16.03.2018
Источник: tass.ru
Регион: Республика Дагестан

В начале февраля врио главы Дагестана Владимир Васильев и глава Татарстана Рустам Минниханов подписали соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между двумя республиками. Впоследствии заместитель министра экономики Татарстана Наталья Таркаева назвала одной из перспективных сфер сотрудничества регионов экспорт продукции, которая производится в Татарстане, через Каспийское море.

"Большие перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции в страны Прикаспийского региона связаны с выполнением договоренностей по организации "зеленого коридора" между Россией и Ираном, который направлен на использование выгодного географического положения Республики Дагестан для поставки сельскохозяйственной продукции в государства Каспийского региона", — сказал Хасбулатов.

По его словам, сейчас Иран является основным торговым партнером Дагестана. По данным республиканского Минэкономразвития, в 2017 году внешнеторговый оборот между ними составил $34,5 млн, в том числе экспорт — $2,6 млн, импорт — $31,9 млн. "Основными товарами, поставляемыми на экспорт в Иран, являются злаки. Импортируются в основном овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды, съедобные фрукты и орехи", — пояснил Хасбулатов.

Перспективным направлением экспорта, по его словам, является увеличение экспорта продукции мясного животноводства — баранины. "В 2017 году предприятиями республики велась работа по расширению их экспортных возможностей, в результате которой на 2018 год заключены контракты на поставку баранины в Республику Иран в объеме 7 тыс. тонн", — сказал министр. Ранее в Минсельхозпроде Дагестана сообщали, что в 2017 году предприятия республики поставили в Иран 224 мяса баранины, таким образом, в этом году объем экспорта будет увеличен более чем в 30 раз.

Однако экспортные возможности Дагестана отнюдь не ограничиваются поставками сельхозпродукции. "Мы проанализировали таможенные данные и выявили, что ассортимент взаимопоставляемых товаров между республикой и странами Каспийского бассейна достаточно широк и охватывает почти все товарные группы", — отметил министр.

Ключевым звеном в развитии совместного экспорта Дагестана и Татарстана в Прикаспийские страны должен стать единственный в России незамерзающий порт на Каспии, расположенный в Махачкале. Как рассказал генеральный директор порта Мурадхан Хидиров, сегодня его мощности позволяют существенно увеличить перевалку практически любых грузов.

"Мощности порта — 3,5 млн тонн сухих грузов и до 8 млн тонн нефтеналивных грузов. <…> Сегодня они загружены на 20-25%, поэтому у нас есть большой задел. Все объекты жизнеобеспечения порта находятся в отличном состоянии, мы готовы к сотрудничеству", — сказал Хидиров.

По словам министра экономического развития Дагестана Османа Хасбулатова, в махачкалинском порту завершается строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу РФ.

"Строительство осуществляется в целях увеличения пропускной способности терминалов. Общая площадь пограничного пункта составит около 6,7 тыс. кв. м. Возможность формирования больших грузопотоков в рамках транснациональных коридоров диктуют порту необходимость строительства дополнительных перегрузочных сооружений. Поэтому порт постоянно расширяется: только за последние годы его территория увеличена более чем в два раза, и теперь сухогрузный и нефтеналивной районы занимают более 40 гектаров", — рассказал Хасбулатов.

Однако высокий железнодорожный тариф и отсутствие отдельной автомобильной дороги для доставки грузов к порту ограничивают возможности роста загрузки портовых мощностей, отметил гендиректор порта.

"Бизнесу невыгодно возить через Махачкалинский порт в связи с высоким железнодорожным тарифом. Доставка грузов из Центральной России, в том числе Татарстана, до портов Астрахани намного дешевле, чем до Махачкалы. <…> А единственная дорога [автомобильная], ведущая в порт, идет через весь город. С прошлого года большегрузным автомобилям не разрешают заезжать в порт в дневное время с 8:00 до 20:00, чтобы не было заторов в городе", — пояснил гендиректор порта.

О том, что для развития сотрудничества со странами прикаспийского региона необходимо расширять возможности доставки грузов как по морю, так и по суше, говорит и министр экономического развития Дагестана Осман Хасбулатов.

"Сегодня более актуальным становится проект транспортного коридора "Север - Юг", полностью отвечающий интересам всех прикаспийских государств, которые примут участие в грузопотоке из стран Севера, Северо-Западной Европы в направлении Юго-Восточной Азии и обратно. Согласованная политика прикаспийских государств по Каспийскому морю может реально создать необходимые условия для полноценного экономического сотрудничества как в Дагестане, так и в других регионах России", — считает Хасбулатов.

К работе по развитию сотрудничества Дагестана и Татарстана с прикаспийскими странами готовы подключиться российские институты поддержки бизнеса, сообщил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

"Конечно, мы включимся в эту работу. Мы в ближайшее время будем готовить визиты в том числе в Иран, Ирак. <…> С некоторыми из них [странами Прикаспийского региона] мы и так имеем хорошие отношения. <…> Поэтому, как только будут обозначены контуры этого соглашения, мы, естественно, подключим все ТПП [этих стран]", — сказал Катырин.

Он также не исключил, что экспортное сотрудничество Дагестана и Татарстана может развиваться в том числе в рамках программы "Нефть в обмен на товары", однако это "вряд ли станет главным предметом соглашения". Договоренность о реализации этой программы достигнута в 2017 году, объем сделки обозначен в 100 тыс. баррелей в сутки, при этом Иран будет направлять выручку от реализации нефти в основном на покупку российских товаров и услуг.

"Я думаю, что оно [соглашение] нацелено на то, чтобы развивать несырьевой экспорт. Это продвижение высокотехнологичной продукции", — пояснил Катырин.

Пока что Дагестан в реализации данной программы не задействован, иранская нефть не поставляется через махачкалинский порт. "У нас эта программа пока еще не заработала, но мы готовы к работе и в рамках этой программы тоже. Пока через махачкалинский порт переваливается только казахстанская нефть, в этом году этот объем будет на уровне 2 млн тонн", — сказал гендиректор махачкалинского порта, добавив, что пока договоренностей по поставкам иранской нефти через Махачкалу нет.

В перспективе, по мнению главы дагестанского Минэкономразвития, республика может включиться в реализацию программы "Нефть в обмен на товары", однако пока этот вопрос только прорабатывается.

"Она [программа] может дать дополнительный импульс развитию торгово-экономических отношений <...>, но это зависит от того, какие требуются товары иранской стороне, и что может предложить российская сторона, в частности Дагестан и Татарстан. Вопрос очень перспективный, но требующий детальной проработки в этой части", — пояснил Хасбулатов.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20