Дырка от сыра

Источник: chaskor.ru
Недавно по лентам информагентств прошло невинное сообщение о том, что комиссия правительства РФ по защитным мерам «скорректировала ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сыров». Показательно, что комиссия приняла решение 18 июня, а первое официальное сообщение об этом появилось 23 июня. «Скорректировать», как правило, означает «повысить, но по-хитрому».
Дырка от сыра
Недавно по лентам информагентств прошло невинное сообщение о том, что комиссия правительства РФ по защитным мерам «скорректировала ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сыров». Показательно, что комиссия приняла решение 18 июня, а первое официальное сообщение об этом появилось 23 июня. «Скорректировать», как правило, означает «повысить, но по-хитрому».

Что есть

Сейчас сыр облагают в зависимости от таможенной стоимости, заявляемой при ввозе. Пошлина на дешёвый сыр — стоимостью до 1,65 евро за килограмм — составляет 0,7 евро за 1 кг. Если сыр подороже — от 1,65 до 2 евро за 1 кг — пошлина чуть ниже 0,65 евро. А если сыр дороже 2 евро, то ставка пошлины — 0,3 евро за килограмм.

В этой шкале есть своя логика. Она направлена на то, чтобы создать трудности иностранным производителям дешёвых сыров, которые находятся в одной нише с подавляющим большинством российских производителей. Те, кто производят дорогие сыры, платят меньше — потому что местные деятели, за редчайшим исключением, в эту сферу не лезут и конкуренции, соответственно, не боятся.

На самом деле «дешёвые сыры» — это эвфемизм; продукт стоимостью меньше ста рублей, конечно, никакой не сыр, а так, белковая масса молочного происхождения. Собственно, эту сырную массу — производства России, Украины и Беларуси — мы и видим повсеместно на прилавках. В России нет культуры производства и потребления сыра. И едят его мало — в год по 3,5 кг на человека при рекомендованных диетологами 6,5 кг. А после «корректировки» будут, вероятно, есть ещё меньше.

Что будет

Новая сырная пошлина — 15%, но не меньше 0,5 евро за килограмм. Официально её вводят, чтобы помочь российским производителям всучить российским потребителям побольше своего, более дорогого, чем у соседей, товара. Об этом откровенно заявила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, по инициативе которой и устроили корректировку. В свою очередь Скрынник откликнулась на слёзную просьбу Молочного союза спасти национальную сыропромышленность.

Действительно, отечественные изготовители проигрывают по цене украинцам и белорусам. В первом квартале, по данным Росстата, производство сыра в РФ снизилось на 3,4 тыс. тонн по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило 87,3 тыс. тонн. В то же время белорусский и украинский импорт вырос почти на треть.

Почему? Потому что белорусы, например, способны поставлять в Россию свои сыроподобные продукты по цене 110—115 рублей за килограмм (это оптовая цена), а у местных то же самое по качеству стоит уже 160—165 рублей . Этот ценовой разрыв надо было как-то сократить. Но как? Не снижать же издержки, в самом деле? Вот тут-то на помощь и пришли Скрынник и комиссия правительства.

Что касается производителей нормального сыра и тем более дорогих и редких сортов, то они, видимо, попали под горячую руку. Никаких признаков того, что в России появится массовое производство сыра (а не эрзацев типа «Российского» и его братьев-близнецов), нет и не предвидится. С настоящим сыром в стране настолько плохо, что, если пытаться приводить положительные примеры, это будет выглядеть как реклама одной отдельно взятой компании. Так что качественный и высококачественный сыр подорожает не ради блага российских фабрикантов, а просто так. Фискальный смысл в этой мере вряд ли есть, потому что таких сыров на российском рынке не то чтобы много.

Кого защищает комиссия по защитным мерам

Пошлины на сыр меняют не в первый раз. Например, в 2006 году пошлина была 15%, но не менее 0,3 евро за килограмм. Тогда Молочный союз требовал отказаться от уравниловки и ввести шкалу типа той, которая действует сейчас, чтобы задавить импорт дешёвых сыров. Как видим, шкалу ввели, но импорт не задавили. Плохому танцору, как известно, всегда что-нибудь мешает.

Комиссия правительства РФ по защитным мерам вообще очень внимательно относится к нуждам молочников. Благодаря ей появилось, например, постановление правительства о повышении с 6 марта таможенных пошлин на сливочное масло, сухое молоко и другие молочные продукты. Обложили и детское молочное питание: 15% , но не менее 0,3 евро за килограмм (для двухсотграммовых упаковок).

Когда повышают пошлины на какие-нибудь уж совсем базовые продукты, гражданам обычно считают нужным объяснить, что цены не повысятся или повысятся совсем чуть-чуть. Но верить в эти сказки не стоит, даже если в них верят те, кто их рассказывает. Ведь смысл защитных мер как раз и состоит в том, чтобы дать возможность своим производителям продавать людям товар по цене, которая выше, чем была бы в нормальных условиях (то есть в отсутствие пошлин). Так что пошлину на товар вводят именно для того, чтобы он подорожал (изредка — для того, чтобы он не подешевел).

Только на первый взгляд кажется, что импортными пошлинами, квотами и тому подобными вещами правительства защищают отечественных производителей от иностранных. На самом деле органы, подобные российской комиссии по защитным мерам, защищают плохих отечественных производителей от отечественных потребителей. Представим себе, что защитных мер нет. Что будут делать люди? Покупать то, что лучше и дешевле. Разумеется, те отечественные производители, которые производят несусветно дорогие или низкокачественные вещи, должны будут разориться.

Может быть, отечественных производителей всё-таки стоит поберечь? В конце концов, если местные производители «Российского» сыра загнутся, то какие-то люди потеряют работу. Посмотрим на это с другой стороны. Люди (и ресурсы), занятые в производстве, которое нужно защищать, чтобы оно не сдохло, не делают чего-то другого, нужного и полезного, что у них получилось бы гораздо лучше. Грубо говоря, поощряя российских сыроделов гнать дорогой брак, комиссия по защитным мерам лишает страну качественной и конкурентоспособной отечественной продукции, которую могли бы делать те же самые люди, если бы у них был стимул развиваться, а не бегать в комиссию жаловаться.

В конечном счёте защитные меры не защищают, а развращают тех производителей, ради которых их вводят. В России, как и во многих других странах, можно наблюдать печальный результат. Под влиянием неконкурентоспособных бизнесов и их покровителей в министерствах правительство вступило в борьбу с едой.

Справка

Комиссия правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (далее — комиссия)

Комиссия правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике осуществляет подготовку предложений для правительства РФ в области тарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории, а также о введении мер по защите внутреннего рынка и ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные меры других государств.

Комиссия рассматривает и готовит предложения по установлению и изменению ставок таможенных пошлин, о применении мер тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в неторговом обороте, о внесении изменений и дополнений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, по изменению и уточнению национальной схемы преференций, о необходимости введения на территории РФ мер по защите внутреннего рынка, о целесообразности введения ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные и иные действия со стороны других государств или их союзов, ущемляющие интересы РФ.

Председатель комиссии — первый вице-премьер Виктор Зубков.

В состав комиссии входят, в частности, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава ФАС Игорь Артемьев, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, статс-секретарь министерства финансов Сергей Шаталов и др.

Вперёд и с песней

Комиссия по защитным мерам борется не только с молочными продуктами. Сфера её деятельности гораздо разнообразнее. Например, недавно она добилась повышения пошлины на тропические масла с 5 до 10%. Тропические масла, как можно догадаться, в России не производятся по объективным причинам. У них, правда, есть местные аналоги, но они в разы дороже. К тому же многие кондитерские линии — например, по изготовлению слоёного теста — рассчитаны исключительно на использование тропических масел. Наконец, эти масла входят в состав мыла, гелей для душа и тому подобных продуктов (производимых, кстати, в России российскими компаниями). Так что не удивляйтесь, когда подорожает мыло.

Тем временем в недрах реального сектора зреют новые идеи по борьбе с едой. Молочный союз не оставляет надежды ввести квоты на сыр. А что, собственно? Привыкли же мы к квотам на сахар и даже к квотам на мясо, а сыр ведь по сравнению с сахаром и мясом далеко не продукт первой необходимости. В Общественном совете при Росрыболовстве возникла мысль ввести заградительные барьеры против импортной рыбы . Есть предложение ввести 50- или 100-процентные импортные пошлины на филе минтая, кеты, горбуши, путассу, хека, трески и камбалы и других видов рыбы. Страшно даже подумать, от чего нас ещё могут защитить.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью