Буренка по имени А-молоко

Источник: enp-mo.ru
Первые такие «коровы»-красавицы появились в Дмитрове в сентябре 2010 года. Тогда в Подмосковье начался эксперимент по автоматизированной продаже молока.
Первые такие «коровы»-красавицы появились в Дмитрове в сентябре 2010 года. Тогда в Подмосковье начался эксперимент по автоматизированной продаже молока. Ныне дети вендинга (под этим мудрёным английским словом понимается продажа напитков и продуктов питания через торговые автоматы) прописаны уже и в Яхроме, Лобне, Мытищах, Химках, Долгопрудном. Всего их 25.
«Автоматическая корова», что на снимке, даёт молоко в самом многолюдном уголке Дмитрова – возле рынка. Причём рядом возвышаются два тонара с пакетированной продукцией местного завода. Конкуренция! 
– Не могли в другом месте поставить автомат! – злится продавщица. – Отбивают у нас давних покупателей. 
Пенсионерка-дмитровчанка прошла мимо автомата, наверху которого макет чёрно-пёстрой коровы. Остановилась у тонара. Набрала немало пакетов. «Я доверяю заводской, проверенной продукции. А цена молока почти такая же, как из автомата. Да и возиться там с кнопками мне неловко», – говорит она. 
К «А-молоко» подходит девушка. Держится, сразу видно, неуверенно. Обращается ко мне за советом, как «подоить» бурёнку XXI века. Советую взять из ниши красочный буклет. «Да я спешу, некогда читать». Благо подошёл молодой мужчина, судя по всему, завсегдатай этой необычной торговой точки. Помог новичку отовариться. 
Анна Шебек – студентка, только вернулась из столицы с занятий. «Мама попросила набрать молока именно в автомате. Я и не знала, откуда она его приносит. Стоит в холодильнике бутылка – возьму, налью в чашку, пью с удовольствием. Ароматное, вкусное и не синее, как из пакета, а жёлтое. Потому что жирное», – частит словами юная дмитровчанка. Её добровольный инструктор подхватил радужный тон разговора: 
– Я давно покупаю молоко только в автоматах. Посмотрите на его цвет! Желтоватое, а не сине-белое. Потому что живое. Видите, на автомате совет-призыв продавца молочко обязательно кипятить. Мы пьём, себе на радость, только сырое. 
Бабулька пришла со своей полиэтиленовой литровой бутылкой, экономия – 5 рублей. Родом из села Куликово, что рядом с заливной долиной реки Яхрома. 
– Молочко в пакетах и это вот, живое, – небо и земля. Разница такая же, как между соком, собственноручно приготовленным тобой из свежих фруктов, без сахара, консервантов и прочих добавок, и из пакета. 
Все, кто подходит к автомату-красавцу, на все лады воздают хвалу его содержимому. Бабуля подытожила сказанное: «Одно слово: живое молоко. Оттого и пахучее. Только его и беру, хотя дороговатое – сорок рубликов литр». В памяти сами собой всплыли стихи Беллы Ахмадулиной о привычном для нас белом чуде из коровьего вымени: 
Захочу – и его вам 
открою иным, 
Драгоценным и редким, 
как праздники. 
Его, драгоценное, «добывает» одна агрофирма в Дмитровском районе. Места экологически чистые. Корма такие же – с окрестных лугов и полей. Породистые и высокоудойные коровы завезены из Венгрии, «царской», как выразилась бабуля, породы. Животноводческие комплексы оснащены самой современной техникой. «Чистота там идеальная, рассказывала дочь землячки, качество молока проверяют не только свои суровые ветеринары, а из Москвы и Германии». Узнал я, что эта агрофирма признана одной из лучших в Подмосковье. 
Звоню на фирму, намереваясь договориться с руководителями о встрече, но, оказывается, продаёт продукцию не сама агрофирма, а другая компания. Узнать всё о родословной «железных бурёнок» мне посоветовали у руководителя проекта «А-молоко» Ивана Соломахи. Первыми в России автоматизированную продажу белого напитка, знаю, опробовали три года назад казанцы. Дмитровчане изучили их опыт, внедрили у себя. 
– Тут кстати вспомнить русскую народную поговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Помните, летом 2009-го переработчики обвалили закупочные цены на молоко? С 16 до 11 рублей. А фирма вложила большие средства в два новых высокомеханизированных животноводческих комплекса, в высокопродуктивных коров-«иностранок». Окупить затраты невозможно при таком ценовом беспределе. Беда заставила нас обратиться к опыту европейских фермеров, переживших такую же напасть чуть ранее нас. Они спасительный выход нашли как раз в автоматизированной продаже продукции ферм. Мы и решили пойти по этому пути, – рассказывает Иван Алексеевич. 
И родилась специализированная компания. «А-молоко» – это ответственные производитель и продавец, строжайший контроль параметров продаваемого продукта, стерильная чистота. 
Между прочим, это не сухая инструкция, как пользоваться автоматом, а ещё и пронзительный гимн молоку: «Натуральное молоко полностью сохраняет витамины, аминокислоты и питательные свойства, подаренные самой природой. Живое молоко раскрывает перед вами богатый вкус деревенского парного и тонкий сливочный аромат. Мы продаём только цельное молоко с естественной жирностью от 3,8 до 4,2%. Мы ничего не добавляем и ничего не убираем. Наше молоко не порошковое!» 
– При промышленной переработке питательные и вкусовые свойства молока существенно изменяются. Более чем в два раза снижается содержание целебного витамина «С» и витаминов группы «В». Намного меньше становится кальция и железа. Уменьшается биологическая ценность протеинов, – добавляет собеседник. 
Одна из покупательниц убеждала меня, что здесь продаётся парное молоко. Это она по доброте душевной так говорит. На самом деле на фермах агрофирмы после вечерней дойки насыщенный витаминами и микроэлементами продукт охлаждают до 4 градусов Цельсия и разливают в герметичные молочные танки из нержавеющей стали ёмкостью от 100 до 200 литров. Через четыре часа их установят в автоматы с холодильниками и платёжными системами, где содержимое хранится при температуре от 2 до 4 градусов. 
«А-молоко» – это два автомата в одном: по продаже пустых бутылок и целебного напитка. Расплачиваться можно как монетами, так и купюрами. Но для удобства желающие заводят личный электронный кошелёк. Подошёл, вставил в автомат ключ - и вот уже «железная бурёнка» щедрой струёй наполняет посуду. 
И в «Памятке-инструкции», и на самом автомате указан номер телефона дежурного диспетчера специализированной компании. Закапризничала «корова», хотите вернуть остаток денег в электронном кошельке, звоните, и представитель продавца продукции или даст квалифицированный совет, как и что сделать, или приедет по вашему вызову. 
В Дмитрове ценники на автоматах извещают покупателя: «40 руб.». А в Мытищах, Лобне, Химках, Долгопрудном цифра иная: «45 руб.». Я подумал, что «Живой поток» землякам молоко продаёт дешевле. Оказывается, это не благотворительность, а экономический расчёт, ведь «транспортное плечо» до других городов намного длиннее. 
Ход эксперимента по автоматизированной продаже молока в городах Подмосковья покупатели оценивают на сайте компании. Отзывов, суждений много. От восторженных до критических. Люди жалуются: один молочный автомат переливает драгоценное, другой, наоборот, скуп, забился монетоприёмник... Сотрудники компании тут же отвечают на замечания (чаще всего сам руководитель проекта). 
Жительница Химок написала: «Я наконец-то нашла «то самое», из деревенского детства – пахучее, натуральное». Ей вторит ценитель цельного молока из Мытищ: «Стерильное», сроком годности в полгода, из пакета, и – живое из бутылки и сравнивать-то нельзя. Пакетное – значит мёртвое». То и дело повторяются такие комплименты: «Каша из вашего чудо-молочка получается несравненная», «Йогурт, творог, сметана – объеденье: пальчики оближешь!» Словом, отклики в интернете чаще всего – это тоже гимн «стальной бурёнке». 
Порой завязываются дискуссии: можно ли пить сырое молоко из агрофирмы? «Сам пью с сентября 2010-го и другим советую. При кипячении волшебные вещества гибнут», – читаю на сайте. Иван Соломаха терпеливо отвечает, что Федеральный закон № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» обязывает продавца предлагать покупателям подвергать «драгоценное и редкое, как праздники» термической обработке. И агрофирма это требование строго выполняет. Но сам он пьёт то, что от коровы. Детям подогревает, но не кипятит, чтобы не убить «живое».
– Эксперимент «А-молоко» можно считать удачным? 
– Да. Начинали мы с пяти автоматов, теперь их 25. Мы уже продаём ежедневно по 3,5 тонны продукции. «Набили шишек на лбу» – накопили опыт. Теперь готовы прийти в столицу. Москвичи-дачники, между прочим, полюбили «стальных бурёнок», зовут в Белокаменную. Хотим также продавать не одно только цельное молоко, а и фасованные кисломолочные деликатесы нашего собственного завода, который строим. 
Я поучаствовал в эксперименте дмитровчан. Две бутылки молока привёз как гостинец землякам в Лобне. Отведали – воскликнули: «То самое, из детства в нашем курском селе Репец, на берегу реки Оскол с заливными лугами и буйными травами».

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью