Датский фермер латгальскому не товарищ

Источник: www.chas-daily.com
Вчера латвийские крестьяне пикетировали Европарламент в Брюсселе. Они требовали равных с фермерами Старой Европы возможностей для развития сельского хозяйства.
Этот хутор в Даугавпилсском районе Петерис Спрингис получил в наследство. И вместе с имуществом ему передали наказ деда: «Делайте в хозяйстве что хотите, но не трогайте дуб во дворе. Это символ нашего рода, пока дуб стоит, род сохранится».

Дуб посадили в 41-м, когда и в этой семье появились репрессированные, так и не вернувшиеся из Сибири.

«Что-то происходит с нашим деревом, - говорит Петерис, глядя на пронизанные солнцем ветви. - Даже венок для сына Яниса не смогли сделать, листья обглодали гусеницы. Пришлось в лес идти. Даже не знаю, откуда такая напасть...»

Когда семья переехала на хутор, в старинном хлеву стояли три коровы. Сделана была постройка хоть и не по европейским стандартам, но крепко. Сто лет держится, не шелохнется. После войны в хлеву держали колхозных коров, потом построили новую ферму, старую вернули хозяевам. В основе - кладка из валунов. Сверху - стена из глины шириной 60 сантиметров. Вместо арматуры - еловые ветви.

«Как вступили в Евросоюз, потребовали от крестьян облицевать каждый хлев кафелем, - смеется Петерис. - Представляете, сколько это стоит? Потом оказалось, какую-то директиву не так поняли, надо только, чтобы в хлеву можно было поддерживать чистоту. А мы это и без Европы знаем».

Петерис и Силвия работали не покладая рук. И постепенно стадо выросло. Сейчас в крестьянском хозяйстве «Леяс» 30 молочных коров и 40 мясных. Надо расширяться. Ферму новую начали строить. Неплохо бы земли прикупить. Но сегодня латгальскому крестьянину сделать это невозможно.

«Рядом с нашим хутором есть подходящая земля. Но у нее уже третий хозяин. Вроде сначала швед купил, потом датчанин, или наоборот. Никто из них землю не обрабатывает, это чистый бизнес, перепродают по все более высокой цене. Раньше не давали кредит. Теперь вроде начали давать, да поздно. Цена выросла до 600 латов за гектар. Боюсь, по таким ценам местным не купить».

Зона рискованного земледелия

Когда Латвию приглашали в Евросоюз, забыли предупредить о правилах игры: европейские фермеры не намерены уступать конкурентам места на рынке, наоборот, готовы занять и латвийскую землю. Примерно 17% земельной недвижимости в Даугавпилсском районе скуплены иностранными инвесторами. Причем мало кто из них использует сельхозугодья по назначению. В основном сохраняют экологию - выкашивают раз в год, и все.

Эвалд Сташуланс - управляющий Дубненской волостью. Руки у него не чиновничьи, натруженные. На своей земле Сташуланс выращивает рожь, овес. В прошлом году урожаем был доволен.

«У нас ведь зона рискованного земледелия, - говорит он. - То высохнет, то вымокнет. Работаешь, работаешь, а будет ли прибыль - узнаешь осенью. Конечно, у нас таких хозяйств, как в Земгале, где по 2 тысячи гектаров имеют, вы не найдете. Но понемножку развиваемся. По 150, по 200 гектаров обрабатывают фермеры. Еще с колхозного времени у нас специализация - разведение крупно-рогатого скота. В колхозе «Дзиркстеле» было стадо 800 голов. Сейчас не такие масштабы. Но фермы по 60- 70 коров имеются».

Тех, кого политики любят называть иностранными инвесторами, в Латгалии именуют «лежачими крестьянами». Они получают субсидии и от родной страны, и от Латвии, причем первые в несколько раз больше. Законы рыночной экономики, оказывается, имеют исключения, если надо поддержать фермеров Старой Европы.

«У нас тут датчане начали выращивать картофель, - продолжает Сташуланс. - Им выгодно картофель продавать по 3 сантима за килограмм. Расходы покрывают дотации. А наши крестьяне меньше чем за 14 сантимов тот же картофель отдать не могут, себе в убыток. Еще раз уточняю: разница не в урожайности, а только в размере дотации. И как в таких условиях конкурировать!»

Политический барометр предвещает непогоду

Еврокомиссия выступила с предложениями по бюджету ЕС на 2014- 2020 годы, согласно которым передел финансирования сельского хозяйства будет минимальным. Платеж за гектар для латвийских крестьян может быть увеличен на 35 латов. В данный момент они получают 63 лата за гектар, и это самый низкий уровень выплат среди стран ЕС. Латвия считает, что платежи должны быть не ниже 186 латов за гектар - столько, сколько в среднем получают фермеры в Европе. Лишь в этом случае можно говорить о честной конкуренции между европейскими крестьянами.

Эти требования были высказаны на митинге возле Европарламента. В нем приняли участие около ста человек. «Были депутаты, которые представляют Латвию, выслушали нас. Приходили и парламентарии из других стран, интересовались, в чем дело и что нам не нравится», - заявили представители Крестьянского сейма.

Увы, вряд ли сто протестующих из Латвии, Литвы и Эстонии способны изменить ход бюрократической машины.

Политический барометр в Брюсселе прогнозирует для наших крестьян неблагоприятные условия. Правительство обещает обратиться в Европарламент с жалобой. Но от этого молока и зерна вряд ли прибавится.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью