнай мнение экспертов

Джон Кописки, директор ООО «Рождество»

Джон Кописки, директор ООО «Рождество»

Александр Егоров, специалист по качеству молочной продукции компаний «Избёнка» и «ВкусВилл»

Александр Егоров, специалист по качеству молочной продукции компаний «Избёнка» и «ВкусВилл»

Генеральный директор ГК «Лосево» Эльдар Беглов

Генеральный директор ГК «Лосево» Эльдар Беглов

Читать другие комментарии на эту тему
12.08.2019

Обязательная маркировка готовой молочной продукции начнется 1 марта

У отрасли есть время чтобы подготовиться к маркировке готовой молочной продукции, уверены в ЦРПТ. Алексей Сидоров, руководитель товарной группы «Молоко», ЦРПТ в комментарии The DairyNews подчеркнул, что интеграция систем «Меркурий» и «Честный знак», и работа через «одно окно» исключит дополнительную нагрузку на представителей отрасли.
Лакомо, ООО
Адрес:  Самарская обл., г. Отрадный, ул. Нефтяников, д. 90 
 
Квашенки АПК, ООО
Адрес:  Московская обл., Талдомский район, с. Квашёнки, литера 1Б ИНВ/ этаж №160-65/1 
 
Можайское молоко, ООО
Адрес:  Московская обл., г. Можайск, ул. Мира, д. 106 
 
Родина, СХП
Адрес:  Московская обл., Коломенский район, д. Субботово