Два мира – два кефира

Источник: argumenti.ru
Кризис спровоцировал начало нового этапа «кисломолочных войн». Заводы, разливающие кефир, простоквашу и ряженку, решили взять реванш у давних обидчиков – производителей йогуртов. Судя по статистическим сводкам, контрнаступление идет успешно: спрос на йогурты, особенно питьевые, упал почти на четверть. Зато кефир вновь стал частым гостем на столах – теперь его регулярно пьют в каждой второй семье. Но вот вопрос: кому и какая от этого польза?
Два мира – два кефира
Кризис спровоцировал начало нового этапа «кисломолочных войн». Заводы, разливающие кефир, простоквашу и ряженку, решили взять реванш у давних обидчиков – производителей йогуртов. Судя по статистическим сводкам, контрнаступление идет успешно: спрос на йогурты, особенно питьевые, упал почти на четверть. Зато кефир вновь стал частым гостем на столах – теперь его регулярно пьют в каждой второй семье. Но вот вопрос: кому и какая от этого польза?
Йогуртовое лобби

Конечно, было бы наивно радоваться успехам «исконно российского» питьевого продукта. Все-таки йогурт впервые появился тысячелетия назад на территории нынешней Болгарии, а кефир пришел к нам всего 100 лет назад - с Северного Кавказа.

Хотя дело тут не в корнях, а в том, что в нынешнем, магазинном, варианте оба этих кисломолочных напитка очень далеки от своих истоков. Почти все йогурты у нас «ненастоящие», а их польза для здоровья сильно преувеличена рекламой. Но и кефир в России давно уже не тот.

Что же тогда льют в стаканчики и пакеты? Начнем по порядку. Прежде всего: выпускать молоко в нашей стране не так уж выгодно. «Где это видано? Оптом мы продаем молоко по 5-9 руб. за литр, а в магазинах оно идет уже по 25-30 руб. и выше. Получается, чтобы купить литр бутылочной воды, крестьянину надо продать три, а то и четыре литра молока», - говорит глава чувашского совхоза «Батыревский» Павел Нефедов.

Совсем другое дело - продукты молочной переработки, на них зарабатывают сотни, а порой и тысячи процентов прибыли. Спрос на этот товар огромный: одних только глазированных сырков в стране продается на 15 млрд. руб. в год! Но настоящее эльдорадо - это кисломолочная продукция, которой у нас выпускают более 15 млн. т в год, что приносит производителям не менее 50 млрд. рублей.

Так вот йогурты и кефир - два основных соперника на этом тучном поле. Еще в 2008 г. казалось, что битва между ними подходит к концу. Десять лет назад на кефир приходилось 70% спроса, а на йогурты - 9%. Но затем силы постепенно сравнялись, поскольку с 2000 г. потребление йогуртов росло на 20-40% в год, а кефир покупали все хуже.

Благодарить за это надо йогуртовое лобби, которое активно пропагандирует свой товар, вкладывая в рекламу десятки миллионов долларов в год. Выгода тут очевидна, потому что себестоимость йогурта и кефира практически одинакова - она близка к цене молока. Не так уж сложно нагреть его, добавить стрептококк и «греческую палочку» в случае йогурта или «кефирный грибок» - ферментация пойдет сама собой, а весь процесс займет чуть менее суток. Зато йогурты хранятся дольше кефира, а главное - стоят намного дороже.

Сказка о бактериях

Только вот незадача: напитки, которые у нас обычно называют йогуртами, те же болгары в своей стране продавать... запретили. С официальной формулировкой: «чтобы не позорить национальный символ». Суть в том, что настоящий йогурт делают только из свежего натурального молока, тогда как в интерпретации наших производителей этот напиток обычно выпускают из порошкового продукта. Пользы для организма от него мало.

Но это еще полбеды. Потребителям прожужжали уши рассказами о необыкновенно полезных «живых бактериях», которые укрепляют иммунитет и заселяют желудок «полезной микрофлорой». Само собой, «бактериальные» йогурты в несколько раз дороже обычных.

У медиков на этот счет - мнение однозначное. Во-первых, целебные свойства этих «чудо-бактерий» - вещь сомнительная. Некоторые врачи вообще не уверены, что у пребиотиков, к которым относятся данные микроорганизмы, есть хоть какой-то полезный эффект. Зато доказано, что многие «чудо-бактерии» не выживают в желудке человека дольше нескольких минут. Значит, они просто не успеют ничего «исцелить».

Во-вторых, медики возмущены размахом бактериальной пропаганды. «Достаточно пройтись мимо молочных рядов в любом магазине, чтобы понять масштабы происходящего. Такое впечатление, что производители соревнуются - кто придумает более нелепые терапевтические свойства для очередного питьевого йогурта», - говорит доктор медицинских наук, микробиолог Алексей Волгин.

«Как специалист по гигиене питания я всегда стараюсь объяснить потребителям, что йогурты с «суперсвойствами» - это фикция», - добавляет профессор РАМН Ирина Панаева. Вдобавок, по ее словам, потребление таких йогуртов может привести к весьма неприятным последствиям. Получается: зачем человеку для укрепления иммунитета нужны прививки и здоровый образ жизни, если есть «волшебные бутылочки»?

В-третьих, несмотря на рекламные обещания и надписи на этикетках, никаких «чудо-бактерий» в йогуртах порой... нет. Микробиологи из крупнейшего Канадского университета Гвельфа поставили нашумевший эксперимент. Они потратили несколько месяцев, чтобы найти лактобактерии в нескольких широко разрекламированных «целебных напитках». Итог: ни в одной из сотен протестированных баночек волшебных микроорганизмов не оказалось.

Вкусны, но бесполезны

В общем, похоже, что йогуртовое лобби слегка заигралось. Хотя это не означает, что у кисломолочных продуктов нет никаких полезных свойств. Наоборот - их великое множество, только навороченные суперйогурты в этом плане ничем не отличаются от обычных.

Также очевидно, что даже самый дорогой йогурт ничуть не более полезен для желудка, чем обычный и вполне доступный кефир. Но только с кефиром - свои проблемы. Прежде всего становится все труднее купить правильный напиток.

«Специалистам известны только три вида кефира - однодневный, двухдневный и трехдневный. Это сроки хранения. Но попробуйте найти в магазине кефир со сроком годности менее 10 дней», - объяснили нам в Институте питания РАН.

В принципе российский ГОСТ допускает, чтобы срок хранения кефиров в полимерной таре достигал не 36, а 72 часов. Но какой ценой дается это «долголетие»? Очень просто: продукт проходит мощную термическую обработку, которая убивает не только вредную, но и полезную микрофлору - тот самый чудесный «кефирный грибок», который на Кавказе называют «пшеном пророка». Кстати, это же относится и к «долгоиграющим» йогуртам - в них гибнет «болгарская палочка».

Зато не стоит удивляться тому, что у нынешних кефиров слишком жидкая консистенция по сравнению с советским напитком. Просто, как объясняют специалисты, раньше кефир ферментировался уже после розлива - непосредственно в стеклянных бутылках. Поэтому получался очень густой. А теперь процесс идет в больших чанах, при этом кефир тщательно перемешивают. С точки зрения качества разницы - никакой.

Каков итог? Полезные свойства кефиров и йогуртов никуда не пропали - в наши дни они точно такие же, как тысячелетия назад. Но попытки улучшить и без того хорошие продукты выглядят сомнительно. Так что, если уж вы хотите купить нечто, действительно полезное для здоровья, - смотрите на этикетку.

Во-первых, йогурт должен называться йогуртом, а кефир - кефиром. Названия наподобие «кефирный напиток» и «йогуртовый крем» обычно свидетельствуют, что в них добавлено сухое молоко, а технология производства сильно изменена.

Во-вторых, очень важны максимальные сроки годности. Кефир, живущий более трех дней, и йогурт, который не портится месяц и более, - вкусны, но бесполезны.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью