06.03.2012
Источник: www.e-mordovia.ru
Регион: Республика Мордовия

Руководитель крупнейшего российского сыроваренного производства И.А. Проказов рассказал о перспективах предприятия, недобросовестной конкуренции, уровне государственной поддержки и о главном увлечении своей жизни.

 – Игорь Алексеевич, потенциал завода «Сармич» позволяет называть его одним из лучших в России. Можно ли говорить о каких-то значимых результатах работы? Какие задачи были решены на первых этапах?

– На сегодня полностью сформирован состав руководителей и специалистов необходимой заводу квалификации. Укомплектован и обучен производственный персонал, идет формирование коллектива для работы в полноценном двухсменном режиме.

Завершены пуско-наладочные работы технологического оборудования, завод поступательно увеличивает объем перерабатываемого молока.

Автомобильный парк укомплектован техникой для перевозки до 200 тонн молока в сутки.

Разработана технология и организовано производство восьми видов сыра, масла сливочного в трех видах упаковки и масла топленого. Сыры и масло под маркой «Сармич» успешно выведены на рынок, в настоящее время продукция завода реализуется в 20 регионах России.

 – Сегодня отечественный рынок сыров почти на 50 % отдан импорту. Что мешает отечественным сыроделам вытеснить заграничных конкурентов?

– В Евросоюзе, а еще в большей степени в Белоруссии уровень господдержки сельского хозяйства существенно выше, чем в России. Речь идет в первую очередь о субсидиях производителям молока. В результате его стоимость у наших соседей ниже, чем в России. Например, белорусским переработчикам молоко обходится на 4–6 рублей дешевле, чем отечественным перерабатывающим предприятиям. На производство 1 кг сыра необходимо 10 кг молока, следовательно, себестоимость производства сыра в Белоруссии на 40–60 рублей ниже, чем в России. Россия и Белоруссия входят в единый таможенный союз, пошлины на ввозимую из братской республики продовольственную продукцию отсутствуют. В результате сыры и масло белорусского производства ввозятся в Россию по откровенно демпинговым ценам, которые ниже, чем себестоимость продукции российских заводов.

В этих условиях отечественным сыроделам трудно не только наращивать, но даже сохранять свою рыночную долю, хотя качество продукции ведущих сыродельных предприятий России как минимум не уступает, а в большинстве случае превосходит не только белорусские, но и многие европейские аналоги.

 – Способен ли сыроваренный завод «Сармич» переломить эту ситуацию?

– Сыроваренный завод «Сармич», несомненно, усилит позиции отечественного сыроделия. Оборудование нашего предприятия не имеет аналогов в России и соответствует лучшим европейским заводам как в отношении качества технологического процесса, так и в отношении уровня автоматизации, производительности и энергоэффективности. Это позволяет нам производить продукцию высокого качества с себестоимостью ниже, чем на большинстве российских заводов. Поэтому можно смело утверждать, что «Сармич» войдет в число ведущих российских сыродельных предприятий.

Но еще раз подчеркну, что позиции отечественного сыроделия в целом зависят в первую очередь от государственной политики в отношении отрасли.

Мы не просим у государства денег. Мы просим создать равноправные конкурентные условия. Это можно сделать, как повысив уровень субсидирования отечественных производителей молока, так и настояв на снижении уровня господдержки белорусских производителей, опираясь на единый таможенный союз. Тем более, данная господдержка во многом осуществляется за счет низких цен на поставляемые из России энергоносители.

 – Как может отразиться на российских сыроделах вступление в ВТО?

– При вступлении в ВТО таможенные правила по молочной продукции практически не изменились. Поэтому на сегодня для сыродельных заводов вступление в ВТО не принесло ни плюсов, ни минусов. Если уровень господдержки отрасли в России будет приведен к уровню Евросоюза, то в будущем перед ведущими отечественными сыроделами могут открыться перспективы выхода со своей продукций на международные рынки.

 – Сыроваренный завод «Сармич» входит в агропромышленный холдинг. Кто выступает вашими партнерами? Какие преимущества это дает?

– Нашим ключевым партнером является сыродельный комбинат «Ичалковский». Мы получаем синергетический эффект в виде снижения издержек и повышения эффективности работы заводов за счет обмена опытом, совместного использования наиболее квалифицированных специалистов, консолидированной работы с поставщиками и интегрированного продвижения продукции.

 – Одна из основных проблем отрасли – недостаток сырья. Как решается эта проблема на Вашем предприятии?

– Сейчас мы привлекаем поставщиков молока не только из Мордовии, но и из других регионов: Пензенской области, Татарстана, Чувашии. В Республике Мордовия ведется строительство нескольких животноводческих комплексов, реализация еще нескольких молочных проектов будет начата в ближайшие 1–2 года. Все это позволит нам через 3–4 года выйти на максимальную загрузку оборудования – 350 тонн молока в сутки при 24-часовой работе завода. После выхода на полную загрузку мы закупим в дополнение к уже имеющимся четырем еще два сыроизготовителя и расширим участок прессования, что позволит увеличить переработку молока до 500 тонн в сутки.

 – Многие эксперты отмечают, что на рынке сыров немало некачественной продукции, в том числе из других стран. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы решить эту проблему?

– Действительно, в последние годы на российском рынке наблюдается существенное увеличение количества молочной продукции, не соответствующей требованиям техрегламента. Основную долю этой некачественной продукции занимает фальсификат, когда молочный жир заменяют дешевым пальмовым маслом. О вреде тропических масел для организма человека уже многое сказано и написано. Отрицают этот вред только «эксперты», лоббирующие интересы поставщиков тропических масел или изготовленной на их основе продукции. На молочном рынке чаще всего фальсифицируют масло, сгущенное молоко и плавленые сыры. Доля фальсификата среди натуральных сычужных сыров значительно ниже, но, к сожалению, и здесь наблюдается рост.

 – Из каких стран идет некачественный продукт?

– Основным поставщиком фальсифицированных сыров в Россию является Украина. Неспроста Роспотребнадзор в начале года ввел запрет на поставки в Россию сыров с нескольких украинских предприятий. Сыроделы России, в основной своей массе производящие натуральные сыры, приветствовали решение Роспотребнадзора. Именно таким образом, запрещая поставки на рынок, и необходимо поступать с фальсификаторами. Ведь они не только ставят производителей натуральных сыров в неконкурентоспособное по цене положение, но и угрожают здоровью наших граждан.

Мы надеемся, что Роспотребнадзор активизирует проверки качества молочной продукции, представленной в отечественных магазинах, и будет жестко и последовательно наказывать нарушителей. Причем наказывать независимо от страны производства фальсификата, так как, к сожалению, сыры и особенно масло подделывают и некоторые российские производители.

Также надеемся на более активную роль в проверках и выявлении некачественной продукции Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Положительное влияние оказывают также телепередачи «Контрольная закупка» и «Среда обитания», выводящие нарушителей на чистую воду. С уверенностью могу сказать следующее: сыроваренный завод «Сармич» и сыродельный комбинат «Ичалковский» производят и будут производить сычужные сыры и масло исключительно из натурального молока.

– Как на вашем предприятии проверяется качество продукции?

– Качество продукции начинается с качества молока. Поэтому мы самое пристальное внимание уделяем контролю качества входящего сырья. Наша лаборатория оснащена самым современным оборудованием, молоко проверяется по 12 параметрам. Хочу подчеркнуть, что в отличие от цельномолочной и кисломолочной продукции для производства сыра может использоваться молоко только безупречного качества. Сыр – живой продукт, молоко перед сквашиванием не пастеризуется при высоких температурах. Поэтому из некачественного молока хороший сыр просто не получится. Наша лаборатория ежедневно делает массу анализов, тщательно контролируя качество продукта и состояние оборудования на всех этапах технологического процесса.

– Продукция под торговой маркой «Сармич» производится из натурального молока без использования растительных жиров. Доступна ли она рядовому потребителю?

– Заменяя молочный жир растительным, можно снижать себестоимость «сыра» на 10–20 %, а «масла» даже на 50 %. Но «Сармич» никогда не пойдет по пути обмана потребителей. Мы производим продукцию исключительно высокого качества и продаем ее по доступной цене. Почему мы это делаем и как нам это удается? Во-первых, мы понимаем, что для завоевания рынков сбыта новая продукция должна предлагаться по конкурентоспособной цене. А во-вторых, и это самое главное, «Сармич» оснащен современнейшим оборудованием, позволяющим добиваться более высокой производительности и более низких трудозатрат и энергозатрат на единицу продукции, чем на других сыродельных предприятиях. Это позволит нам и в будущем, после полного завоевания российского рынка, сохранять доступные цены на нашу продукцию.

– Из чего складывается цена на сыр в целом?

Львиная доля в себестоимости сыра – более 70 % – сырье. Из оставшихся затрат наиболее весомые статьи – налоги, заработная плата, электроэнергия, упаковка, ГСМ, моющие средства, газ, логистика, обслуживание кредитов.

Норма прибыли в сыродельной отрасли небольшая, так как молоко в России по сравнению с Европой и Белоруссией дорогое, а рыночные цены сыра благодаря белорусам невысокие. Кстати, низкая прибыльность является одной из главных причин, мешающих развитию отечественного сыроделия. Что касается цены в рознице, то затраты на логистику и накрутки разного рода посредников и непосредственно магазинов повышают цену сыра на 15–50 %. Нижний предел – при работе в «домашнем» регионе, без лишних посредников и с минимальными затратами на логистику. Именно поэтому сыры и масло под марками «Сармич» и «Ичалки» особенно выгодно покупать в Мордовии.

– Какие продукты предлагает покупателем «Сармич» сегодня? Планируется ли расширить ассортимент?

– Сегодня мы предлагаем покупателям восемь видов сыра, масло «Крестьянское» в монолите, в 180-граммовых пачках из фольги и 300-граммовых контейнерах, топленое масло в контейнерах 650 граммов.

В этом году мы запустим в производство фасованные сыры с фиксированным весом 250–400 граммов – такие продукты предназначены для открытой выкладки на полках супермаркетов и очень удобны для потребителей, так как упакованы в стерильных условиях и продаются поштучно. Также в наших планах дальнейшее расширение ассортимента сычужных сыров.

– Планируется ли выход на отечественный и зарубежный рынки? Есть ли положительные примеры?

На отечественный рынок мы уже вышли, продукция продается в 20 регионах России. В планах – дальнейшее активное расширение географии продаж. В недалеком будущем не исключаем выход на зарубежные рынки, в первую очередь в Казахстан, Армению и Азербайджан, так как в этих странах местное производство сыра в разы отстает от объема потребления. Но импорт продукции не самоцель, в первую очередь необходимо удовлетворить спрос жителей нашей страны.

– Какие задачи стоят перед предприятием на текущий год?

– Две взаимосвязанные ключевые задачи – увеличение объемов производства и соответствующее увеличение объемов продаж. Для этого мы привлекаем новых поставщиков молока и активно расширяем дистрибьюторскую сеть.

Стратегическая задача – начать реализацию проекта по строительству крупнейшего в России цеха по переработке сыворотки. В настоящее время подходит к концу тендер по выбору поставщика оборудования, после чего мы начнем решать вопросы проектирования, привлечения инвестиций и выбора генерального подрядчика для строительства цеха.

– Расскажите, как Вы стали генеральным директором одного из самых современных сыроваренных предприятий России?

– С первого курса университета я работал в мебельной отрасли. Получив приглашение в проект «Сармич», я оценил масштабность предстоящей работы и не раздумывая согласился. В начале 2009 года я был назначен коммерческим директором сыроваренного завода «Сармич» и по совместительству заместителем генерального директора по маркетингу и продажам сыродельного комбината «Ичалковский». В конце 2009 года круг моих задач в проекте «Сармич» расширился, я непосредственно включился в управление строительством, а также занялся разработкой стратегии развития, формированием коллектива завода, управлением процессами монтажа оборудования и подготовки завода к запуску. Кроме того, я был назначен генеральным директором ООО «Мордовсельхозснаб» – компании, осуществляющей поставку всего комплекса оборудования для проекта «Сармич».

В начале 2011 года, в преддверии начала пуско-наладочных работ, я был назначен генеральным директором сыроваренного завода «Сармич». Надеюсь, что оправдаю оказанное мне доверие. А коллектив под моим руководством сможет успешно вывести завод на плановую мощность, построить полноценную систему дистрибьюции и обеспечить работу завода с рентабельностью, достаточной для возврата вложенных в проект «Сармич» инвестиций.

– Чем любите заниматься в свободное время? Есть ли любимые увлечения?

– Проект «Сармич» находится на очень ответственной стадии – нам необходимо в кратчайшие сроки увеличить объемы производства и завоевать новые рынки сбыта, причем в условиях жесткой конкуренции как за сырье, так и за полочное пространство в магазинах. Поэтому я полностью отдаюсь работе, и свободного времени очень мало.

Редкие часы свободного времени я провожу в общении с семьей, иногда для поддержания рабочего тонуса занимаюсь спортом – играю в футбол или посещаю тренажерный зал. Люблю играть в бильярд. В последние годы времени на бильярд практически не остается, но иногда принимаю участие в республиканских соревнованиях. Но мое главное увлечение, которому я отдаю все силы, – это проект «Сармич».

Справка:

Завод «Сармич» оснащен передовым технологическим оборудованием ведущих мировых производителей. Оборудование приемно-аппаратного цеха и маслоцеха поставлено французской компанией «Стип Стейлор», сыродельного цеха – испанской компанией «Текникаль», установка нанофильтрации сыворотки и оборудование для порционной резки и фасовки сыра – немецкой фирмой «Альпма», упаковочное оборудование – транснациональной компанией «Силд Эйр Криовак».

Производственные мощности сыроваренного завода «Сармич» позволяют перерабатывать до 350 тонн молока в сутки и выпускать 9 тыс. тонн сыра, 1,5 тыс. тонн масла и 25 тыс. тонн концентрированной молочной сыворотки в год. Планировка производственных помещений и инфраструктура завода позволят в будущем увеличить максимальную мощность переработки молока до 500 тонн в сутки, производство сыра –до 12 тыс. тонн в год.

В настоящее время численность сотрудников завода составляет 160 человек. По среднему возрасту сотрудников завод - один из самых «молодых» среди крупных предприятий республики. Средняя заработная плата на предприятиии превышает 16 тысяч рублей.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

06.12.2017

Россельхознадзор против

Противостояние Россельхознадзора и молочной отрасли в вопросах внедрения электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) вышло на новый уровень обвинений - в международном шпионаже и хакерских атаках. Благо, возможностей для этого у российского ведомства предостаточно – среди противников ЭВС две крупные транснациональные компании.
ФЛАМАНФРАХТ, ООО
Адрес:  Воронежская обл, Бобровский район, г. Бобров, ул. 22 Января, д. 71/7
TH True Milk
Адрес:  деревня Быково Волоколамский район, Московская область, Россия
Жаппуева Ж.Х. , КФХ
Адрес:  Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с Жанхотеко
Вормсбехер К. А. , КФХ
Адрес:  Омская область, Азовский немецкий национальный район, Александровский, с Александровка