13.10.2014
Источник: agronews.ru
Регион: Россия
Если говорить об антироссийских санкциях Запада, то мы пока не почувствовали никаких результатов – ни отрицательных, ни положительных – от их введения. Развитие аграрной отрасли косвенно связано с санкциями. Самая серьезная проблема сейчас – кредитование сельского хозяйства.

Наши клиенты, которые закупают сельхозтехнику, жалуются, что банки увеличили процентные ставки, ужесточили требования по залогам, а, зачастую, и вовсе отказывают в выдаче кредитов без объяснения причин. Сельское хозяйство – сезонный бизнес, для которого необходимо привлечение средств.

Рынок сельхозтехники в нынешнем сезоне подрос благодаря программе софинансирования.

Но рост произошел не потому, что клиенты себя хорошо чувствуют, а ввиду запуска госпрограммы субсидий. Формула такая: производство выросло, рынок вырос, импорт сократился. Больших катаклизмов мы не видим, но развитию сектора мешает наличие неопределенности. Производители остерегаются делать инвестиции, так как не понимают, что будет происходить с экономикой в следующем году.

Постановления правительства №1432 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники - это самая эффективная, на мой взгляд, госпрограмма – денег тратится очень мало, а эффект большой. Этот механизм уже привел к росту производства.

При этом субсидия "прозрачная" - вся информация размещается на сайте Минсельхоза, она полностью антикоррупционна, так как проводится в автоматическом режиме, чиновники не принимают ни одного решения субъективно: все основано на объективных критериях. Это единственная программа Минсельхоза, по которой субсидии выплачиваются не через субъекты федерации, тем самым, у регионов нет необходимости в софинансировании - федеральная программа доступна для всех территорий РФ.

Но, безусловно, там есть и недочеты, и уже три раза в это постановление вносились изменения и, скорее всего, они не последние. Но на сегодняшний день это реальный эффективно действующий механизм расходования средств, выгодный как производителям сельхозтехники, так и государству.

В регионы мы могли продавать технику, которая субсидируется, только по квотам. Они были жестко распределены и привязаны к объему производства на местах. Спрос на сельхозтехнику неравномерный. Не было механизма перераспределения квот, а сейчас он появился в постановлении.

Но, честно говоря, мы выступаем за то, чтобы со следующего года региональные квоты были полностью отменены, чтобы программа действовала исходя из реального спроса на продукцию. К примеру, в одном субъекте РФ сейчас идут большие инвестиции, и в последующие 2 - 3 года там фермеры и сельхозпроизводители приобретать технику не будут, а в других субъектах спрос, наоборот, повысится. Спланировать это невозможно. Будем обращаться в Правительство с просьбой либерализовать данный подход.

Кроме того Росагромаш уже подготовила предложения в Правительство РФ, профильные ведомства и в Госдуму по увеличению объема финансирования программы с 1,9 млрд до 4 млрд рублей с тем, чтобы объем предоставляемых субсидий мог также быть увеличен с 15 до 20%. Это связано с двумя причинами.

Во-первых, все больше заводов начинает участвовать в этой программе. Она работает полтора года – уже обкатаны механизмы, понятны алгоритмы работы госпрограммы. Даже те, кто не верил в ее эффективность, смогли убедиться в этом.

Во-вторых, отраслевые специалисты дают негативный прогноз на следующий год. Мы считаем, что сельхозпроизводители сократят производство техники на 15-20%. Поддержка в данном случае необходима, чтобы держать уровень производства этого года или, еще лучше, увеличить объемы.

Кстати, недавно подписанное соглашение о сотрудничестве Росагромаш с АККОР поможет в этом. Совместно проще бороться и за преодоление административных барьеров, на которые жалуются наши клиенты.

Например, многие недовольны чрезмерностью требований Минсельхоза, что тормозит процесс осваивания средств и реализации субсидий. Это связано с тем, что ежегодно производители должны подтверждать наличие производства, проходить переаккредитацию. Учитывая, что эта программа рассчитана до 2020 года, мы предлагаем для устранения бюрократических "заморочек" выдавать заключения сроком на 2-3 года.

Однако мы полагаем, что это второстепенные вопросы, безусловно, решаемые и обсуждаемые, заявил Евгений Корчевой.

Впрочем, не все участники обсуждения на Российском Агротехническом Форуме были полностью единодушны в оценке действенности программы государственного субсидирования продаж техники. Можно сказать, что разразилась нешуточная дискуссия между представителями государственной власти, сельхозмашиностроителями и участниками Форума о необходимости пролонгации и увеличения субсидирования программы №1432.

Так, Павел Бурак, исполняющий обязанности директора Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ, заявил о недостаточной эффективности данной программы «сегодняшний день у нас по освоению порядка 1,3 млрд. рублей из 1,9».

Все сельхозмашиностроители сошлись во мнении, что отмена программы №1432 – это верный путь к развалу отечественного сельхозмашиностроения. Предложенный депутатами Государственной Думы проект субсидирования приобретения сельхозтехники, взамен постановления №1432, предусматривающего субсидирование производства, приведет к засилью зарубежной техники на отечественном рынке и резкому скачку коррупции.

Валерий Мальцев, на примере компании «Ростсельмаш», рассказал об эффективности постановления Правительства №1432: «Если говорить в цифрах, 1 900 000 000 – это общий объем субсидий, заложенный на этот год; из них 1 235 000 000, согласно квотированию, может выбрать компания «Ростсельмаш». На сегодняшний день выбрано 1 105 000 000, из них на 853 000 000 документы уже сданы в Минсельхоз, и на 500 000 000 субсидии получены. Соответственно, за оставшиеся два месяца мы выберем дельту между 1 235 000 000 и 1 105 000 000. Эти 130 миллионов – это не проблема. Это полмесяца нам поработать. Поэтому я считаю, что субсидии эффективны. На примере нашей компании есть все доказательства в цифрах. Правда, существовали некие ограничения. Почему мы раньше не выбрали свой 1 235 000 000? Первое ограничение, как вы все прекрасно знаете, это было неверное, наверное, распределение субсидий по регионам. Когда такие регионы, как дальневосточные округа, получали страшные деньги, но при этом не отоваривали, не выбирали, а такая область, как Орел, по которой мы до сих пор не получили субсидии из-за того, что мы перерасходовали лимит Орловской области. Мы только одной компании «Авангард» поставили 100 комбайнов Torum. К сожалению, до сих пор субсидии не получили, потому что лимита не хватает этой области. На сегодняшний день принят механизм перераспределения оставшихся субсидий между областями, но это принято было, к сожалению, не быстро и не так своевременно».

Ну, и в заключение этих заметок вновь вернемся к комментарию директора Росагромаш.

Корчевой напомнил, что сегодня Россия импортирует сельскохозяйственную технику в 5 раз больше, чем экспортирует. Поэтому нужно создавать равные условия для производителей сельхозтехники, развивать собственные производства. Для этого у нас есть достаточное количество инженеров, рабочих, конструкторских центров, центров компетенции, производственных баз. Необходимо формировать условия, чтобы технику было выгодно производить здесь, а не "затаскивать" ее к нам.

Большую роль играет и макроэкономическая политика. Результат того, что экспорт многократно меньше импорта – то, что за 10 лет в 10 раз укрепился реальный курс рубля по отношению к доллару с учетом инфляции. За счет только "рублевых" подвижек нам стало в 10 раз тяжелее работать. Нам в 10 раз не выгоднее стало экспортировать.

Еще одна важная сфера для современного состояния сельскохозяйственного машиностроения – это НИОКР и подготовка кадров.

НИОКР – во всем мире рискованная сфера. Ее надо поддерживать всеми возможными способами. Те инструменты, которые есть, необходимо развивать – увеличивать финансирование, количество проектов. Проблему кадров заводы решают самостоятельно – инвестируют в подготовку высококвалифицированных специалистов. Нам кажется, что это совместная задача бизнеса и государства. Необходимо, чтобы появились инструменты софинансирования программ, которые реализуют наши заводы. Государство должно взять хотя бы 50% таких расходов, поскольку это вклад в образование, в новые рабочие места.

Собственно, в констатации всего, что было сказано выше и есть своего рода итог прошедшего Агротехнического Форума.

Резюмируя точки зрения экспертов и специалистов отрасли, можно сделать вывод о единодушной поддержке постановления Правительства №1432. Выражена озабоченность по поводу финансовой ситуации в сельском секторе в 2015 году. Четко прозвучало, что российские заводы сейчас включают в свою стратегию вопросы не только развития и увеличения поставок на внутреннем рынке, но и экспорта, за счет которого можно поднять конкурентоспособность отраслевых предприятий, сказал, завершая комментарий, Евгений Корчевой.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.10.2018

Золотая осень: предварительные итоги АПК

На агропромышленной выставке "Золотая осень" в рамках деловой программы и работы стендов регионов РФ прошло множество деловых и дружественных встреч. The DairyNews пообщалось с представителями отрасли и руководства аграрных ведомств регионов, узнав о предварительных итогах АПК в 2018 году и планах на ближайшие годы.

Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Семимол, ООО
Адрес:  Ростов-На-Дону, ул. Варфоломеева, д. 274/1 
 
Самаров Петр Николаевич, КФХ
Адрес:  Чувашия, Вурнарский район, деревня Большие Яуши 
 
Молпродторг, ООО
Адрес:  Воронежская обл, Новоусманский район, с. Бабяково, ул. Совхозная, д. 2 "Б" офис 2