17.09.2009
Источник: argumenti.ru
Регион: Россия
Два мира – два кефира Кризис спровоцировал начало нового этапа «кисломолочных войн». Заводы, разливающие кефир, простоквашу и ряженку, решили взять реванш у давних обидчиков – производителей йогуртов. Судя по статистическим сводкам, контрнаступление идет успешно: спрос на йогурты, особенно питьевые, упал почти на четверть. Зато кефир вновь стал частым гостем на столах – теперь его регулярно пьют в каждой второй семье. Но вот вопрос: кому и какая от этого польза?
Йогуртовое лобби

Конечно, было бы наивно радоваться успехам «исконно российского» питьевого продукта. Все-таки йогурт впервые появился тысячелетия назад на территории нынешней Болгарии, а кефир пришел к нам всего 100 лет назад - с Северного Кавказа.

Хотя дело тут не в корнях, а в том, что в нынешнем, магазинном, варианте оба этих кисломолочных напитка очень далеки от своих истоков. Почти все йогурты у нас «ненастоящие», а их польза для здоровья сильно преувеличена рекламой. Но и кефир в России давно уже не тот.

Что же тогда льют в стаканчики и пакеты? Начнем по порядку. Прежде всего: выпускать молоко в нашей стране не так уж выгодно. «Где это видано? Оптом мы продаем молоко по 5-9 руб. за литр, а в магазинах оно идет уже по 25-30 руб. и выше. Получается, чтобы купить литр бутылочной воды, крестьянину надо продать три, а то и четыре литра молока», - говорит глава чувашского совхоза «Батыревский» Павел Нефедов.

Совсем другое дело - продукты молочной переработки, на них зарабатывают сотни, а порой и тысячи процентов прибыли. Спрос на этот товар огромный: одних только глазированных сырков в стране продается на 15 млрд. руб. в год! Но настоящее эльдорадо - это кисломолочная продукция, которой у нас выпускают более 15 млн. т в год, что приносит производителям не менее 50 млрд. рублей.

Так вот йогурты и кефир - два основных соперника на этом тучном поле. Еще в 2008 г. казалось, что битва между ними подходит к концу. Десять лет назад на кефир приходилось 70% спроса, а на йогурты - 9%. Но затем силы постепенно сравнялись, поскольку с 2000 г. потребление йогуртов росло на 20-40% в год, а кефир покупали все хуже.

Благодарить за это надо йогуртовое лобби, которое активно пропагандирует свой товар, вкладывая в рекламу десятки миллионов долларов в год. Выгода тут очевидна, потому что себестоимость йогурта и кефира практически одинакова - она близка к цене молока. Не так уж сложно нагреть его, добавить стрептококк и «греческую палочку» в случае йогурта или «кефирный грибок» - ферментация пойдет сама собой, а весь процесс займет чуть менее суток. Зато йогурты хранятся дольше кефира, а главное - стоят намного дороже.

Сказка о бактериях

Только вот незадача: напитки, которые у нас обычно называют йогуртами, те же болгары в своей стране продавать... запретили. С официальной формулировкой: «чтобы не позорить национальный символ». Суть в том, что настоящий йогурт делают только из свежего натурального молока, тогда как в интерпретации наших производителей этот напиток обычно выпускают из порошкового продукта. Пользы для организма от него мало.

Но это еще полбеды. Потребителям прожужжали уши рассказами о необыкновенно полезных «живых бактериях», которые укрепляют иммунитет и заселяют желудок «полезной микрофлорой». Само собой, «бактериальные» йогурты в несколько раз дороже обычных.

У медиков на этот счет - мнение однозначное. Во-первых, целебные свойства этих «чудо-бактерий» - вещь сомнительная. Некоторые врачи вообще не уверены, что у пребиотиков, к которым относятся данные микроорганизмы, есть хоть какой-то полезный эффект. Зато доказано, что многие «чудо-бактерии» не выживают в желудке человека дольше нескольких минут. Значит, они просто не успеют ничего «исцелить».

Во-вторых, медики возмущены размахом бактериальной пропаганды. «Достаточно пройтись мимо молочных рядов в любом магазине, чтобы понять масштабы происходящего. Такое впечатление, что производители соревнуются - кто придумает более нелепые терапевтические свойства для очередного питьевого йогурта», - говорит доктор медицинских наук, микробиолог Алексей Волгин.

«Как специалист по гигиене питания я всегда стараюсь объяснить потребителям, что йогурты с «суперсвойствами» - это фикция», - добавляет профессор РАМН Ирина Панаева. Вдобавок, по ее словам, потребление таких йогуртов может привести к весьма неприятным последствиям. Получается: зачем человеку для укрепления иммунитета нужны прививки и здоровый образ жизни, если есть «волшебные бутылочки»?

В-третьих, несмотря на рекламные обещания и надписи на этикетках, никаких «чудо-бактерий» в йогуртах порой... нет. Микробиологи из крупнейшего Канадского университета Гвельфа поставили нашумевший эксперимент. Они потратили несколько месяцев, чтобы найти лактобактерии в нескольких широко разрекламированных «целебных напитках». Итог: ни в одной из сотен протестированных баночек волшебных микроорганизмов не оказалось.

Вкусны, но бесполезны

В общем, похоже, что йогуртовое лобби слегка заигралось. Хотя это не означает, что у кисломолочных продуктов нет никаких полезных свойств. Наоборот - их великое множество, только навороченные суперйогурты в этом плане ничем не отличаются от обычных.

Также очевидно, что даже самый дорогой йогурт ничуть не более полезен для желудка, чем обычный и вполне доступный кефир. Но только с кефиром - свои проблемы. Прежде всего становится все труднее купить правильный напиток.

«Специалистам известны только три вида кефира - однодневный, двухдневный и трехдневный. Это сроки хранения. Но попробуйте найти в магазине кефир со сроком годности менее 10 дней», - объяснили нам в Институте питания РАН.

В принципе российский ГОСТ допускает, чтобы срок хранения кефиров в полимерной таре достигал не 36, а 72 часов. Но какой ценой дается это «долголетие»? Очень просто: продукт проходит мощную термическую обработку, которая убивает не только вредную, но и полезную микрофлору - тот самый чудесный «кефирный грибок», который на Кавказе называют «пшеном пророка». Кстати, это же относится и к «долгоиграющим» йогуртам - в них гибнет «болгарская палочка».

Зато не стоит удивляться тому, что у нынешних кефиров слишком жидкая консистенция по сравнению с советским напитком. Просто, как объясняют специалисты, раньше кефир ферментировался уже после розлива - непосредственно в стеклянных бутылках. Поэтому получался очень густой. А теперь процесс идет в больших чанах, при этом кефир тщательно перемешивают. С точки зрения качества разницы - никакой.

Каков итог? Полезные свойства кефиров и йогуртов никуда не пропали - в наши дни они точно такие же, как тысячелетия назад. Но попытки улучшить и без того хорошие продукты выглядят сомнительно. Так что, если уж вы хотите купить нечто, действительно полезное для здоровья, - смотрите на этикетку.

Во-первых, йогурт должен называться йогуртом, а кефир - кефиром. Названия наподобие «кефирный напиток» и «йогуртовый крем» обычно свидетельствуют, что в них добавлено сухое молоко, а технология производства сильно изменена.

Во-вторых, очень важны максимальные сроки годности. Кефир, живущий более трех дней, и йогурт, который не портится месяц и более, - вкусны, но бесполезны.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20