«Чистое измерение»

Источник: The DairyNews
Коллектив The Dairynews в середине сентября побывал в гостях у компании Afimilk. В этой поездке нам удалось познакомиться с начальником отдела прикладных исследований компании Афимилк д-р Алоном Арази и его коллегой д-р Таль Школьник. Они поделились с нами информацией, что такое анализатор Afilab и чем он может быть полезен российским фермерам. Подробности читайте в блиц-интервью.
«Чистое измерение»
Alon& Tal: Наша основная миссия – делать выводы, основываясь на полученных с помощью нашего оборудования данных, решать проблемы, помогать управлять фермой. Мы поговорим сегодня о анализаторе Afilab, продукте Afimilk.

Мы измеряем уровень содержания жира, белка, лактозы и обнаруживаем присутствие крови. 

DN: Почему по вашему мнению важно выявлять кровь в молоке?

В первую очередь, наличие крови в молоке указывает на качество молока и это основное.

Дополнительно, например, для Израиля этот показатель также очень важен, так как в Израиле молоко с кровью – это   не кошерный продукт. Думаю, производство качественного молока важно для всех фермеров.


DN: Расскажите, пожалуйста, об анализаторе молока Afilab.

Afilab – это «чистое измерение». Более точное определение Afilab - оптический прибор.  

Важно понимать принцип работы этого устройства. Все остальные системы, дающие те же показатели, представленные сегодня на рынке, работают с помощью реагентов и анализа дальнейшей реакции молока на них. То есть за проверку молока каждой коровы вы должны заплатить деньги, поскольку это что-то вроде кассеты, которую необходимо заменять. А с помощью прибора.  Afilab можно измерить параметры молока  от каждой коровы в потоке. Это самое большое преимущество этого прибора. После каждого доения в мы можем сделать вывод о состоянии здоровья каждой коровы. И даже во время доения можно решить, на какие цели пойдет дальше молоко. 

DN: А бывает, например, такое, что в течение одного доения сначала показатель крови «в норме», а впоследствии – завышен? 

Да, такое бывает. Как только этот показатель завышен – доение прекращается                 
(автоматически).  

Интересно , например, что  в Японии уделяют внимание  присутствию крови в молоке, но уже по эстетическим соображениям. Если молоко не белое, как лист бумаги, - оно не подходит для потребления. 

С прибором Afilab мы можем сделать конкретный тест и выявить конкретную проблему, (заболевание , а не просто , что животное больно. 

Все другие присутствующие системы анализа молока показывают общую проблему – «корова не здорова», а в чем проблема, вы не знаете. 

Вы определяете, что со здоровьем коровы что-то не так, потому что снижаются надои, активность, аппетит. Чтобы определить проблему, нужны дополнительные тесты. 

С Afilab можно выявить проблему сразу и определить, какое лечение необходимо корове (например, лечение кетоза). 

В данном случае главной задачей является определить больных животных в стаде, выделить их и оказать своевременную помощью.

DN: Одна из самых серьезных болезней коров- кетоз…

С прибором Afilab эту болезнь можно быстро выявить, принять соответствующие меры и избежать затрат. Кетоз – заболевание, часто возникающие в первые недели после отела.   Корова начинает производить сразу много молока, на что требуется много энергии. Для сравнения, мы с вами потребляем с пищей столько энергии, сколько нам необходимо для жизнедеятельности. А, например, атлетам необходимо гораздо больше энергии. Или как спортсмены во время «Тур де Франс», которым во время заезда нужно очень много энергии, так много, что порой они принимают запрещенные препараты, чтобы выдержать это состязание. Примерно то же самое происходит с коровой. В начале лактации корова не в состоянии потребить достаточное количество корма, чтобы ее организм мог выделить необходимое количество энергии. Наступает период отрицательного энергетического баланса во время ранней лактации. Это можно сравнить с человеком, придерживающимся диеты. Количество энергии сокращается, он начинает терять вес. 

Концентрация кетоновых тел в крови нарастает, организм их не потребляет, их содержание в печени растет, корова заболевает. Различают две формы кетоза – клиническую и субклиническую. В первом случае диагностировать болезнь можно по видимым признакам – у коровы снижается аппетит, надои. При субклинический форме кетоза животное не подает никаких признаков болезни, мы ничего не замечаем. Необходимо выявить заболевание до того, как оно перетечет в клиническую форму. 

Кетоз снижает показатель эффективности фермы.

Исследование, проведенное в Европе и Северной Америке, показало, что 14% коров имеет клинический кетоз. Около года назад я встречался с фермерами из Южной Америки (США и Канады), мы говорили о затратах на лечение. Я их спрашивал о болезнях на их фермах, и во сколько, по их мнению, обходится лечение. Названные ими затраты были примерно теми же, что и в исследовании (196 долл. против 207 долл. в исследовании). Но, на вопрос о количестве случаев заболеваний на их фермах они не ответили. Их примерной цифрой было 8,4%, что практически в два раза меньше, чем есть на самом деле. Т.е. фермеры понимают, во сколько им обходится каждый случай заболевания коровы, но не знают, сколько больных клиническим кетозом животных содержится на ферме. 

Но если взять 14% и 207 долл./каждый случай заболевания на 100 голов – получится около 3 тыс. долл. или в среднем 30 долл. на корову в год. Не то чтобы большие деньги, действительно. Но вот субклиническим кетозом страдает порядка 43% коров. И если посчитать, то стоимость лечения субклинического кетоза уже составит порядка 9 тыс. долл. на стадо из 100 голов или в среднем 90 долл. на корову - это уже ощутимая сумма.

Вы спросите, почему мы говорим о субклиническом кетозе, но стоимость лечения берем ту же, что у клинической формы болезни? Вероятно, в случае с субклинической формой потери будут не столь большими? 

В ходе исследования было проверено около 3000 коровю. У коров, страдающих субклинической формой кетоза, наблюдалось снижение продуктивности на 14-18%.

Итак, кетоз является серьезной проблемой. 

DN: Каким образом болезнь можно выявить? 

На сегодняшний день есть три способа определения кетоза: анализ крови, анализ мочи и анализ молока с помощью специальных тест-полосок. Все способы определяют содержание   кетоновых тел . Проблема заключается в том, чтобы проверить каждую корову, необходимо взять у каждого животного анализы – это требует много времени, также это стресс для коровы. Кроме того, каждый анализ стоит денег – анализ крови, например, - порядка 2 долл. Анализ мочи и анализ, выполняемый с помощью тест-полосок дешевле, около 10 центов. Но учитывая количество анализов (коров), итоговая сумма все равно получится большой. Проведение этих анализов также зависит от погоды – при высокой влажности или температуре они не работают. Также, их показания могут варьироваться в зависимости от времени дня. Мы проводили эксперимент: брали анализ крови у двух коров в 7 часов утра и вечером: первый анализ не показал отклонений, а вечерний показал, что корова больна. Утром же два часа спустя (9 утра) у той же коровы снова взяли анализ, и он показал, что животное больно кетозом. То есть результат анализа менялся в зависимости от времени суток. Я объясню почему. Когда вы сдаете анализ крови, врач просит вас не есть и не пить за 12 часов до процедуры. Мы не можем попросить корову не есть 12 часов перед анализом. 

Другой проблемой является то, что каждый анализ стоит денег, возможности проверять каждую корову ежедневно нет, таким образом животных приходится проверять выборочно. 

С Afilab вы можете оценить ситуацию на ферме быстро, определяя  больных кетозом коров в реальном режиме времени во время доения. Наличие заболевания у животного определяется на основе соотношения содержания жира и белка в молоке: содержание жира растет. 

Обычно у коровы берут анализ на кетоз в первые 10-15 дней после отела. Разумеется, есть вероятность, что эта корова не заболеет по истечении этого периода. Но с Afilab у вас есть возможность проверять ее каждый день и окончательно исключить вероятность болезни. 

Обычно, заболевание кетозом вызвано неправильным кормлением животных.

Заболеванием кетоза станет очевидным по прошествии 10-15 дней после отела. 

Порядка 50% затрат на ферме приходится на кормление. Особенно это касается тех территорий, где не используются пастбища, в том числе Россия. Мы стараемся сделать все, чтобы корм был одинаковым по составу. Но на деле этого очень сложно добиться, сохранить состав кормовой смеси одинаковым практически невозможно, ведь он зависит даже от того, каким образом был смешан корм и доставлен на кормовой стол. Не всегда рассчитанный нами рацион совпадает с тем, что попадает к животному. Животное должно иметь очень постоянный уровень pH в рубце и микрофлору, чтобы надлежащим образом переваривать корм. 

Сегодня существует множество способов проверить корм, но они опять же требуют много времени и денег. А основным недостатком большинства методов является то, что вы проверяете образец корма, взятый из определенного места и в определенное время. 

С Afilab это делается проще. В одном из разделов программы управления стадом под названием “Feeding control” отображаются уровни содержания жира и белка в молоке, которые сигнализируют о необходимости внести изменения в рацион животного. При этом мы имеем возможность оперативно определить качество корма и своевременно принять меры по устранению проблемы, если она есть.

DN: Разрешают ли фермеры ставить эксперименты на своих фермах?

Расскажу случай из практике. На одной из ферм в молоке вечернего удоя было очень низкое содержание жира. Во-первых, без Afilab они бы никогда не узнали, что такая проблема существует. Мы провели на ферме полдня, детально проверили все, что могло каким-то образом сказаться на количестве жира в молоке: силос, оборудование, с помощью которого он готовился, – никаких проблем не нашли. Оказалось, что они кормили коров только утром – с 6 до 7.30. Мы посоветовали разделить количество корма на две части и скармливать вторую часть после полудня. Технолог по кормлению был уверен, что это не поможет решить проблему. Эксперимент все-таки было решено провести – кормить стадо предложенным способом на протяжении 10 дней. Животные на ферме были разделены на три группы. Первые две получали 60% корма утром, в 6 часов, 40% - в 3 вечера. Рацион третьей группы остался прежним, это была т.н. контрольная группа. Уже в день начала кормления по новой схеме содержание жира в молоке вечернего удоя начало расти. Молоко контрольной группы не изменилось. 

DN: В чем вы видите преимущество использования Афилаб для увеличения эффективности потребления кормов?

Представьте футболиста Рональду и его брата близнеца, работающего в офисе. Если рацион первого будет таким же, как у второго, то ему не хватит энергии, чтобы играть в футбол и показывать хорошие результаты. Если брат, работающий в офисе, будет питаться так же, как спортсмен, он станет толстым и больным. И даже если рацион каждого будет усредненным, каждый из них не сможет полноценно заниматься своим делом. То же самое происходит с коровами: некоторые потребляют столько, сколько требуется их организму, а некоторые меньше или больше. В идеале каждая корова должна получать столько корма, сколько требуется ее организму. Существует т.н. система индивидуального кормления, не очень распространенная среди животноводов, но приобретающая все большую популярность, поскольку стоимость кормов очень высока. Для этого среди прочего вам необходимо знать состав молока. С Afilab можно точно определить, сколько энергии необходимо корове, чтобы выработать молоко определенного состава. Для этого поголовье делится на маленькие группы. Университет Флориды провел исследование с нашей системой. Они разделили коров на группы, состоящие из 29 голов. Одна была контрольной, питавшаяся по прежней схеме. Коровы из другой группы получали концентрированные корма, состав которых зависел от того, что именно требуется организму животного. Эксперимент начался на четвертой неделе после отела. Практически сразу надои молока в этой группе в среднем увеличились на 3 кг по сравнению с контрольной группой. Да, затраты на такие корма тоже выше. Но впоследствии коровы из экспериментальной группы сократили потребление концентрированных кормов, надои же остались на том же уровне. Цены на корма растут, и я думаю, со временем фермеры начнут искать возможности сократить затраты на них. 

И у нас есть инструмент, который поможет им сделать это правильно! 
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью