Горячая тема

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Источник: The DairyNews
Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.

СЛАБОСТЬ – СИЛА?


По мнению исполнительного директора Союзмолоко Артем Белова, слабая национальная валюта для российской молочной отрасли – шанс начать развивать экспорт. «На мой взгляд, слабый рубль - возможность для экспорта. Какие потенциальные рынки? Страны МЕNА, Юго-Восточная Азия, Китай. Если мы хотим что-то поставлять на экспорт, мы уже должны начинать это делать», - отметил Артем Белов в ходе участия в сессии IV Международного агропромышленного молочного форума.

Людмила Маницкая, исполнительный директор Молочного союза России подчеркнула, Россия экспортирует порядка 700 тыс. тонн молочной продукции в год (в основном – мороженое). «Но к экспорту нужно готовиться. В том числе, бороться с лейкозом, которым заражено 80% стада в РФ», - заявила глава РСПМО.

Позитивно оценивают возможности экспорта молочной продукции и участники рынка, делая, однако, пометку на то, что прежде чем серьезно заниматься экспортом, нужно навести порядок на внутреннем рынке. С похожими заявлениями выступает Россельхознадзор.


НИЖЕ НЕКУДА


В России растет доля молокосодержащих и аналоговых продуктов, в тоже время рынок отмечает снижение потребления. Эксперты Nielsen заявили, что в годовом выражении цены на молочные продукты в России выросли на 9%, в то время как продажи снизились почти на 5%. Среди топ-7 категорий молочной продукции за исследуемый период наиболее заметное снижение продаж отмечается в категории кефира (-8,4% в натуральном выражении и -0,4% в денежном выражении). Продажи пастеризованного молока снизились на 2,5% в натуральном выражении, йогуртов — на 5,8%, творога — на 5%, сметаны — на 4,2%, питьевых йогуртов — на 3,6%.

«В структуре потребления сыров и сырных продуктов доля сырных продуктов увеличилась с 15 до 25% по нашим оценкам. На мировом рынке однозначный тренд роста потребления молока и молочных продуктов. На протяжении последующих 10-12 лет темп роста этой категории вряд ли будет меньше чем 2-3% в среднем. Хотя, понятно, что в развитых странах темпы будут ниже, в развивающихся – выше», - сказал Артем Белов.

Директор Центра изучения молочного рынка (ЦИМР) Михаил Мищенко подчеркнул, что по данным Международной молочной федерации в 2016 году впервые за много лет в мире снизилось потребление молочной продукции -  почти на 3 млн. тонн. Потребление уменьшилось со 111,5 до 111,1 кг на душу населения.

«Крупные ТНК и кооперативы высказывают озабоченность в связи с этим. Лидеры рынка меняют стратегии в соответствии с изменениями потребительских предпочтений. Молодой потребитель в возрасте до 36 лет воспринимает молочную продукцию иначе. Мифы, касающиеся молока и молочной продукции зачастую глобальны и тренд падения потребления глобален. Многие молочные компании сегодня уверены, что рынок должен предпринимать действия для убеждения молодого поколения потреблять молочные продукции. В России этот тренд к сожалению, усугублен рядом факторов. В частности, нездоровым отношением к молочному рынку ряда государственных служб, к примеру Россельхознадзора, создающего «Список честных» и все остальные для них – не честные. Второй фактор – нездоровые инициативы, которые вносят сумятицу на рынок, а потребителя вводят в непонимание и недоверие. В результате потребитель идет в магазин и заменяет молоко на индейку, где тоже есть белок и жир», - отметил Михаил Мищенко.

Артем Белов также подчеркнул негативное влияние мифов о молочной продукции на потребление.

«Очень негативно влияет на развитие категории то, что мы видим в публичном пространстве, по телевидению, на государственных каналах, в социальных сетях – мы видим абсолютно четкую негативную тенденцию в отношении молочных продуктов. И это рождает негативные мифы», - отметил исполнительный директор Союзмолоко.

По мнению Михаила Мищенко, сегодня в России пресыщена ниша низшего ценового сегмента, что заставляет покупателя искать как более качественный, так и более дорогой продукт.

Эксперт отметил, что Россия является дефицитной страной, имея недостаток в пять млн. тонн молока.

«Говоря об экспорте мороженого, стоит вспомнить, что мы завозим сухое молоко, делаем из него мороженое и экспортируем его. Говоря об экспорте, необходимо четко понимать, какую продукцию мы собираемся экспортировать. Сегодня импортозамещение осуществляется не столько за счет роста производства, сколько за счет падения потребления. Основной продукт, который мы можем экспортировать – это сырные продукты, основной рынок сбыта для нас – бывшие страны Советского союза. Если говорить стратегически, Россия имеет самый большой потенциал для экспорта, но для этого необходимо снизить цены на сырое молоко. Однозначно можно сказать: то, что мы пьем – экспортировать нельзя», - подытожил директор ЦИМР.


ЦЕЛЬ – ПОТРЕБИТЕЛЬ


Узнать и понять потребителя сегодня – цель для многих молочных компаний. В этом смысле российский рынок практически не отстает от мирового. В России потребитель сегодня задается вопросами, которые не интересовали никого буквально пять-шесть лет назад.

Представитель Danone Евгения Фалькова отметила, что первый шаг в вопросе экспорта молочной продукции – это качество.

«Мы увидели тренд на здоровое питание, здоровый образ жизни, который становится путеводной звездой для любого бизнеса. Мы все рано или поздно выйдем на это. Наш потребитель ожидает от нас не только прослеживаемости, которую молочный рынок, к сожалению, не может дать с помощью электронной ветсертификации. Потребитель ожидает понять – что за люди стоят за этой компанией, как компания относится к окружающей среде и сотрудникам, как живут коровы, которую дают молоко для продуктов компании», - высказалась Евгения Фалькова, рассуждая о стратегиях компании в части взаимодействия с потребителем.

Денис Заверяев, директор завода Valio в России также отметил важность вопроса качества.

«На мой взгляд, необходимо развивать культуру потребления молочных продуктов и сыров. Мы проводим довольно большую программу, доносящую до потребителя информацию о производстве продукции. У нас есть отдельный департамент, включающий в том числе специалистов из Финляндии, оказывающий поддержку фермерам, передающий знания, накопленные за десятки лет работы. Мне очень нравится фраза, которую часто можно услышать в научно-исследовательских центрах Valio в Финляндии: качество молока невозможно улучшить, его можно только сохранить на всех этапах производства», - заявил эксперт.

Отметим, что Владимир Казеко, Начальник отдела информационных технологий Россельхознадзора отметил, что для «экспорта молочной продукции есть все условия».

«Один момент – нужно навести порядок внутри страны. Это к вопросу о цифрах по фальсификации и о том, что их никто не знает. Зачастую компании не показывают государству, необходимо использовать инфраструктуру и формировать прослеживаемость», - заключил Владимир Казеко.

В целом, по мнению участников рынка, в ближайшие годы молочный рынок РФ ждут изменения, факторами которых выступят как потребительские предпочтения, так и региональные особенности российского рынка.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью