22.04.2016
Источник: vedomosti.ru
Регион: Россия
В письме председатель правительства жалуется, что в госуправлении отсутствует система взаимодействия между органами власти, столь необходимая для достижения результатов при решении сложных и комплексных задач. Построение работы министерства отдается на откуп министру, не ведется внешний контроль за эффективностью организации работы, перечисляет Медведев, а при смене руководителя меняется аппарат ведомства, приоритеты, методы работы, нарушается преемственность.

Успешный опыт проведения Олимпиады и саммита АТЭС, а также некоторые международные практики позволяют Медведеву предложить определить ключевые показатели эффективности (KPI) для каждого министерства и сформировать понятную «приборную панель» для государственной власти с учетом общественной оценки ее действий. Министры должны нести персональную ответственность за достижение KPI, а не просто отчитываться о выполненных поручениях, считает он.

Этими вопросами и займется комиссия – Медведев считает, что возглавит ее президент, сам он будет его заместителем, а членами комиссии станут министры, депутаты, сенаторы и эксперты.

Это ремейк комиссии по административной реформе 2004 г., только тогда были не KPI, а показатели деятельности, напоминает член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

Комиссия должна координировать разработку стратегических параметров социально-экономического развития России, пишет Медведев, а также оптимизировать систему министерств и подведомственных учреждений, утверждать и мониторить достижение KPI, развивать информационные технологии.

Для обеспечения работы комиссии в администрации президента и аппарате правительства могут быть созданы необходимые подразделения.

 Идея реформировать систему госуправления и внедрить проектный подход к решению государственных задач выдвинул весной 2015 г. президент Сбербанка Герман Греф: он предложил президенту создать обособленный от правительства центр реформ. Позже команда Грефа приготовила для правительства презентацию, в которой описывался малазийский опыт создания центра реформ Pemandu и предлагалось взять его за основу (см. врез). Основные функции такого центра – повышать эффективность министерств по 5–7 KPI и координировать небольшое число приоритетных проектов. Главная задача – учить министерства исполнять проекты. Члены правительства не против реформы системы: 80% выступили за создание такого центра, 67% – за повышение роли управления по целям, говорилось в презентации Грефа.

Госуправление уже пытались реформировать в 2004 г., следом за Гонтмахером вспоминает федеральный чиновник: «Структура правительства поменялась, но контент остался за скобками». Решительная реформа раздувшегося госаппарата нужна, но для ее проведения необходимы не новые структуры, а политическая воля, говорит он.

Гонтмахер выражает скепсис: идея реформы принесена из стран, где конкурентная политическая система, независимые СМИ и гражданское общество, которые обеспечивают внешний контроль – то, чего нет в России. А в России исполнительная власть будет вынуждена контролировать сама себя, что неэффективно: или показатели будут дотягиваться до нужных значений, или будут объяснительные записки, что достичь KPI было невозможно по независящим причинам, предвидит он.

Нужно просто сократить количество министерств и чиновников – государство играет слишком большую роль и регулирует те процессы, которыми может управлять рынок, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: от многих министерств и служб вполне можно отказаться, государству нужно оставить только контроль за судебной системой, конкуренцией и социальными функциями.

Инструменты, о которых пишет Медведев, уже есть – ими не пользуются: показатели эффективности заложены в федеральных целевых программах и министерства отчитываются по ним, отмечает проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Решить кадровую проблему для госслужбы можно по американскому образцу: создать независимую службу, которая занималась бы подбором чиновников и оценивала бы их личные достижения, предлагает Сафонов. И нужно принципиальное разделение должностей на те, что могут быть заняты политическими назначенцами, продвигающими идеи и проекты, и те, что только для профессиональных чиновников, умеющих работать над воплощением идей, считает он: создание комиссии ничего не изменит.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

03.10.2018

Китайские амбиции аграрного экспорта

Нужен ли России Китай? Наша страна намерена удвоить экспорт аграрной продукции к 2024 году до $45 млрд. Стоит ли при таких целях игнорировать ближайшего соседа и крупнейшего потребителя агропродовольственной продукции? Конечно - нет, уверены, опрошенные The DairyNews эксперты.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Семимол, ООО
Адрес:  Ростов-На-Дону, ул. Варфоломеева, д. 274/1 
 
Самаров Петр Николаевич, КФХ
Адрес:  Чувашия, Вурнарский район, деревня Большие Яуши 
 
Молпродторг, ООО
Адрес:  Воронежская обл, Новоусманский район, с. Бабяково, ул. Совхозная, д. 2 "Б" офис 2