Даже самая дешевая продукция должна быть качественной

Источник: news.sarbc.ru
Наступил "сезон большого молока" - так специалисты называют теплое время года, когда скот выгоняют пастись на луга и за счет этого улучшается качество молока и повышаются надои.
Наступил "сезон большого молока" - так специалисты называют теплое время года, когда скот выгоняют пастись на луга и за счет этого улучшается качество молока и повышаются надои.

В начале сезона ответить на "молочные" вопросы мы попросили замминистра сельского хозяйства Саратовской области - начальника управления развития пищевой и перерабатывающей промышленности области Надежду Кудашову.

- Мы только что рассматривали стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года. Молочной отрасли сельского хозяйства в ней предсказуемо уделено большое внимание: молоко - всегда востребованный продукт, без которого мало кто может представить свой стол. Открытие новых предприятий, освоение новых технологий, развитие молочного скота, выведение новых пород - все это очень важно для экономики региона. Переработкой молока и производством молочной продукции в области сегодня занимается 26 крупных и средних предприятий и 10 цехов, закупающих молоко непосредственно у производителей. Флагманами производства молочной продукции можно назвать Энгельсский, Саратовский, Татищевский молококомбинаты, маслосырбазу "Энгельсская", ООО "Маслодел", Саратовский комбинат детского питания.

Каковы приоритеты, пути развития, планы по затратам и привлечению инвестиций в "молочную" часть областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности до 2015 года"?

- Мы планируем привлечь более миллиарда рублей инвестиций, в том числе - 210 млн руб. из областного бюджета, в качестве господдержки. К 2015 году  производство цельномолочной продукции, по нашим прогнозам, должно возрасти почти в 2,5 раза, сыра - в 2 раза, масла - в 6,7 раза. В области введут в эксплуатацию еще 92 молокоприемных пункта - таким образом, всего их станет 175. Организация таких пунктов - одно из главных направлений программы: молокопроизводство у нас сосредоточено в основном в хозяйствах населения, в отдельных районах на них приходится до 90% общего количества надоев, и все это молоко нужно куда-то сдавать - при том, что порой ближайшее крупное предприятие расположено более чем в сотне километров.

Насколько сегодня Саратовская область обеспечена собственным молоком? Есть ли какие-то проблемные районы?

- Для того, чтобы обеспечить молоком население области, нужно по рациональным нормам питания около 900 тыс. т. В 2010-ом в области произвели около 990 тыс. т. Молоко на наши предприятия поступает из двух основных источников - от местного производителя и из Пензенской области, которая с нами граничит. Часть саратовского молока отправляется за пределы региона - это объясняется логистическими причинами: жителям, например, Ивантеевского района ближе, проще и удобнее доставлять молоко на переработку на самарские предприятия. Поэтому же, кстати, пензенцы везут свое молоко нам.
Крупные предприятия могут время от времени иметь какие-то недопоставки сырья, но население нехватки молока и молокопродуктов не ощущает, так как есть малые предприятия и подсобные хозяйства.

В мае был запущен молокоперерабатывающий цех местного значения в Озинском районе. Каковы особенности этого проекта, чем обусловлена необходимость его реализации?
- Модульные молокоперерабатывающие цеха рассчитаны преимущественно на отдаленные районы области, где мало промышленных предприятий. Ведь срок годности у свежего молока очень небольшой, поэтому важно обработать его как можно скорее - а значит, расстояние играет роль. Таких модульных цехов в области уже четыре, и до конца года в планах - открыть еще 2, в Федоровском и Новоузенском районах.

Не повлияет ли это на загруженность существующих молококомбинатов?

- Не должно повлиять, потому что объемы производства таких предприятий совершенно несравнимы, да и задачи у них достаточно разные. Мини-цеха имеют небольшую мощность, они создаются в основном для того, чтобы закупать молоко в подсобных хозяйствах и обеспечивать молокопродукцией местное население и объекты соцсферы. Заметим, что стоимость этой продукции будет меньше - сократятся затраты на перевозку.

В прошлом году активно муссировалась тема "школьного молока". Специально под этот проект переоборудовались предприятия. Что сейчас с этим проектом, полностью ли загружено это оборудование?

- Активно муссироваться тема перестала потому, что стала привычной - проект окончательно оформился, встал на рельсы, решились все вопросы - с количеством, качеством, упаковкой. На Энгельсском молококомбинате работает линия по производству ультрапастеризованного молока для школьного питания в упаковке "ТетраПак" емкостью 0,2 л. Производительность этой линии - 160 тыс. т. в год, это вполне покрывает потребности наших школ в молоке. Некоторые небольшие предприятия по области тоже хотели бы наладить выпуск "школьного" молока для нужд местного населения, но, к сожалению, необходимое оборудование для них дорого.

Есть ли какие-то молокопродукты, которые можно назвать "визитной карточкой" области? Наиболее узнаваемые и любимые народом местные молочные бренды?

- Самый узнаваемый наш бренд, наверное - "Белая долина" (Энгельсский молочный комбинат). Популярны также "Молочное изобилие" (тоже Энгельс), "Добрая буренка", "Молочный ГОСТь" (оба - Саратов). Кроме того, в нашей области выпускаются в принципе достаточно оригинальные молочные продукты - например, прохладительные напитки на основе сыворотки с добавлением фруктовых соков (Саратовский молочный комбинат). Их можно найти в магазинах по всей России.

На прилавках сегодня - множество привозных молокопродуктов: творожки, мороженое, йогурты, сыры. Конкуренты они местным или нет, что чаще выбирают саратовцы?

- Завозят к нам в основном то, что в Саратовской области не производится либо изготавливается в недостаточном количестве - например, творожки, йогурты в пластиковых стаканчиках. Большой процент сыров, которые можно найти на местных рынках - привозные, в основном из Белоруссии - нет возможности конкурировать по ценам с тамошними производителями. Мы над этим работаем, но процесс, как вы понимаете, не быстрый. Наша же область экспортирует - в том числе за границу, в Казахстан, - мороженое, спреды, глазированные сырки, плавленый сыр.
Ассортимент продукции наших производителей постоянно расширяется - например, Энгельсский комбинат в прошлом году начал выпускать молокопродукты в удобной пластиковой таре, а в этом году собирается модернизировать цех по производству мороженого. Саратовский комбинат планирует наладить выпуск творожных изделий и кисломолочных продуктов.

Как сегодня работает комбинат детского питания? Что выпускает, в полной ли мере обеспечивает своего потребителя? Его перспективы?
- Детское питание в нашей области выпускается с 2008 года, сегодня ассортимент насчитывает 7 наименований. В минувшем году на комбинате освоили производство стерилизованного витаминизированного молока для малышей раннего возраста, 10-процентных сливок, 5-процентного творога. Эта продукция выпускается под маркой "Вкусный день". Кстати, бесплатное "социальное" детское питание вырабатывает этот же комбинат. И, наряду с "детской" линейкой, тут производят молочные продукты для всех возрастов.

Нынешним летом мэрия наложила вето на уличную торговлю развесным мороженым. Это неминуемо скажется на работе хладокомбинатов, вопрос — как именно?
- О сокращении производства мороженого речи, несомненно, не идет. А вот о  переориентации, смещении приоритетов - вероятно. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации для производителей может стать, например, расширение ассортимента фасованного мороженого. Будут изобретать маркетинговые ходы, стараться привлечь к своей продукции внимание, осваивать новые рецепты - на Энгельсском комбинате, например, уже задумались над тем, чтобы начать выпускать мороженое в вафельных рожках, пломбир в брикетах. Кроме того, часть продукции местных хладокомбинатов пойдет за пределы нашей области, где торговля развесным мороженым разрешена.

"Вот раньше было молоко, масло, мороженое. Теперь - не то", - часто слышишь от людей в возрасте. Реально ли сегодня найти на прилавках реально качественный, натуральный или хотя бы максимально приближенный к натуральному продукт?
- Вполне реально, если внимательно читать упаковку. Сливочное масло и спред, "гостовская" сметана и так называемая сметанка - это разные вещи, у них разный состав и разная стоимость. Кроме того, важно понимать, что пачка натурального сливочного масла сегодня 20 руб. стоить, к сожалению, не может. Но в любом случае мы стараемся ориентировать наших производителей на то, что даже самая дешевая молочная продукция должна быть хоть немножечко, но качественной.

Правда ли, что саратовскому производителю трудно, а порой и нереально "зайти" в сетевые магазины?

- Безусловно, местным производителям не всегда просто организовать поставку своей продукции в крупные сетевые магазины. Они предъявляют жесткие требования по упаковке товара и объемам поставок, кроме того, молочная продукция имеет непродолжительный срок реализации, что тоже играет немалую роль. Если производители обращаются к нам за помощью, мы стараемся совместно решать возникающие вопросы, в том числе и по условиям расчетов. На эту тему проводились рабочие совещания с поставщиками и представителями сетей и в правительстве области, и у нас в министерстве.

Что будет этим летом с ценами на молочные продукты?
- Лето мы в узком кругу специалистов называем - "сезон большого молока". Уже началось обычное сезонное снижение закупочных цен на молоко и оптово-отпускных - на молокопродукты. По прогнозам, цена молокопродуктов в среднем снизится примерно на 10%.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью