«Для коров у нас играет Штраус…»

Источник: ИА DairyNews
Интервью с Александром Долговым, директором ООО "Нежинская молочная фабрика".
«Для коров у нас играет Штраус…»
DN: Как называется Ваше хозяйство и где оно находится?

Хозяйство называется ООО "Нежинская молочная фабрика", расположено в Калининградской области. Город Нестеров, поселок Нежинское. Поэтому называется "Нежинская молочная фабрика". Слово «фабрика» подчеркивает индустриальный характер предприятия. Это не село, не колхоз. Крестьян там нет, сразу Вам говорю. 

DN: А кто у Вас работает вместо крестьян?

Образованные специалисты, в том числе иностранные из Литвы, Германии, Венгрии.

DN: Какой перепад температур в Вашем регионе в течение года?

Если Вы имеете ввиду среднесуточную температуру, то летом - +18-19 градусов. Зимняя температура - -12-15 градусов.

DN: Какая самая низкая температура, зафиксированная минувшей зимой?

-30 с лишним - зафиксировали именно на молочной фабрике. Такая температура держалась около пяти дней. 

DN: Какое поголовье содержится на Вашей молочной фабрике?

На настоящий момент более 5 тысяч голов.

DN: А дойное стадо?

2500 голов. 

DN: Какой тип содержания Вы применяете?

Беспривязное содержание холодного типа. 

DN: Разделено ли у Вас стадо на группы? Содержатся ли все 2500 коров в одном коровнике?

Разделены на несколько групп. В каждом помещении у нас около 700 голов.

DN: Какой породы Ваши коровы?

Голштино-фризские. Поставка нетелей осуществлялась из Германии и Венгрии. Объект строился поэтапно. Каждый год завозилось определенное количество животных в зависимости от готовности помещений. 

DN: Когда вы полностью укомплектовали стадо?

Мы еще не завершили комплектацию: поголовье дойного стада у нас будет достигать 3500 коров. Сейчас у нас на подходе 450 голов, которые будут доставлены на этой неделе. 

DN: Эти 450 голов из Венгрии?

Да.

DN: Венгрия - одна из немногих стран Европы, импорт скота откуда не запрещен. Как Вы считаете, генетика коров, которых Венгрия может нам предложить, оно такого же высокого качества, что и в Голландии, Австрии, Германии, Франции?

Оно выше по качеству, ввиду того, что в Венгрии более крупные хозяйства, чем в остальных европейских странах. То, что отбор животных для импорта осуществляется в первую очередь с больших хозяйств, упрощает выполнение ветеринарных требований и множество других аспектов. Плюс сама генетика венгерских животных... Могу так сказать: качество скота у той венгерской компании, с которой мы работаем, на очень высоком уровне. 

Вы должны понимать: Венгрия - это все-таки Венгрия, это же мадьяры. Они же сами себя так называют: "Мы мадьяры, азиаты". 

DN: Имеет ли Ваша молочная фабрика статус племенного хозяйства?

Да, имеет. Племстатус был получен полтора года назад. 

DN: Реализуете ли вы скот?

Нет, мы пока не занимаемся реализацией. Как я сказал, еще идет строительство, и по планам мы сможем реализовывать скот только через два года. Тогда у нас будут «лишние» животные для продажи.

Плюс, у нас большой холдинг. У нас есть скот черно-пестрой породы в других хозяйствах. Прежде всего, мы будет продавать животных в наши сельхозорганизации, которые работают по старому образцу. 

DN: Скажите, чувствительны ли ваши высокоудойные голштино-фризы к условиям содержания?

Да, конечно. Я не могу сравнивать с другими породами, кроме нашей советской черно-пестрой. Конечно, голштино-фризы гораздо чувствительнее в вопросах кормления, условий содержания. Ветеринарные требования гораздо выше. 

DN: Когда Вы приобретали этот скот, Вы знали, что столкнетесь с необходимостью создать комфортные условия?

Да, конечно. Был серьезный выбор помещений, в которых мы собирались содержать животных, и технологического оборудования. Был проведен большой конкурс между различными компаниями, в том числе в нем участвовала компания DeLaval.

DN: Как у вас устроена вентиляция? 

Мы приобретали металлоконтрукции для помещений в Германии, вместе с ними поставлялись все деревянные детали, комплектующие для крыши и вентиляционные шторы. Это была общая поставка, в этом смысле мы положились на немцев. 

DeLaval касательно вентиляционного оборудования поставил вентиляторы в доильном зале и накопителе. Если мы говорим о комфорте в целом, то необходимо еще упомянуть маты, лежаки, подголовники - все это было поставлено DeLaval. 

DN: Расскажите, что такое эти вентиляционные шторы и что они Вам дают. 

На больших предприятиях это приспособление позволяет снять часть человеческого фактора. Установлены датчики - шторы срабатывают автоматически. Это самый главный момент. Сами понимаете: когда большое количество помещений, неуместно везде использовать человека, который должен бежать нажимать кнопку, чтобы то опустить, то поднять шторы. Это не всегда эффективно.

DN: То есть основное помещение не оборудовано вентиляторами?

У нас помещения большие. По козырьку - 12 метров высотой, предусмотрена естественная вентиляция: между крышами созданы специальные вентиляционные проемы. Принудительная вентиляция, как я Вам сказал, только в доильном зале и накопителе. 

DN: Какой размер коровника на молочной фабрике?

150 на 35 метров. Посередине находится кормовой стол, а дальше идут ряды для животных. Между рядами работает скрепер.

DN: Есть ли у вас проблема влажности в коровнике?

Нет, с влажностью проблем нет. За счет вентиляции и холодного содержания этот вопрос у нас полностью закрыт.

Все проектировали и делали немцы, еще работала наша проектная организация из Литвы совместно со специалистами DeLaval в том числе по вопросу вентиляции. Хотя мы определились с другим поставщиком, но консультанты от DeLaval нам оказывали всестороннюю поддержку. 

DN: Расскажите, пожалуйста, как оборудован доильный зал.

Доильный зал у нас "Каскад" 2*42, то есть одновременно могут доиться 84 коровы. Оборудование фирмы DeLaval. В доильном зале у нас установлены дополнительные вентиляторы и предусмотрен подъемный козырек из Германии. Он утепленный, срабатывает автоматически в зависимости от показателей влажности, холода, тепла и так далее. Вентиляторы установлены для дополнительного комфорта животных, в основном они используются в летнее время года. 

DN: Отапливается ли доильный зал?

Да. 

DN: Достаточно ли для этого системы рекуперации тепла или вы используете дополнительные источники тепла?

Да, у нас установлена система рекуперации, но ее недостаточно для отопления доильного зала. 

DN: Для чего сделан этот обогрев на холодное время: для сотрудников молочной фабрики, из-за технологической необходимости для оборудования или для животных?

Касательно животных у нас одна ситуация, касательно сотрудников, которые работают в доильном зале, - это другая ситуация. Для людей предусмотрен подогреваемый пол и иные комфортные условия. У нас даже играет музыка в доильном зале - транслируется Штраус. 

Есть такое поверие, что животные лучше отдают молоко, когда играет какая-то классическая музыка. Мы остановились на Штраусе. 

Насколько я знаю, доильный зал обогревается, чтобы и людям, и оборудованию было хорошо.

DN: Почему Вы выбрали холодный тип содержания?

Мы очень долго выбирали оборудование. При таком типе содержания решены очень многие вопросы в области вентиляции. Расчеты, которые нам показали специалисты, в том числе представители DeLaval, отражают, что даже в зимнее время года при закрытых вентиляционных шторах тепла от такого количества животных в одном помещении хватает для собственного обогрева. У нас так же нет никаких проблем с навозоудалением (у нас скреперная система) и с поением. 

DN: У вас не подогреваются поилки?

Подогреваются, конечно, в основном в зимнее время.

DN: Вы сказали, что точка минимальной температуры этой зимой была на уровне -30. Какая температура сохранялась при этом внутри коровника?

Я думаю, температура была около -3. 

DN: У вас установлена система датчиков только в вентиляционных шторах? Как Вы можете оценить их бесперебойность?

В шторах и сетках от птиц. Ничего серьезного с датчиками не случалось. К тому же у нас есть свои обученные специалисты, которые могли исправить несложные неполадки на месте.

DN: Сертифицированы ли ваши специалисты у DeLaval для сложных ремонтов?

Оборудование DeLaval находится на технологическом обслуживании. Разумеется, для этой работы мы приглашаем специалиста компании. Если случается что-то несерьезное, то, конечно, может помочь наш специалист. 

DN: Есть ли на молочной ферме чесалки? Достаточное ли количество их установлено на такое большое стадо?

Да, есть.  Есть формула расчета, сколько животных должно приходиться на одну чесалку. Нет такого, чтобы у щетки весь день проводила одна корова: у нас бы животные передрались. 

DN: Какую подстилку вы используете для коров?

Это мягкие подстилки: специальный мат с нескользящим резиновым покрытием. У каждого животного есть подголовник. 

DN: А какая длина у этих матов?

У матов для взрослых животных и для молодняка различная длина. Я не помню точную длину матов для крупных особей: может быть, два с половиной метра или чуть-чуть меньше. 

DN: Вы можете отметить какие-то положительные изменения в связи с тем, что создали комфортные условия для животных?

Конечно! Животные лучше себя чувствуют, меньше болеют -  меньше средств уходит на ветпрепараты и лечение, на содержание. Раз у нас меньше болеют животные, то мы получаем больше молока. 

DN: Какой надой у вас на молочной фабрике?

По прошлому году - 8 339 кг на голову. Я же Вам говорю, что у нас работают серьезные специалисты!

DN: Какой процент всего объема молока относится к высшему сорту?

Все молоко 100% высшего сорта. У нас есть отдельное помещение, где находятся животные на растелах или больные. Там свой доильный зал на 5 мест, сбор молока организован отдельно. Это молоко идет на выпойку телят. 

DN: Кому вы сдаете молоко?

Себе. У нас свой молочный завод, называется "Гусев молоко". 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью